Остров | Побег

Мысль о том, что в самом скором будущем люди продвинутся по пути к идеальному обществу дальше безумного доктора Моро, начав создавать инкубаторы для трансплантации органов и выращивать клонов, еще совсем недавно могла показаться паранойей. Но реальность все больше ставится похожей на самые страшные антиутопии, и теперь это уже не кажется таким невероятным. Хотя тема клонирования ныне является предметом самых горячих споров, нет никаких сомнений, что создание генетических копий человека при нынешнем развитии науки вполне может стать обыденным уже через пару десятков лет.

Остров / The Island

Режиссер Майкл Бэй
В ролях Юэн МакГрегор, Скарлетт Йоханссон, Джимон Хунсу, Майкл Кларк Данкан, Стив Буссеми, Шон Бин
Слоган «Они не хотят, чтобы ты знал, кто ты есть» (They don't want you to know what you are)
Сценарий Каспиан Тредвелл-Оуэн (рассказ), Алекс Курцман, Роберто Орси
Композитор Стив Яблонский
Бюджет / Маркетинг $100 млн / не объявлен
Жанр фантастика, триллер, экшн
Страна США
Фаза проекта завершен
Производственные компании DreamWorks SKG, Warner Bros., Parkes/MacDonald Productions
Дистрибьюторы DreamWorks SKG (США), Каро Премьер (Россия)
Премьера 22 июля 2005 (США) 11 августа 2005 (Россия)
Рейтинг не объявлен

«Жизнь, которая, вы думали, у вас была, никогда не существовала» – услышав такое, разумный человек посчитал бы собеседника ненормальным. А человек думающий решил бы выяснить, что к чему. Вдруг все происходящее – всего лишь созданная кем-то память… При первом взгляде на сюжет кажется, что это было совсем недавно: люди с разъемами для подключения к аппаратуре, стиль вылизанного до блеска безнадежного будущего. Но то, что делает Майкл Бэй, – это не «Матрица». Люди – не источник энергии. Они – запчасти.

Рассказ Каспиана Тредвелла-Оуэна, который лег в основу постановки Майкла Бэя, повествует об обитателях большого города, в котором живут единственные выжившие на планете. Они – надежда на возрождение человечества. Каждый из них может однажды быть избранным – и отправиться на некий Остров для того, чтобы присоединиться к программе репродукции жизни на планете. Мало кому могло прийти в голову, что все это ложь, а люди, живущие в городе, – клоны тех, кто обитает в реальном мире, выращиваемые для трансплантации органов. И путешествие на Остров для них – это верная смерть. Двое жителей города узнают эту тайну и пытаются бежать, чтобы спастись от участи быть «избранными».

«В феврале 2004 года мне позвонил Стивен Спилберг и сказал: «Есть сценарий, который завтра будут выставлять на продажу. Я хочу купить его для тебя. Тебе стоит прочитать его сегодня», – для Майкла Бэя это стало первым предложением прямого контракта с киностудией без посредничества Джерри Брукхаймера. «Стивен смешной, – признается Бэй. – Он сказал тогда: «Надеюсь, это не очень огорчит Джерри, но я хотел бы быть новым Джерри». Режиссер согласился, и уже на следующий день в честной борьбе с другими претендентами за сумму, превышающую 1 миллион долларов, сценарная заявка досталась DreamWorks.

Вопрос отношения к этому Брукхаймера был неслучайным. Майкла Бэя с ним связывает давняя дружба. Впервые они работали вместе еще в 1990 году, когда клипмейкер Бэй по заказу продюсеров картины сделал музыкальное видео на одну из композиций в саундтреке «Дней грома». По словам Брукхаймера, клип был просто ужасающий, но он отметил для себя большой потенциал режиссера и вскоре пригласил его для работы над «Плохими парнями», что стало для Бэя боевым крещением на поле полнометражного кино. С тех пор он еще четыре раза снимал под патронажем Брукхаймера, и ни один его фильм не собирал меньше ста миллионов.

Работа над «Островом» началась уже вскоре после покупки сценария. В апреле появились первые варианты концепции визуального решения ленты. Параллельно Бэй продюсировал «Ужас Амитивилля» для New Line Cinema и ленту «Pain & Gain» для Paramount и готовился к постановке фильма про колумбийского наркобарона Пабло Эскобара. В то же время его прочили и на кресло постановщика «Супермена», но слухи не подтвердились. Подготовка к съемкам «Острова» шла полным ходом, велся подбор актеров. И 24 октября 2004 года было отмечено как первый съемочный день.

«Остров» – это первая картина в творческой биографии Майкла Бэя, где он расставляет погони и спецэффекты не потому, что здесь зритель должен ахнуть, а тут обязан перестать жевать поп-корн от опасности подавиться. Все элементы жанра развлекательного кино присутствуют, но в строго отведенных по сюжету местах – только там, где они необходимы. И это делает Бэй, известный своей невероятной страстью к эффектам и уделяющий больше внимания визуальному решению своих картин, чем игре актеров.

По сути, это его качество и было определяющим при выборе режиссера картины. «Для такого уровня проекта существует довольно короткий список режиссеров, потому что они должны быть на широкой ноге с экшном и уметь создавать миры, а Майкл – из тех, кто может совмещать эти две способности, – комментировал в одном из поздних интервью продюсер фильма Уолтер Ф. Паркс. – Есть еще одно качество, которое отличает Майкла от прочих современных режиссеров, – он эксперт в физических спецэффектах, которые может сделать дополнением к эффектам компьютерным. Его работа с машинной графикой великолепна, тем удивительнее, что он может и в реальности сотворить то, что потом будет запечатлено линзами камеры».

