Том Круз и Стивен Спилберг о фильме «Особое мнение», успехе и предвидении

Когда гости сели в трех метрах от ближайшего журналиста, переглянулись -- действительно ли стоит им сидеть так далеко от журналистской братии, когда наконец два самых влиятельных человека в Голливуде – Том Круз и Стивен Спилберг отставили свои спиртные напитки и оттащили стол еще на полметра от места, где я сидел, я понял, интервью будет не совсем таким, как я думал. Совсем не таким.

Как вы относитесь к предвиденью будущего и есть ли в этом опасность узнать слишком много?

Стивен Спилберг: Я думаю …это подобно религии. Будущее – предопределено оно или вы можете сделать выбор, можете управлять вашей собственной судьбой? Я думаю, ответ на этот вопрос у каждого свой. Зависит от собственной веры каждого человека. Иногда мне кажется , что я сам творец своей судьбы. Я следую по предопределенному пути. А иногда мне кажется , что я и моя судьба находятся в чей-то власти. И в этот момент я чувствую реальную угрозу, я нахожусь в смятении. Но несмотря на это, я скажу вам так: мое будущее находиться в моих руках и все дальнейшее будет зависеть от моего настроения!

Том Круз: Я хотел бы знать о будущем. Мне нравятся вопросы, которые ставит перед всеми нами наша картина. Существует ли судьба, или мы имеем выбор? Я полагаю, что мы можем выбирать и, в зависимости от своего выбора, мы изменяем конец своей жизни. Я заинтересовался будущим и это, отчасти, побудило меня сниматься у Стивена. Стивен сказал, что хочет сделать фильм, словно мы уже находимся через 50 лет от сегодняшнего дня, в будущем. Стивен говорил: "Я хочу создать мир, таким, как он будет выглядеть в будущем. На что он будет похож? Иногда зрители будут чувствовать связь того будущего и сегодняшнего настоящего. Человек будет узнавать некоторые вещи, но в большинстве все технологии уйдут очень далеко от сегодняшнего уровня». И я был очарован этим.


Я думаю, что кино, которое приводит мысли в замешательство – это как раз то кино, которого я жажду видеть с большим нетерпением. Я рад, когда в фильме мне приходится включать мозги. [Стивен Спилберг]

«Особое мнение», «Ванильное небо» и ваш, мистер Спилберг, «Искусственный разум» все имеют схожую тему, в них действительность – это понятие субъективное. Ваши картины подобны этой действительности, они тоже в чем-то субъективные. Это совпадение, что вы оба оказались вместе, чтобы сделать этот фильм? Ведь вы оба имели дело с подобными фильмами.

С.С: Я не вижу здесь подобных общих тем, потому что в «Особом мнении» действительность реальна. В нем нет альтернативной реальности, равно, как нет ее и в «Искусственном разуме». ”Ванильное небо” – восхитительно, потому что необходимо было понимать, где, в каком времени, главный герой находится. Я думаю, что кино, которое приводит мысли в замешательство – это как раз то кино, которого я жажду видеть с большим нетерпением. Я рад, когда в фильме мне приходится включать мозги. В тоже время я хочу создавать фильмы серьезные, глубокие. Ведь я стал взрослее. Я стал разбираться в сущности самого вопроса. И это именно то, что я пытался делать в “Особом мнении“.

В Ваших фильмах есть что-то общее с фильмами Брайена Де Пальмы, съемки сквозь пространство и время. Убийства с разных ракурсов. Джессика Харперс в конце…

C.С: Ну, Брайан Де Пальма и я, мы оба учились у одного человека. Это был Альфред Хичкок.

Т.К: [Смеется].

Как вы относитесь к общественному мнению о ваших фильмах и заставляет ли оно что-то менять, когда Вы приступаете к работе над новым проектом? Предостерегаете ли Вы себя от чего-то? Или может быть возникает чувство, что вам захочется что-то изменить в фильме, когда он уже выходит на экраны?

