Изгоняющий дьявола: Начало | Как избавиться от дьявола за 10 дней

Эта статья была опубликована в рубрике «Будущее» первого номера журнала «Настоящее кино».

Изгоняющий дьявола: Начало / Exorcist: The Beginning
Рабочие варианты названия
Изгоняющий дьявола: Предыстория / Exorcist: The Prequel
Изгоняющий дьявола: Власть / Exorcist: Dominion
Изгоняющий дьявола 4: 1 / Exorcist 4: 1

Режиссер Ренни Харлин
Режиссеры, выбывшие из проекта
Пол Шредер
Дэвид Роксэведж
Джон Франкенхаймер
Том МакЛохлин
Калеб Карр
Уильям Питер Блэтти

В ролях Стеллан Скарсгаард, Изабелла Скорупко, Джеймс Д’Арси, Алан Форд
Актеры, выбывшие из проекта
Лиам Нисон
Райан Филлиппи
Гэбриэл Манн

Слоган «Новая глава зла» (A new chapter of evil)

Оригинальный сценарий Уильям Вишер и Калеб Карр
Композитор Трэвор Рэбин

Бюджет / Маркетинг $80 млн. / $25 млн.
Кассовые сборы $18 млн. (премьерный уик-энд), $41,8 млн. (США), $35,0 (мировые сборы)
Общие сборы $76,899,937

Фаза проекта завершен
Производственная компания Morgan Creek
Дистрибутор Warner Bros. Pictures
Премьера 20 августа 2004 (США), 17 марта 2005 (Россия)
Рейтинг R

Кинематограф 70-х с грохотом обрушился на головы ничего не подозревавшей публики. Выросшие на сахарных постановках Фабрики Грез зрители привыкли к кино как к развлечению, не задумываясь о его мощных идеологических механизмах. Сказки о сладкой жизни и захватывающие дух приключения мужественных героев превалировали на экранах, своею массой лишь подчеркивая несерьезность, даже балаганность синема как искусства и пестуя идею Великой Американской Мечты.

Ситуация в корне изменилась в 70-х годах, когда на смену старой школе кинематографистов пришла талантливая молодежь, не желающая работать по правилам и имеющая свой собственный взгляд на все вокруг. Приторные истории сменились жестокими, остросоциальными работами, поднимавшими актуальные вопросы и заставлявшими думать изрядно поглупевшую от долгого бездействия аудиторию. Переосмысление коснулось всего и вся – на смену беззаботной Элли пришла малолетняя проститутка Айрис («Таксист» Мартина Скорсезе), войну Севера и Юга на фоне ослепительных отношений Скарлетт О’Хара и Рэтта Батлера сменила эпическая история клана Корлеоне («Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы), а ряды рослых, загорелых и неизменно привлекательных полицейских пополнились помятыми стражами порядка в лице Джина Хэкмена и Роя Шайдера («Французский связной» Уильяма Фридкина).

Картина Фридкина моментально стала эталоном полицейского кино, получив пять премий «Оскар» (в том числе за лучший фильм, режиссуру и сценарий), а сам режиссер оказался под пристальным вниманием журналистов и критиков, ждавших его следующей работы. Отказавшись от идеи сиквела «Связного» (который снял Джон Франкенхаймер четыре года спустя), Фридкин сконцентрировался на экранизации бестселлера Уильяма Питера Блэтти «Изгоняющий дьявола».

Роман рассказывал жуткую историю двенадцатилетней девочки, телом которой овладел демон. Ее мать, популярная актриса, естественно, не приемлет такого объяснения странного поведения дочери, но в конце концов обращается-таки за помощью к священнику, уже сталкивавшемуся с подобными явлениями в прошлом. Отцу Мэррину и ассистирующему ему отцу Каррасу предстоит пройти через нелегкое испытание веры, чтобы изгнать дьявола из тела ребенка.

В прочтении Фридкина вся теологическая составляющая романа осталась за кадром, освободив место шокирующим и где-то циничным сценам одержимости. Главенствующую роль в ленте играла мистическая атмосфера происходящего, что пугало неподготовленного зрителя куда сильнее, чем метафоры борьбы Света со Тьмой и поиски конечной истины. Невероятный успех картины способствовал появлению многочисленных спекуляций и подражаний, а для самого Фридкина «Изгоняющий дьявола» так и остался высшим достижением в его карьере, подняться до планки которого режиссер уже не смог.

