Филипп, как вы попали на проект «Меченосец»? Прочитали роман Евгения Даниленко или Сергей Сельянов вдохновился «Статским советником» и решил, что обязательно должен сделать с вами фильм?
Ну, работа так и всегда складывается – ты хочешь поработать с кем-то, попадается хороший материал, находятся деньги и время. Мы с Сельяновым разрабатывали совсем другую картину, но она не получилась. После «Статского советника» мне хотелось сделать что-то современное, чтобы в сюжете главной была любовь, и при этом оставался простор для новаторства. «Советник» не позволял мне выйти за рамки акунинской прозы, и мне не хватало воздуха. И тут Сергей Михайлович предлагает мне «Меченосца» – естественно, я с удовольствием за него взялся.
Ваши последние работы – сплошь экранизации. Как вы работаете с текстом?
В «В движении» изначально был очень хороший сценарий, мне оставалось лишь поправить пару диалогов. Со «Статским советником» было немного сложнее: я был приглашенным режиссером, и у проекта уже была сложившаяся структура – сценарий был сделан под Никиту Михалкова. Но у картины было много других прелестей, из-за которых мне и хотелось ее сделать. Вообще, любой сценарист, если он вменяемый человек, конечно, обычно не против, если в рукописи что-то меняют. Что касается «Меченосца», то он и вовсе сделан совместными усилиями. Чем мне проект привлек, так это тем, что в нем очень мало текста. Герои практически ничего не говорят, а описать картину можно на шестнадцати листах. Тут главенствует пластика изображения.
Как проходил процесс кастинга?
Я очень редко делаю пробы как таковые, потому что не верю, что можно хорошо играть на пробах. Поэтому я скорее пробую имидж и грим, чем вживание в образ. Просто прошу актера придти и пообщаться со мной от лица персонажа. Вторая причина, по которой я не делаю проб – я работаю с теми людьми, которых я знаю. С Артемом Ткаченко так и было: когда я его нашел, я сразу понял, что он и есть мой Меченосец. То же самое произошло с Чулпан. Она известная актриса, и мы лишь поработали над ее образом, превратив ее в роскошную голубоглазую девушку.
Но ведь Артем – актер комедийный. Как же вы разглядели в нем трагического героя?
Вообще-то я тоже начинал карьеру не с блокбастеров, а с «Тети Аси», «Пантина Прови» и «Кока-колы». И посмотрите, где я сейчас! Все с чего-то начинают, у каждого в начале пути нет никакого резюме, все стесняются. Вот он и дождался своего времени. Актер – это такая профессия, в которой надо быть всегда готовым и свой шанс использовать.
Много ли в фильме мистического?
Да это и не триллер вовсе. Каждую картину можно подогнать под жанр – да тот же «Евгений Онегин», чем не триллер? Но я не хотел бы так узко формулировать ленту. Все-таки это фильм про любовь с большим количеством слоев. Мистика тоже присутствует, но она сделана предельно реалистично: то ли мистика, то ли нет. А в целом, картина метафорична.
А вас не смущает определенное сюжетное сходство с «Людьми Икс»?
Ни капли. Если сравнивают – значит, фильм на слуху, чему я только рад. Но если бы вы попросили провести какие-то сравнения лично меня, я бы сказал, что «Меченосец» больше похож на картины голландских художников. Я еще раз повторю, что мой фильм не экшн, а чаша с метафорами. Он рассказывает о том, как общество сделало из человека моральное чудовище, а он свою ненависть трансформировал сначала в месть, а потом – в любовь.
Тем не менее, экшн в нем тоже присутствует. Кто занимался трюками и спецэффектами?
У меня была прекрасная команда, которая работала над «Ночным Дозором». Компьютерной графики у нас совсем немного, но она есть – ее делала питерская компания «Мельница».
Вы предусмотрели возможность сиквела? Роман заканчивается недвусмысленно, но кино обычно любит хэппи-энды…
(Смеется) «Возвращение Меченосца»? Можно было бы и оставить мостик. Когда мы закончили фильм, то много над этим смеялись. Но если серьезно, то мой почтовый ящик ломится от всевозможных предложений – в перспективе у меня есть и современные истории, и сказка, и костюмный фильм. Так что немедленно приступать к продолжению мы не станем.