С.С:Я нормально к этому отношусь. Вы говорите о тех откликах, которые звучат после пресс-показа?

Я говорю в целом. Критика, кассовые сборы…

C.С: Все это не так важно для меня. И никогда не было. Я никогда особенно не придавал этому значения. И это никак не влияет на мой следующий фильм, получилось ли у меня создать хит или не удалось повторить прежний успех. Все это не меняет моего мнения относительно фильма над которым я работаю. Я не говорю: «Ох! Мне необходимо создать хит с целью получить побольше денег.

Т.К.: Никогда не знаешь, что именно делаешь правильно.

С.С.: И никто точно не может знать до самой последней минуты. Мы здесь, потому что у нас сейчас получилось, но никто не знает, как долго это будет продолжаться. Я делаю кино. И я действительно не…. Я просто один из тех немногих людей, которые не смотрят какие кассовые сборы в понедельник или вторник после уикенда. Я больше заинтересован тем хорошим ли оказался мой фильм, нежели тем сколько он собрал в прокате.

Т.К.: Это действительно так, ведь никто не знает заранее, что может произойти. Так что остается думать только о том: нравится ли мне этот сюжет, хочу ли я сниматься в этом фильме? Вам остается только верить и надеяться в то, что киностудии вернут больше денег в случае удачного проката, чем было вложено в ваш проект, поскольку они могли бы вложить эти деньги с таким же успехом в банк. Поэтому есть некоторая ответственность, но никакой серьезный выбор не обходится без этого. Работая со Стивеном , я наблюдал, как во время съемок его начинают захватывать внезапно рождающиеся идеи. Его интуиция преобладает над ним. Он, безусловно, талантливый режиссер и одаренный сценарист. Фильм ему интересен с точки зрения самой сюжетной линии. Это было важно и для всех нас. Ты никогда не знаешь, что получится в итоге, но работа так затягивает, что хочется ее продолжать.

Януш Камински выполняет весьма важную работу в ваших фильмах. Какой у вас самый любимый кадр в этом фильме?

С.С.: Есть один кадр, который я действительно очень люблю. Мы с Янушем работаем над фильмом вместе, фильм нас, можно сказать, роднит: я сижу перед камерой, а Януш устанавливает свет. Моя работа заключается в том, чтобы рассказать сюжет посредством камеры, а Януша в том, чтобы найти пути правильно его передать, «осветить». Так вот в моем любимом кадре есть именно это сочетание расположения камеры, объектива и света.

Это кадр, в котором Агата (Саманта Мортон) и Андертон (Том Круз) обнимают друг друга. Она смотрит Андертону через плечо, а он говорит: «Я должен знать, я должен все выяснить о своей жизни». Агата может вымолвить лишь «Беги. Беги». Вот этими двумя профилями – Круза и Саманты -- я и любовался.

Т.К.: Да, мне тоже нравится этот момент. В первый день съемок появление Саманты было подобно вспышке молнии.

Вам понравилось работать с нею?

С. С.: Она подобна безмолвным актрисам немого кино

Т.К.: О, она невероятна! Удивительное лицо. Очень сильная актриса. В той сцене, где мы показаны в профиль, Стивен соединил не только актеров, но и поведение, характеры. Мы не могли себе даже и представить, как это выглядит. Он работает очень быстро, поскольку как никто хорошо понимает сюжет. Такая работа захватывает, когда ты можешь найти удачную сцену и эта сцена прекрасно получится. Я помню, когда мы нашли ту сцену, в которой мы стоим с Самантой плечом к плечу, мы тут же ее сняли. Я очень люблю этот кадр и надеюсь, что он войдет в рекламный ролик.

