Алексей Мурадов говорит про «Ночные сестры» и авторский вклад в продюсерское кино

На закате лета в подмосковном доме отдыха «Удельная», что в Раменском районе, режиссер «Червя» Алексей Мурадов снимал другого Алексея – Макарова, в лирической комедии «Ночные сестры» по сценарию Валентина Черных. Мы задались вопросом, как в продюсерском кино чувствует себя режиссер, который начинал с создания рекламных роликов, а потом переключился на кино авторское.

В чем сюжет фильма?

В наши дни, где-то в Псковской области однажды вечером в санаторий привозят человека, попавшего в аварию. Он хорошо одет, в паспорте московская прописка, в кошельке много денег, Мерседес последней модели разбит вдребезги. Его принимают за олигарха или крупного чиновника. Он без сознания. Через некоторое время приходит в себя и начинает, что называется в народе, заговариваться. В течение пяти дней он находится в этом санатории. Пять дней в одной географической местности происходит действие фильма.

Главного героя играет Макаров Леша. И вокруг него – персонажи, условно говоря, медсестры. Четыре замечательные девушки, пытающиеся с ним общаться.

Кастинг был большой?

Да, большой. Актеров утверждал и я, и продюсеры. Мы это обсуждали, они объясняли свое мнение. Такое любопытное взаимодействие, потому что в других фильмах я – сам себе хозяин. Это первая в моей жизни история абсолютного продвижения, и я в нее играю с удовольствием.

Как Вы охарактеризуете данный жанр?

По литературе это – комедия, но не геговая, а, скорей, лирическая. Но в ней заложен очень глубокий социальный импульс. Глубина России. Для себя я пока определяю эту картину как лирическую комедию с социальным уклоном. А дальше посмотрим, что получится. Я в этом году планировал совсем другой фильм. Но в руки попал очень любопытный сценарий. И так совпало – снимаю коммерческое кино.

Фильм о чем?

- О любви. Обычная житейская история, которая могла бы произойти в любом месте нашей необъятной страны, и в любое время, хотя кажется очень современной. В ней есть и отголоски «Ревизора», и что-то толстовское; много материала, который позволяет считать, что картина будет насыщена эмоциями и мыслью. Непосредственность, доброта, незащищенность очень впечатляют.

В чем разница между арт–хаусным кино, которое Вы снимаете, и зрительским, которым занялись сейчас?

Разница огромнейшая, я и раньше осознавал это. Но после пятнадцати дней съемок она становится особенно очевидной. Авторское кино – это кино о собственных мыслях, своей боли, и оно – как некий диагноз. Коммерческое кино – другое, оно преследует иные цели. Это – попытка заработать деньги, тут нечего кокетничать. Широкий зритель в данный момент не очень хочет сопереживать. Ему хочется развлечься. В этом и разница: некоммерческое кино пытается дать возможность сопереживания, а зрительское кино заставляет получить некое удовольствие. Это две разные даже режиссерские профессии. Я, например, слабо представляю Марка Захарова, который не развлекая, пытался бы говорить о вечном… Меня же интересует, что меня самого и мое окружение беспокоит. И потому «Ночные сестры» для меня эксперимент – первый подобного рода, и, думаю, последний.

Но лирические мелодрамы типа «Москва слезам не верит» (сценарий которой также принадлежит перу Валентина Черных (прим. Ред)) - это не попытка развлечь…

Эти фильмы снимались в советское время. Это совсем другая «закваска». Раньше не делили кино на коммерческое и некоммерческое. Существовал Тарковский, Глеб Панфилов, еще человек десять, которые снимали кино. Была градация политическая. У нас нет политической цензуры сейчас. Сейчас есть цензура рубля. А это страшнее, потому что человек, который вкладывает деньги, хочет получить их обратно, и, дай бог, с прибылью. По формуле Деньги- Товар – Деньги(штрих). Кино это выхолащивает. Мы имеем огромное количество фильмов, производимых в нашей стране, которые кроме популярного развлечения больше ничего в себе не несут. Поэтому «Москва слезам не верит» - это совсем другое кино, и я не думаю, что форма была бы востребована сегодня. Разные требования.

Я хорошо знаю, из чего состоит коммерческое начало любого визуального изображения, коммерческие тонкости, потому что в советское время, на заре перестроечного телевизионного периода я работал режиссером, занимался рекламой, киноэфирами..

Раньше все фильмы выпускались с согласования с комиссией. В данном случае есть коммерческий продукт. В чем разница?

Разница есть, она ощутима. Сегодня продюсеры – это люди умные, хитрые, знающие цену себе и окружающей среде, умеющие общаться и потребовать деньги, которые они вложили в продукт. В советское время структура была другой. Люди боялись за свою карьеру, их легко можно было обмануть, поскольку они преследовали свои узкие цели, пытаясь выжить.

Режиссерская работа тоже разная?

Очень большая разница! Если бы это было авторским кино, то – много крови, всего того, что является по сути дракой. А в данном случае есть задача развлечь. Не знаю, насколько удается, но пытаюсь.

Удовольствие от работы получаете?

Конечно! За моей спиной стоят те люди, с которыми я снимал уже не одно кино. Одно удовольствие с ними работать! У меня вообще возникает ощущение, что, может быть, кроме меня, неталантливых людей на площадке нет. Каждый, начиная от осветителей, заканчивая актерами, очень талантлив в своей профессии. А работать с талантливыми людьми, которые хотят что-то сделать и делают это, - одно удовольствие!

Ради чего зритель идет в кино? И в картине «Ночные сестры» есть какой-то «манок», изюминка, которая зацепит, от чего все ахнут?

Если почитать газеты, посмотреть телевизор, - можно идти и вешаться. СМИ уже несколько лет в нашей стране акцент дают только на депрессии, невозможности жить. А в нашем фильме эта депрессивная часть жизни не рассматривается, она в картину попадает опосредованно. В картине та часть жизни, которая приносит удовольствие на уровне улыбки. И основное – это удовольствие от просмотра. История про молодого человека и девушку. История про любовь. Разница в том, что СМИ пытаются нападать, а фильм показывает, что при уже сложившейся ситуации жизни насколько в нас осталось человеческого.

Можно ли сформировать «великолепную семерку» фильмов, которые Вам нравятся?

«Броненосец «Потемкин»», «Корабль идет», «Мой друг Иван Лапшин», «Начало», «Коммунист», «Комиссар», и любые фильмы итальянского неореализма.

Работа над фильмом «Ночные сестры» на студии «Кинослово» идет полным ходом. Продюсеры ленты Валентин Черных и Петер Ануров планируют премьеру картины на февраль-март 2007 года. В то время, когда влюбленные дарят друг друга валентинки, боссы подчиненным веточки мимозы, когда весь мир кричит о любви и те, кому немного за 30 все еще мечтают выйти замуж за принца…

Фото: Максим Ушаков

Благодарю Ольгу Лаптеву за помощь в подготовке материала


Все новости