В это можно поверить, если знать, с какой тщательностью были выстроены декорации для фильма: здание со всеми внутренними помещениями, которое выглядит как монолитно бетонное, на самом деле из дерева. Перфекционизмом Бэя объясняется и тот факт, что во всей картине число сцен, снятых на фоне «зеленого экрана», ничтожно мало. Все, что только возможно, создавалось так, чтобы быть осязаемым.

Во всем фильме – 250 кадров, в которых использована компьютерная графика. Для сравнения: столько же было в «Турецком гамбите». По меркам Майкла Бэя это очень немного. В картине есть эпизод падения с крыши офисного здания громадной буквы R. Эрик Бревиг, курировавший спецэффекты в фильме, в интервью телеканалу SciFi рассказывал о работе над этой сценой, которая вполне могла быть сделанной и на мощностях компании Industrial Light and Magic. Другой бы на месте Бэя заказал нарисовать эту сцену на компьютере – что куда проще. Каждому персонажу были бы назначены определенные движения, и все бы двигались в точном соответствии с заданной программой. Но в подобном подходе к деталям весь Майкл Бэй – есть вещи, которые на компьютере создать невозможно:– любая фигурка за окном, как бы тщательно она ни была создана, все равно будет механической, лишенной элемента случайности, который свойственен человеку.

Бревиг со второй командой операторов снимал эпизод с вертолета, в то время как Бэй с рабочими ронял эту букву с крыши: «Около 50 историй происходит одновременно в здании и вокруг него, если смотреть снаружи. Я должен был пролететь мимо, снимая здание как фон, пока Майкл был на балконе выше нас метров на 25, а рядом кружился еще один вертолет со съемочной группой. И мы, кажется, больше волновались, как бы не случилось столкновения, когда он кричал на этих парней: «Ну же! Быстрее! Быстрее!» Пилот, когда мы приземлились, сказал, что пойдет менять нижнее белье».

Не кажется удивительным то обстоятельство, что режиссер открещивается от попыток подвести под эту историю какую бы то ни было политическую основу – фильм совсем про другое. Про то, что значит быть человеком. Про то, что искусственное происхождение не лишает человека права называться человеком. И, конечно, про любовь.

В сценарии Тредвелла-Оуэна клоны просто пытались бежать, и в этом заключалась их попытка спастись. Но сценаристы, пришедшие для превращения материала в основу для картины Бэя, оставили только главную идею и общие сюжетные линии. С одной стороны, когда речь идет о том, чтобы донести до людей какую-то важную мысль, зачастую приходится забывать о деликатности и политкорректности, чем был насыщен рассказ. С другой – требовалось ответить на вопрос, которым задался постановщик. Поэтому история должна была рассказывать больше о человеческих взаимоотношениях, чтобы зритель вдруг поймал себя на мысли, что ассоциирует себя с героем на экране. А всего этого в исходном материале не было.

«В первом варианте сценария события разворачивались через 80 лет в будущем, и когда Спилберг говорил со мной, каким он себе это представляет, я подумал, что происходившее в «Особом мнении» казалось слишком далеким», – делится впечатлениями Бэй. Тогда-то он и решил, что будет страшнее, если речь пойдет о том, что произойдет через 20 лет. Для придания истории большей фантастичности было решено, что клоны в этом городе-инкубаторе создаются сразу взрослыми, не проходящими стадии детства-отрочества-юности и входящими в новую жизнь с занесенными через встроенный в тело коммуникационный порт воспоминаниями. Но это не помешало газете «The Los Angeles Times» выйти с передовицей, что Бэй снимает «триллер, основанный на реальных фактах». Кого-то настоящее пугает сильнее, чем будущее.

Фильм снимался быстро – на все ушло 84 дня. По словам Бэя, это даже быстрее, чем «Скала». Таков метод работы постановщика – снимать быстро – оказывается дешевле. Единственную серьезную задержку вызвало то, что к возвращению съемочной группы из экспедиций (работа велась в Долине Смерти, в Неваде, в Мичигане и Детройте) подготовка площадки еще не была завершена. Причина банальна – средств, отпущенных на возведение здания с детальным обустройством всех внутренних помещений (ставшего самой сложной декорацией в истории кино), не хватило. «Иногда, чтобы что-то делать, надо вынимать руки из задницы!» – в сердцах отреагировал Бэй.

Превышение бюджета вынудило несколько переработать график съемок, чтобы уложиться в меньшее количество дней. Возникало ощущение, что ситуация критическая, но благодаря слаженной работе группы удалось не только вписаться в отведенные на производство деньги, но и закончить съемки досрочно.

Есть в этой картине уловка. И кроется она в названии. Ведь уже в первые полчаса становится понятно, что никакого Острова нет. Но только ли о реальном месте на планете идет речь? Или Остров – это символ, воплощенная мечта о земле, где люди могут быть счастливы? Вариантов названия было немало, но именно тот, в котором кроются какая-то загадка и стремление к реализации мечты, стал окончательным. Майклу Бэю всегда было что сказать, и, сбежав от покровительства Брукхаймера, он сделал все, чтобы донести свою мысль до зрителя, отчетливо показав ему возможное будущее.


Все новости