«НК» на съемках «Путевого обходчика»

Старенькая шахтерская клеть, дребезжа, опускается под землю на глубину 65 метров. Проплывают закованные в ржавое железо стены стволовой шахты, где-то поросшие плесенью, где-то мокрые от грунтовых вод, где-то – освещенные тусклыми дежурными лапочками. Наконец клеть резко упирается в грунт и глаза слепит непривычно яркий для такой глубины свет. Впрочем, замечаешь проложенные поверх грубых вагонеточных путей блестящие рельсы, по которым скользит операторская тележка. Слышатся команды режиссера и хрип раций, дублируя их, теряется в темноте бесконечных тоннелей. Здесь, по колено в грязи, в полузатопленных шахтах строящейся линии метро компания «Импортфильм» снимает экшн-триллер «Путевой обходчик».

«Путешествие к центру земли»

Cтанция метро «Достоевская» Люблинской ветки будет пущена не скоро: сама она еще не прорыта, а все подходы к ней наглухо забутованы, т.е. забетонированы – за месяц съемочного периода киногруппа «Обходчика» не только понимает, но и сама уже изъясняется метростроевскими профессионализмами. Съемка кино в этих тоннелях – единственное действующее производство, никаких других работ здесь сейчас не ведется из-за отсутствия финансирования. Так что режиссер проекта Игорь Шавлак практически безраздельно властвует в этом подземном царстве.

Если соцреалистическое киноискусство критики характеризовали как борьбу хорошего с очень хорошим, то «Путевой обходчик» – это борьба плохого с наихудшим: три бандита грабят банк и, прихватив с тобой заложников, пытаются уйти от преследования через подземные коммуникации. Там их должен встретить напарник-диггер, однако вместо него встречает здоровенный маньяк-убийца, добычей которого они один за другим становятся.

Вообще о подземных коммуникациях столицы давно слагают легенды. И надо признать, история о метростроевце, навечно оставшемся под землей, выглядит гораздо реальнее баек о полутораметровых крысах и поездах-призраках. Идея фильма пришла генеральному продюсеру «Обходчика» Валерию Кречетову после прогулки с диггерами по подземной Москве. Написанный им сценарий заинтересовал Sony Pictures – глава «Импортфильма» давно вел переговоры с американцами о совместном производстве и «Путевой обходчик» стал первой ласточкой этого сотрудничества.

Ссылаясь на всевозможные кинематографические суеверия, режиссер и продюсер мягко уклоняются от комментариев по поводу фильма, и тем не менее, нам удалось выманить их в боковой тоннель для короткого интервью:

– Мне давно интересно жанровое кино, – рассказывает режиссер Игорь Шавлак («Семья вурдалаков»). – Я считаю, оно требует гораздо большего мастерства от режиссера, чем авторское кино, большей точности в работе актеров. Работать в таком интерьере конечно, очень нелегко, но это того стоит. Мы делаем все возможное, чтобы зритель, придя в кинозал, смог действительно увидеть качественное и по-настоящему страшное кино.

– Как только мы спустились сюда впервые, сделали фотосессию – сразу стало понятно, что ни в каком павильоне такой атмосферы не добьешься, – подключается к разговору продюсер проекта Валерий Кречетов, – Это было концептуальное решение меня и Игоря – снимать все именно в реальных тоннелях, в естественном интерьере. В павильоне, который сейчас как раз строится, мы будем снимать только одну сцену – ее по-другому снять, увы, невозможно.

Естественно, как это всегда бывает со съемками на специальных объектах, есть куча сложностей, не зависящих от кинематографистов. Подземные работы в районе «Достоевской» с переменным успехом ведутся уже восемь лет и в календарно-постановочный план «Импортфильма» постоянно вторгаются обстоятельства, связанные с изношенностью метростроевского оборудования. Так, например, администраторам «Обходчика» пришлось резко перекраивать съемочный график из-за непредвиденной замены клети, на которую у метростроевцев ушло несколько дней. Все это время ни грип, ни операторы не могли спустить в шахту оборудование, да и после обновления этого «шахтерского лифта» всей группе то и дело приходится спускаться и подниматься наверх своим ходом. Впрочем, «путейцы» находят и в этих неудобствах свои плюсы.

i<>– Когда из двадцатиградусной жары постепенно по аварийной лестнице погружаешься под землю мимо этих сосулек и сталагмитов, то настраиваешься на определенный лад, вживаешься в роль, и играешь потом совсем по-другому – рассказывает Александр Высоковский, играющий в фильме милиционера, попавшего в заложники, – художники-постановщики в наше время, конечно, могут все, но воссоздать такое в павильоне нереально. Когда тебе то и дело капает вода за шиворот, чувствуешь, что это все неподдельное, настоящее и это очень помогает. Посмотрите, тут даже пар из рта идет…

Несмотря на то, что температура в тоннеле чуть выше нуля, на площадке действует строжайший «сухой закон». Единственный раз, когда Игорь Шавлак разрешил отойти от этого железного правила – когда актриса Юлия Михайлова в образе убитой Обходчиком заложницы должна была несколько дублей лежать в грязи на полу подземелья.

Пока в одном тоннеле режиссер и операторская группа выставляют кадр, в соседнем бригада постановщиков обустраивает логово путевого обходчика, а в тупике рабочие варят из арматуры и железных листов капитальные ворота, чтобы через несколько дней актеры в кадре насквозь протаранили их вагонетками. Эти тяжелые метростроевские вагонетки киногруппа уже давно приспособила для перевозки своей аппаратуры.

В одном из тупиков ближе к стволовой шахте постановщики трюков отрабатывают «каскадерские» сцены. По сюжету путевой обходчик обладает поистине сверхчеловеческими возможностями и преследует беглецов, перескакивая со стены на стену, взмывая в воздух и отвечая на стрельбу героев фильма целым арсеналом метростроевских инструментов и приспособлений, среди которых, например, огнемет.

– Мой герой делает исключительно благое дело – иронизирует актер Алексей Дмитриев – эти непрошенные гости вторглись на закрытую территорию, на режимный объект, который я, по сюжету, охраняю от посторонних глаз. Другое дело, что для того, чтоб лучше понять роль мне пришлось пересмотреть такие фильмы как «Молчание ягнят», «Сияние» и т.д.

Помимо тоннелей возле «Достоевской» съемки запланированы в нескольких смежных метрополитенных помещениях, бомбоубежище, вентиляционной шахте, часть которой, кстати, и будет реконструирована в павильоне.

Обывателю, как правило, видевшему подземную Москву лишь из окна вагона метро, кажется, что все подземные тоннели «на одно лицо». Удивительно, но в районе одной лишь станции группа «Обходчика» воссоздает многокилометровый проход героев под землей – каждый тоннель здесь непохож на соседний – один закованный в стальной каркас с проложенными рельсами, второй – квадратный бетонный, третий – идеально круглый в диаметре – «мой самый любимый» – признается Валерий Кречетов. Эффектный кадр с этим уходящим в темноту, похожим на ракетную шахту, тоннелем, сейчас украшает обложку сценария, возможно, украсит и рекламные плакаты фильма.

Подземное заточение съемочной группы «Путевого обходчика» продлится до конца июля, к этому моменту, по словам Валерия Кречетова, частично будет готова уже монтажная «рыба» фильма. Премьера же должна состояться в январе 2007 года.

Текст: Никита Сутырин


Все новости