«Какая-то неведомая сила»
Очевидный плюс этого фильма – актер Йенс Харцер, исполнитель главной (и чуть ли не единственной) роли, арийский красавец с печальными глазами и мягким голосом. Если бы не он, весь сыр-бор вокруг экзистенциального кризиса, постигшего страхового агента, был бы совсем невразумителен. «Меня утягивает какая-то неведомая сила, и я не знаю, вернет ли она меня назад…» - сообщает Вагнер по телефону своей жене, которая давно перестала поднимать трубку, так что общаться приходится с автоответчиком. Что за неведомая сила утягивает в безнадежную темень герра Вагнера, - каждый волен догадываться сам. Но без классических для сюрреалистического творчества ассоциаций никому, думаю, не обойтись. Например, закадровое присутствие в этом фильме Франца Кафки видно невооруженным глазом.
«Страхование жизни» - как раз из тех интеллектуальных фильмов, от которых Анджей Жулавский на пресс-конференции пообещал требовать убедительности. По его мнению, подобные фильмы должны делаться не исходя из режиссерских амбиций, а обязательно с расчетом на зрителя, который в праве ждать от картины хотя бы некоторой прозрачности замысла. С этой точки зрения, «Страхование жизни» - фильм мутный, хотя и не лишенный некоего сумеречного шарма. А насколько убедительным сочтет его жюри, - покажут результаты основного конкурса.