Я также могу сказать, что когда смотришь фильм, подобный этому, у тебя возникает ощущение некой громадной ценности -- постановочной, кадровой. Это особенный момент, когда два одинаковых характера вдруг расходятся в разные направления. Это и есть характеры, это и есть сюжет. Вы думаете, мы долго искали этот кадр в профиль? Это было неожиданно, потому он и удался. Подобные находки во время съемок меня очень захватывают. Он обладает невероятным видением и … способностями, … мистер Спилберг (Оба смеются).

(Один из репортеров встает и представляется представителем Yahoo!)

Том Круз, далая тем самым неплохую неоплаченную рекламу, кричит "Yahoo!". Все смеются.

С.С.: Я могу вам кое-что рассказать. Ведь Вас зовут Стив?

Да.

С.С.: Я помню эту историю. Я ужинал вместе с основателем Yahoo! около семи лет назад в Японии. Со мной был мой сын, которому тогда было шестнадцать лет. Я взял его с собой в чайный домик, нас обслуживали гейши и произошла маленькая интрижка. Мы только начали разговаривать, а он сидел напротив меня и все повторял «Yahoo! Ты должен знать Yahoo!» Он просто на глазах становился сумасшедшим, повторяя это слово. Он был так захвачен этим, что-то происходило в его внутреннем мире, это что-то было за пределами моего видения. Я стал молиться Богу, чтобы он послал что-нибудь хорошее этому парню (Все смеются).

Я занесу этот анекдот в рекламные проспекты. Ребята, отчего вы так долго не могли собраться вместе, что вам мешало?

C.С.: Я думаю, что мы всегда знали, что будем работать вместе. Я впервые увидел Тома в RISKY BUSINESS и уже тогда хотел заполучить его в свою картину. Я знаю, что я терпелив и умею ждать, Том тоже терпелив, поэтому эта работа вместе была неизбежна. Это случилось, потому что мы оба вынудили обстоятельства так сложиться. Мы оба чувствовали, что мы правильно поступаем, работая вместе.

Т.К.: Абсолютно точно, я тоже так считаю.

С.С.: Просто я провидец. Я уже заранее знал, как все будет.

Том, Стивен определил Вашу актерскую игру как «медленное тление путем созерцания опасности». Вы на самом деле чувствовали это «медленное тление» в фильме?

Т.К.: Вы видите характер моего героя на экране… У вас могли быть потаенные чувства к моему герою и все же вы не могли знать о нем все. Это грань характера, с которого и начинается мой герой. Он получает от жизни много ударов. Это эмоциональный аспект фильма. Стивен направлял мою актерскую игру в нужное русло. Я играл человека, управляющего элитными войсками. Это могло вызвать скрытое недовольство. Когда же все случается, вы понимаете, почему он делает то, что делает.

Это мрачная роль для вас. Для вас это важно?

Да, прежде я не играл вот таких мрачных персонажей и был очень рад такой возможности. Я шучу, видимо, не так хорошо, как хотелось бы (Оба смеются).

Но мне нравятся такие персонажи и характеры подобные этому. Я люблю шутить в фильмах, как и Стивен. Это он подал идею с глазами, которые прыгают, как мячики, также бутерброд… молоко… Было забавно, как мой герой использовал эти вещи. Как у актера у меня была уже роль подобная этой, но в ней не было таких шуток. Но эта история с глазами держит зрителя в напряжении. Я сам был загипнотизирован этой сценой. Кстати, прошу прощения за эту ужасную шутку.

Стивен, из-за чего вы переместили действие фильма в будущее?

С.С.: Когда мы делали фильм, мы знали, что он не должен быть футуристическим. Я пытался мыслить здраво и представить нашу будущую действительность такой, какой она возможна. Прежде чем шагнуть на пятьдесят лет вперед, я обратился к прошедшим пятидесяти годам – 1950-2002. Ведь за это время произошли колоссальные изменения в области информации, космических полетов. Но мы не знали намного больше, чем мы знали в 1950-м году. Не произошло глобальных изменений.