Спустя четыре года (знаковая цифра для продолжений лучших работ Фридкина) на экраны вышел неизбежный сиквел картины, снятый Джоном Бурменом. «Изгоняющий дьявола II: Еретик» обрел нелицеприятный ярлык «худшего продолжения в истории кинематографа», который лишь в 1982 году перешел к ленте «Жажда смерти II». Впрочем, фильм был далеко не так плох, как спешили заявить его многочисленные противники. Просто Бурмен пошел принципиально другим путем, создав куда более интеллектуальное зрелище в пику бесноватому оригиналу. Отрешившись от повторов, режиссер развил грани романа, утерянные при написании сценария первого фильма. Философский пласт картины уводил зрителя далеко в прошлое, рассказывая вековую историю борьбы с Дьяволом и уделяя внимание проблеме потери веры.

Публику, однако, такой поворот событий не удовлетворил, и на тринадцать лет история «Изгоняющего дьявола» была забыта. Не мог успокоиться лишь Уильям Питер Блэтти, желавший видеть финальную точку в своем романе совсем иной. И в 1990 году он сам садится в режиссерское кресло, представив на суд зрителей «Изгоняющего дьявола III» с подзаголовком «Легион», снятого по одноименному роману. Картина полностью игнорировала события «Еретика», став прямым сиквелом первого фильма.

Согласно новой версии событий, дьявол так и не был изгнан в преисподнюю и по-прежнему обитает на Земле. Таинственный пациент психиатрической клиники называет себя отцом Каррасом, погибшим в финале «Изгоняющего дьявола». И теперь лейтенанту Киндерману, расследующему серию жестоких убийств, предстоит установить истинную личность человека, несущего в себе корень зла.

Сложно сказать, что именно повлияло на кассовые сборы «Легиона»: неопытность ли Блэтти, неактуальность темы или избыток хорроров, активно снимавшихся в 80-х годах, но, как бы там ни было, лента собрала в прокате еще меньше, чем обруганный «Еретик». Сериал тихонько скончался, и о былом великолепии трилогии напоминал лишь фурор первого фильма. Кинематограф 90-х окончательно выжил мистику с экрана, освободив дорогу новым высокооктановым постановкам, и о продолжении двух малоудачных (в финансовом плане) фильмов речи не шло. Но постепенно назревавший кризис идей лопнул-таки на пороге тысячелетия, и Голливуд вновь обратил взор на свой богатый творческий багаж, снизойдя до сиквелов и римейков.

Права на картину по-прежнему находились у Warner Bros., поэтому без излишних юридических проволочек производственная компания Morgan Creek приступила к разработке четвертого фильма цикла. С самого начала было понятно, что все сюжетные линии сериала завершены и не стоит и пытаться возвести надуманный мостик между третьим и четвертым фильмами. Единственным вариантом, остававшимся у сценаристов, был рассказ о событиях, предшествовавших ленте Фридкина, и в июле 1997 года Уильям Вишер («Терминатор») приступил к написанию первой версии сценария с рабочим названием «Изгоняющий дьявола: Предыстория».

Виды на картину были самыми радужными, и студия рассчитывала начать съемки уже летом 1998 года. Сценарий Вишера охватывал временной отрезок с 1873 по 1953 год и завершался в том же самом доме в Джорджтауне, где разворачивались события ленты Фридкина. К апрелю 1998 года стало ясно, что творение Вишера нуждается в серьезных доработках, и по Интернету поползли слухи, что в проект вовлекли самого Уильяма Питера Блэтти в обмен на возможность возглавить картину в качестве режиссера. Интересно, что Фридкин в интервью того времени крайне негативно отзывался об идее ленты и заявлял, что скорее покончит с собой, чем посмотрит готовую картину.

Приквел исчез из поля зрения киноманов на целых два года, пока на одном из ток-шоу в апреле 2000 года Блэтти не сделал заявления о своей непричастности к проекту. Тем временем Warner выпустили в ограниченный прокат режиссерскую версию оригинального фильма, кассовые сборы которого за премьерный уик-энд (8,5 миллионов с 664 экранов) недвусмысленно продемонстрировали интерес зрителя к картине. Работу над приквелом решили возобновить, и к декабрю того же года были объявлены новое название ленты и имя сценариста и режиссера. Им стал писатель Калеб Карр, очаровавший продюсеров с Morgan Creek сценарием «Власть» (Dominion), выведенным в официальный подзаголовок ленты.

