Конкурсная программа отчетливо делится на две неравные части. С одной стороны – фильмы всемирно известных режиссеров, в которых играют всемирно известные актеры: «Сколько ты стоишь?» Блие, «Родственники» Сабо и «Спроси у пыли» Тоуна. С другой стороны – все остальное. Как минимум две награды можно вычеркивать сразу. «Сколько ты стоишь?», при всем своем роскошестве, на лучший фильм не тянет, но у Моники Белуччи есть реальные шансы получить приз за лучшую женскую роль. А вот «Родственники», по всем параметрам, вполне достойны получить гран-при. «Спроси у пыли», скорее всего, останется без награды.
Следующая группа фильмов – представители типичного европейского арт-хауcа: «Лед и пламень» (Италия), «О Саре» (Швеция), «Страхование жизни» (Германия), «Червь» (Россия), «Кто никогда не жил» (Польша), «Уроки вождения» (Великобритания) и «Пробуждение» (Греция). Все эти фильмы стоят примерно на одном уровне, так что здесь все будет зависеть от критериев. Так как «лучший фильм», по нашим подсчетам, занят «Родственниками», здесь остается выбирать «лучшего актера» и «лучшего режиссера». Есть надежда, что лучшим режиссером будет признан все-таки не Бюлент Акинчи со своими вариациями на тему Кафки. Но и поверить в то, что жюри пропустит «Страхование жизни» – тоже сложно. Остается предположить, что исполнитель главной роли в этом фильме Йенс Харцер получит приз за лучшую мужскую роль, тем более, что его игра действительно выглядит более чем достойно. А лучшим режиссером может быть признан либо Умберто Марино («Лед и пламень»), либо Анджей Северин («Кто никогда не жил»), так как оба – создатели лучших в этом списке лент.
Еще одна группа – картины не из Европы, плюс хорватский фильм, тоже выпадающий из списка европейского артхаузного кино. Это «Больше всего на свете» (Мексика), «Букмекер» (Филиппины), «Полурусская история» (Израиль) и «Спи, мое золотко» (Хорватия). Одному из этих фильмов в качестве поощрения непременно должен достаться специальный приз жюри, и можно предположить, что это будет «Спи, мое золотко» или «Полурусская история». Хотя в целом ни одна из перечисленных картин по существу не уступает другой.
В последней группе остались фильмы, представляющие к конкурсной программе мейнстрим, хотя все – в разной степени. Это «Как все» Рендерса, «Климт» Руиса и «Самурай, которого я любила» Куроцути. Самым перспективным фильмом из перечисленных можно назвать «Как все», а самым разрекламированным – «Климта». Но по-настоящему новаторских, и при этом глубоко задевающих зрителя картин в этом списке нет. Монополия на глубину идей и оригинальность их выражения по-прежнему остается у арт-хауcа, к которому и принадлежала большая часть конкурсных лент.
Итак, наши оценки:
«Больше всего на свете» 3
«Букмекер» 4
«Как все» 4
«Климт» 3
«Кто никогда не жил» 5
«Лед и пламень» 5
«О Саре» 4
«Полурусская история» 5
«Пробуждение» 3
«Родственники» 5+
«Самурай, которого я любила» 3
«Сколько ты стоишь?» 5
«Спи, мое золотко» 4
«Спроси у пыли» 4
«Страхование жизни» 4
«Уроки вождения» 4
«Червь» 4
Мы ожидаем следующего распределения наград по итогам фестиваля:
Главный приз – «Родственники»
Специальный приз жюри – «Полурусская история»
Приз за лучшую режиссерскую работу – Анджей Северин «Кто никогда не жил»
Приз за лучшее исполнение мужской роли – Йенс Харцер «Страхование жизни»
Приз за лучшее исполнение женской роли – Моника Белуччи «Сколько ты стоишь»
Приз зрительских симпатий – «Сколько ты стоишь»