Транспорт изменился, но мы все еще ездим на машинах с четырьмя колесами. В фильме мы сделали большой скачок вперед. Мы фактически изобрели систему “Mag-Lev”, магнитная система левитации, которая не потребляет топливо. Поэтому я хотел это делать в будущем, где я смог бы показать то, что действительно осуществимо. Я не хотел делать фильм подобно “Jetsons”, но возможность того, что могло получиться и так, была. Поэтому я собрал специалистов по разным вопросам и устроил симпозиум. В течение трех дней мы обсуждали как с технологической и социальной точек зрения будет выглядеть наше близкое будущее, что изменится, какие тенденции наметились сейчас и какое развитие они получат в дальнейшем. Нам надо было получить ответы на эти вопросы и показать правдоподобное будущее, каким оно может быть через тридцать лет.

Поэтому в фильме нет летающих машин?

Стивен Спилберг: В нашем фильме их нет. Зато они есть в “Эпизод 2: Атака клонов”.

Ребята, вы вместе создали прекрасную картину. Стивен, вернемся к тому моменту, когда Вы увидели работу Тома в кино и поняли, что именно этого актера хотели бы заполучить в свой фильм? Тот же вопрос и Тому, в каком бы из фильмов Стивена вам хотелось сняться и почему?

Том Круз: Я бы хотел сняться во всех его фильмах – прошлых и будущих. Когда я увидел ребенком «Челюсти», я не мог себе объяснить, за что именно мне понравился этот фильм, я знал только, что хотел бы жить также, что хотел бы сыграть все эти характеры. Я хорошо помню это ощущение. И, конечно же, я хотел, чтобы у меня был мотоцикл. Но когда ты уже становишься актером, ты знаешь о фильме гораздо больше, чем зритель, ты видишь фильм изнутри таким, каким это показано посредством сюжета и игры актера. Что касается меня, то я вбираю в себя все, для того, чтобы в данный момент хорошо сыграть свою роль.

С.С.: Оглянемся назад…

Т.К.: Хотели бы Вы быть Джоэлом Гудсоном? (Смеется). Или попытались бы стать Ребеккой? (Оба смеются) Какой из этих характеров Вы бы хотели сыграть?

С.С.: Прекрасные роли. Но вы спрашиваете меня как актера или режиссера?

Как режиссера. Вы хотели бы, к примеру, быть режиссером фильма «Джерри Магуайр»?

С.С.: Вы знаете, я бы очень хотел быть режиссером этой картины. Поскольку это один из моих любимых фильмов с Томом Крузом. Но так сложилось. Режиссером был Кэмерон Кроу, который как никто лучше понимал этот характер, он писал образ этого человека из головы, творил и создавал его. Я думаю, в известном смысле, ребята из ESPN делали его приемлемым для страны. Скажем, Вы смотрите конференцию ESPN и думаете: «О, да, Джерри Магуайр, это я понимаю». Это один из моих любимых фильмов с точки зрения энергетики. Его энергия неиссякаема.

Том и Стивен, разделяете ли вы оба взгляды Филиппа К. Дика и его виденье системы правосудия применительно к нашей стране?

Т.К: Да, его рассказы кажутся пророческими. Когда их читаешь, они поглощают все твое сознание. У Вас есть возможность заглянуть в будущее и сделать ставки, сбудется ли оно. Это не так очевидно. Вы заглядываете в свое будущее, как если бы смотрели диаграмму. Это же целая идея о способности и предсказать преступления и предотвратить их. Это крупный характер, характер, который было бы невозможно показать в маленьком рассказе. Что же касается меня, то мой герой Андертон возглавляет элитное подразделение полиции «Прекрайм» («Предотвращение преступлений», - прим. ред.) и он искренне верит в то, что делает.

