Братья Гримм | Таинственный лес

История создания, возможно, самого масштабного фильма Терри Гиллиама волею судеб растянулась на четыре с половиной года. За это время произошло достаточно самых невероятных и неожиданных событий, способных соперничать по части занимательности с сюжетом картины.


Внимание! Полную версию этой статьи вы можете прочитать в девятом номере журнала «Настоящее кино», (в продаже с 23 июня).


Первое упоминание «Братьев Гримм» датируется 14 февраля 2001 года, но в нем еще не было и намека на то, что этим фильмом будет заниматься Терри Гиллиам, а потому прошла эта информация почти незамеченной. Итак, газета «Variety» сообщила, что сценарист Эрен Крюгер, известный по таким фильмам, как «Дорога на Арлингтон» и «Крик 3», может получить более миллиона долларов за сценарий фильма «Братья Гримм» студии MGM, если проекту будет дан зеленый свет.

Видимо, отмашку Крюгеру все же дали, ибо в октябре 2002 года проект вновь всплыл на поверхностность. Именно тогда, окончательно уверившись, что экранизации романа Рафаэля Сабатини «Скарамуш» не суждено состояться, Терри Гиллиам с тяжелым сердцем закрыл проект и объявил о том, что начинает работу над новым. Им стала вымышленная история похождений знаменитых сказочников, братьев Якоба и Вильгельма Гримм, продолжающая сказочную линию, начатую режиссером «Бандитами времени» и «Приключениями барона Мюнхгаузена». Продюсерские функции взял на себя Чарльз Роуэн, с которым Гиллиам работал над созданием «Двенадцати обезьян».

В ноябре Гиллиам сообщил, что намерен в течение ближайших двух месяцев закончить кастинг и утрясти бюджет, что поможет достаточно точно определить график дальнейших работ. А еще через месяц Гиллим уехал в Прагу выбирать места для съемок.

В конце февраля 2003 года «Variety» сообщила, что на главные роли в фильме утверждены Мэтт Дэймон, Хит Леджер, Робин Уильямс и Джонатан Прайс. Дэймону и Леджеру достались роли соответственно Вильгельма и Якоба Гримм, Уильямсу и Прайсу – злодеев Кавалди и Делатомба. Бюджет так и не был окончательно оговорен, ибо коррективы в него внес приход Дэймона, чей стандартный гонорар резко вырос после съемок в «Идентификации Борна». Кроме того, Мэтт успел договориться со Стивеном Содербергом о съемках в «Осведомителе» для Warner Bros. и Питером и Бобби Фаррелли о съемках в «Застрял в тебе» для FOX. Взвесив все «за» и «против», начало съемочного периода «Братьев Гримм» назначили на июнь.

Съемочный период был ограничен семнадцатью неделями – с тем, чтобы начать в июне и закончить в октябре. Таким образом, был, наконец, определен бюджет в 75 миллионов долларов – рекордная цифра для MGM. Студийное начальство всерьез опасалось того, что Гиллиам как обычно не сможет уложиться в отведенные ему средства, а потому назначило специального человека – исполнительного продюсера Джона Шофилда («Враг у ворот»), – которому было поручено следить за расходами съемочной группы. Двух ее членов назвали уже тогда: ими стали оператор Никола Пекорини («Страх и ненависть в Лас-Вегасе») и художник Гай Дьяс («Люди Икс 2»). Также просочилась информация о том, что продюсеры ведут переговоры с Николь Кидман с целью привлечь ее для работы над небольшой, но значимой ролью в фильме.

11 июня поступила самая впечатляющая новость. В финальном списке задействованных в ленте актеров отсутствовал Робин Уильямс! Частное мини-расследование помогло установить, что Уильямс связан обязательствами по другому проекту – фантастической драме «Окончательный монтаж», – и вместо него на роль Кавалди приглашен Питер Стормаре, которому вместе с остальными актерами надлежало приступить к работе уже 30 июня.

Первым местом съемок фильма стал замок Кривоклат, который закрыли для посещения туристов с 26 июня до 3 июля. Далее съемочной группе следовало переместиться на студию Barrandov, где для нее был подготовлен дремучий лес с огромными валунами и ручьем. Лес, естественно, был декорацией, и ее создание потребовало около семисот деревьев, а также несколько грузовиков камня, песка и щебня. На территории студии была выстроена окруженная лесом средневековая деревня из двадцати пяти жилых домов и других построек, включающих необходимую для сюжета церковь. Потом съемки были запланированы на Востоке Чехии (Хруба Скала), Западе (Кутна Гора) и центре страны (Ледеце, где было решено снимать уличные сцены).

