Рецензия на VHS «Утомленные солнцем»

Режиссер: Никита Михалков
В ролях: Никита Михалков, Ингеборга Дапкунайте, Олег Меньшиков, Вячеслав Тихонов
Жанр: драма
Выпуск: Лазер-видео
Оценка: 4

Забудьте о тех далеких временах, когда Никита Михалков был услужливым официантом («Родня»), бандитом («Свой среди чужих, чужой среди своих»), барыгой-проводником («Вокзал для двоих»).

В девяностых годах Михалков как-то незаметно стал: сначала лицом российского кинематографа на Западе, а позже и крупным киночиновником. Птице высокого полета — соответствующие роли.

Позже Никита Сергеевич примерит на себе императорскую корону («Сибирский цирюльник»), а пока, в голодном на отечественные картины 1994 году ему «приходится» довольствоваться ролью крупного советского военачальника Сталинской эпохи.

…1936 год. Свой выходной комдив Сергей Котов проводит на даче в кругу семьи. Жена, дочь, многочисленные родственники и соседи, неожиданно приехавший друг семьи Мити — все они томятся под жарким летним солнцем. Погода располагает к веселью, купанию на реке, футболу и обязательному русскому застолью. Только вот дни, хоть они и долгие в летнюю пору, все равно сменяются ночью. И веселью наступает конец, поскольку Котов быстро понимает, что Митя (с которым у его жены в прошлом был роман) приехал не просто так, а чтобы забрать его, легендарного комдива с собой. И действительно, когда приблизился закат, подъехала черная машина и люди в штатском увезли Котова, туда, откуда в сталинские времена мало кто возвращался…

Теме репрессий в «Утомленных солнцем» конечно же отводится важная роль. Важная, но не главная. Главный элемент картины - это сам Михалков в образе комдива Котова.

В начале девяностых российский кинематограф медленно умирал, выдавая в качестве предсмертных вздохов мусорные, низкопробные картины. Найти образ положительного героя в опусах того периода крайне сложно. Времена были не самые простые, и духовный вакуум, по мнению многих уважаемых людей, грозил падением нравственности в обществе (если было еще куда падать).

«Вам нужен положительный герой, так берите его», — сказал Михалков и скромно предложил свою кандидатуру. Его Котов и в самом деле образцово-показательный персонаж. Резкий, но честный, одновременно справедливый командир, любящий муж, заботливый отец, человек не понаслышке знающий, что такое честь офицера. За таким женщина чувствует себя как за каменной стеной, на таких держится страна. Ну чем не образец для подражания?!

Благодарные зрители с интересом восприняли новое творение Михалкова-режиссера. Для иностранцев «Утомленный солнцем» стали кратким путеводителям по закоулкам загадочной русской души, для соотечественников — занимательным погружением в недалекое прошлое своей страны.

Сделав качественное развлекательное кино с русским колоритом, Михалков не смог в полной мере реализовать духовно-воспитательную миссию своей картины. Успех созданных после «Утомленных солнцем» фильмов «Брат» и «Брат-2», популярных телесериалов «Улицы разбитых фонарей» и «Бригада», наглядно показал, что страна выбрала себе других героев. Котова можно уважать, любить, им можно восхищаться. Но ему невозможно подражать, ведь он Герой совсем другого времени, давно канувшего в лету…

Для справки:

«Утомленные солнцем» получили премию «Оскар» в номинации лучший иностранный фильм, а также Гран-При Каннского фестиваля. Именно с Каннским фестивалем связаны не самые приятные для Михалкова воспоминания относительно этой картины. Гран-при — второй по значимости приз, а первый, Золотую пальмовую ветвь, в тот год получил фильм Квентина Тарантино «Криминальное чтиво». Никита Сергеевич не скрывал своего разочарования. Как это, предпочесть ему, крупному европейскому мэтру, какого-то малоизвестного американского режиссера? Мог ли подумать тогда Михалков, что он соревновался с человеком, которого вскоре провозгласят революционером мирового кинематографа…


Все новости