Сюжет фильма начинается и с моральной дилеммы, когда мой герой находит… Нет, не буду говорить слишком много об этом. В любом случае это большая роль. Я читал и другие произведения Филипа К. Дика, но эта захватывает полностью, оторваться уже невозможно. Существует и такой аспект – насколько пророческим это может стать. Взять хотя бы сегодняшний день. Всемирная паутина соединила людей, в магазинах, на улицах Нью-Йорка, Вашингтона почти везде установлены камеры, которые следят за вами. В скором будущем, возможно, будет создана программа, которая может показать результат развития человеческого поведения. А компьютер сможет указать террориста в аэропорту.

С.С.: Они ищут какие-то аномалии поведении человека. Компьютер получает усредненную информацию о поведении человека, когда он, скажем, просто прогуливается по улице, и сравнивает его поведение с поведением непредсказуемого человека. Получается, проблема в том, что моя безобидная прогулка по улице может кому-то показаться странной, она не будет являться общепринятой нормой. На меня могут наставить оружие и забрать для допроса, хотя я не буду даже знать, в чем обвиняюсь.

Что касается фильма «Особое мнение», то каждая система различна, но меня слегка напугало существование некой силы, которая наблюдает за всеми нами. Что случится, когда у нас появится наконец какой-то ключ к борьбе с терроризмом и мы сможем чувствовать себя в безопасности? Возможна ли такая подавляющая сила, которая смогла бы предотвратить 11 сентября? Что будет, если мы лишимся привилегий и личной свободы, которые защищают нас и наших детей? Мы должны сделать все, чтобы этого не случилось.

Т.К.: Это уже становится нормой. В какой-то момент ты оказываешься перед выбором: или делать то, что считаешь нужным, или прислушаться к общественному мнению, которое и дает тебе такое понятие, как личная свобода.

С.С.: Я считаю, что наша общественность становится в какой-то степени сканером. Рекламодатели зазывают вас покупать их товар, который и есть именно то, что вы ищете. Это происходит тогда, когда наши кухонные представления появляются на экранах. Это все одно и то же. Просто мы позволяем этому явлению существовать, потому что все мы люди общественные и хотим общаться друг с другом, как-то взаимодействовать. Мы хотим смотреть телевизор, и в то же время хотим сами быть на экранах. Мы не хотим быть только зрителями, мы хотим быть и участниками. Таким образом, мы сами даем одобрение на более глубокое вмешательство в нашу частную жизнь. Я допускаю, что хотя мы и протестуем против этого, все же не хотим ли мы сами быть только частью целого?

Том, как бы Вы могли описать свой опыт работы с такими каноническими режиссерами как Стивен Спилберг и Стенли Кубрик?

Т.К.: Они оба очень разные режиссеры, но вот что я хочу сказать. Я надеюсь, что когда-нибудь мы снова будем работать вместе, потому что мы стали хорошими друзьями. Мне очень понравилось работать со Стивеном, это было особое и неповторимое время в моей жизни… Стивен стал моим другом на долгие годы и я надеюсь, что у меня еще будет возможность поработать с ним вместе. Я хочу сказать, что великий эксперимент удался. Очень необычный эксперимент! Я хотел бы его повторить!

С.С.: Найми меня снова! (Все смеются)

Стивен, будет ли четвертая часть Индианы Джонс?

С.С: Да, сэр, будет. Я изначально думал о четвертом Индиане Джонсе, мы запустили эту идею еще четыре года назад, но никак и не могли договориться о сюжете фильма. И вот наконец у нас есть сценарий Фрэнка Дарабонта и мы планируем начать съемки в мае или июне 2004 года и закончить где-то в июля 2005 года. Хотя надо учитывать и непредвиденные моменты. Но Харрисон Форд согласился, Джордж Лукас согласился, Фрэнк Дарабонт согласился, и, наконец, я согласился. Так что все мы настроены работать над "Индиана Джонс-4".

А как же Шон Коннери?

С.С.: Ух, здесь же огромная стая добытчиков, но я постараюсь не поддаться… Хотя, да.


Все новости