Лишь в день начала съемок, 30 июня, появилось подтверждение того, что Робин Уильямс действительно не будет участвовать в съемках фильма. Также стало известно, что с Кидман договориться не удалось, и камео-роль королевы все еще вакантна. Сценарий был закончен, благодаря совместным усилиям Эрена Крюгера, Терри Гиллиама и Тони Гризони, хотя официально у фильма лишь один сценарист – Крюгер.

3 августа, когда съемки шли уже пять недель, стало известно, что на роль Королевы приглашена Ума Турман, а на роль, которая должна была стать для Робина Уильямса второй (была такая идея, что актер сыграет две роли сразу), – чешский актер Томас Ханак. Всех фанатов Гиллиама порадовали известием о том, что режиссер везет дневник съемок, который по их окончании будет дополнен и отредактирован Бобом МакКробом и выпущен в свет ко дню премьеры фильма.

25 сентября киноманов ошарашили еще раз, сообщив, что и Ума Турман не сможет сыграть Королеву, а потому к съемкам в срочном порядке присоединилась Моника Беллуччи. Выбор на одну и ту же роль столь разных по внешним данным и стилю игры актрис, как Кидман, Турман и Беллуччи, несколько обескураживал, выдавая не слишком четкую прорисованность образа Королевы, но, в конечном итоге, главное, что актриса нашлась, да еще такая, которая сможет привлечь на фильм дополнительную зрительскую аудиторию.

Но как бы ни была сложна ситуация с неоднократной сменой актеров, самая нелепая история произошла с оператором Николой Пекорини, который разругался с Бобом Вайнштейном, приехавшим в Прагу с инспекцией, и был уволен. Так случилось, что об этом почему-то никто не сообщил, и выяснить, когда это точно произошло, так и не удалось. О том, что за камерой работает Ньютон Томас Сигел, оператор на таких визуально впечатляющих фильмах, как «Обычные подозреваемые», «Падший», «Три короля» и «Люди Икс, 1-2», «Признания опасного человека», стало известно лишь 15 ноября – за неделю до намеченного окончания съемок.

Съемки были завершены 27 ноября 2003 года, после чего Терри Гиллиам отправился в Лондон, где намеревался осуществить все этапы post-production. Премьера была назначена на 19 ноября 2004 года, и у режиссера было более чем достаточно времени, чтобы смонтировать отснятый материал и сделать все, что он хотел.

20 апреля был проведен первый test screening фильма, и результаты удовлетворили даже крайне строгого к себе Гиллиама. Тем не менее, 14 мая случилось самое неожиданное, что можно было только ожидать. MGM приняла решение отказаться от своего участия в картине и, соответственно, отдала мировой прокат, ответственность за который по контракту лежала на ней, студии Miramax. Правда, продиктовано это решение было не неудовлетворенностью боссов студии увиденным на первом просмотре, а сложным финансовым положением MGM. Официальная версия гласила, что студия отказалась из-за загруженности собственными проектами («Ужас Амитивилля», «Бонд 21»).

26 мая стало известно, что музыку к «Братьям Гримм» вызвался написать Горан Брегович, известный по совместной работе с Эмиром Кустурицей. Но 22 июня в одном из интервью Терри Гиллиам сказал, что писать музыку будет все-таки не Брегович, а итальянец Дарио Марианелли, у которого за плечами – почти два десятка лент, но нет пока ни одной известной. Тогда же было сообщено, что премьера картины перенесена на февраль 2005 года. О причины переноса оставалось только догадываться.

Так или иначе, в течение августа дата премьеры изменилась еще дважды – сначала на апрель, а потом на ноябрь 2005-го. Иными словами, премьера сдвинулась ровно на год. Зная импульсивность и взрывной характер Гиллиама, не трудно догадаться о том, что он переживал в это время. В конце концов, он был вынужден махнуть рукой и заняться малобюджетным канадо-британским фентэзийным проектом «Земля приливов» («Tideland»), фактически приостановив работу над «Братьями Гримм». Реально Гиллиам в течение полугода не прикасался к «Братьям Гримм» и вернулся к ним только, когда закончились съемки «Земли приливов» – в январе 2005-го.

В начале февраля 2005 года фильм получил новую дату американской премьеры – 29 июля, и рейтинг PG-13. Возрастной ценз ограничивали насилие, пугающие сцены и моменты, непонятные для детей.

В начале мая Харви Вайнштейн сообщил, что намерен показать 20-минутный фрагмент фильма на Каннском фестивале 13 мая. При этом он заявил, что лента выйдет под маркой его нового лейбла WeinsteinCo, а не Dimension, как изначально предполагалось. Причины этого вполне очевидны.

В конце концов, дата американской премьеры была назначена на 26 августа. К счастью, Харви Вайнштейн объяснил причины столь долгой задержки, тем самым, развеяв вполне обоснованные подозрения, что с картиной что-то не так. Теперь можно, наконец, расслабиться и коротать время, перечитывая богатое творческое наследие Якоба и Вильгельма Гримм.


Все новости