Надо заметить, что на протяжении всего 2000 года, пока Карр работал над рукописью, режиссером «Изгоняющего дьявола» числился Том МакЛохлин («Джейсон жив! Пятница, 13-е» – часть VI). Однако сценарий Карра так понравился продюсерам, что они решили отдать ему все бразды правления проектом. У Карра имелся небольшой опыт театральных постановок, и «Власть» должна была стать его кинематографическим дебютом. Неизвестным фактором оставалось лишь содержание сценария – была ли это доработка идей Вишера или самостоятельная история.

Проект перешел в стадию pre-production, и зимой 2001 года началась серия кастингов. Студия искала исполнителя одной из главных ролей – 10–14-летнего афро-американца, которому предстояло носить в себе дьявольский дух демона Пазузу, знакомого нам по флэш-бэкам «Еретика». Начало съемочного периода было назначено на весну того же года, а основными локациями стали ландшафты Африки, Великобритании и США.

Но наступила весна, затем лето, а проект по-прежнему не двигался с мертвой точки. Информация, поступавшая от студийных инсайдеров, была интересна, но никак не объясняла причины очередной задержки. Выяснилось, что сюжет сценария Уильяма Вишера, доработанный Калебом Карром, являлся развитием второстепенных линий романа Блэтти и прослеживал первое столкновение отца Мэррина с Дьяволом. Действие развивалось вскоре после Второй мировой войны в Африке, куда Мэррин прибыл в качестве миссионера. Проект обрел очередное рабочее название – «Изгоняющий дьявола 4: 1», а Карра на режиссерском посту сменил Джон Франкенхаймер («Азартные игры»), уже снимавший сиквел ленты Уильяма Фридкина («Французский связной II»).

Начало съемок было перенесено еще на год, и студия продолжила кастинги. Долгое время главным претендентом на роль молодого отца Мэррина числился Керр Смит («Пункт назначения»), пока его не обошел Лиам Нисон, подписавший контракт. На роль молодого священника Уильяма Фрэнсиса, подружившегося с отцом Мэррином и поддерживавшего того в трудные часы, когда последний терял веру, метил Райан Филлиппи («Жестокие игры»). Однако переговоры с актером зашли в тупик из-за сторонних обязательств, ограничивавших его по срокам. Замену ему Франкенхаймер нашел в лице Гэбриэла Манна («Жизнь Дэвида Гейла»).

Пора бить тревогу наступила в марте 2002 года, когда в Сети появилась первая рецензия на сценарий картины. Подтверждая известный нам синопсис, рецензент замечал, что последняя треть истории столь же плоха, сколь великолепны первые две: из неординарного мистического триллера сценарий стремительно скатывался в финале к тривиальнейшему хоррору, никак не достойному носить имя «Изгоняющего дьявола». Студия выступила с официальным заявлением, отметив, что работа над развязкой все еще продолжается, объяснив тем самым причины задержки.

Начало съемок вновь сдвинулось – с весны на сентябрь, вынудив Франкенхаймера покинуть проект. В качестве замены назывались Дэвид Роксэведж, работающий в независимом кинематографе, и Пол Шредер («Американский жиголо»), получивший в итоге работу. Следом за Франкенхаймером из проекта ушел Лиам Нисон, неудовлетворенный постоянными задержками и связанный другими контрактами. С сентября съемочный период был передвинут на Хэллоуин, а затем на январь 2003 года, что накладывалось на рабочий график ленты Нисона «Реальная любовь».

Место ирландца занял швед Стеллан Скарсгаард, известие о чем было принято с большим воодушевлением – в фильме 1973 года роль отца Мэррина исполнял Макс фон Зюдов, тоже швед по национальности, и в таком совпадении киноманам виделся добрый знак. Warner Bros. объявили бюджет картины – он составил 40 миллионов – и назначили премьеру на 18 июля 2003 года. После пяти лет задержек проект сдвинулся с мертвой точки – 12 ноября 2002 года в Марокко начались долгожданные съемки.

Вести с полей не заставили себя ждать: изготовление эффектов было поручено компании KNB EFX Group, сценарий в очередной раз подвергся доработке – на сей раз лепту внес Шредер, а Warner Bros. остановили свой выбор на названии «Изгоняющий дьявола 4: 1», что одновременно было элегантным реверансом библейской нумерации и в то же время расставляло хронологию сериала по своим местам.

…Отец Мэррин утратил веру в Бога во время войны, когда нацисты угрозами заставили его наблюдать за казнью своих прихожан. Чувствуя, что Бог оставил его, Мэррин отдается своей второй страсти – археологии, отправившись в Кению на раскопки древней христианской церкви. Но в ходе работ он обнаруживает вторую церковь, еще более древнюю, прямо под руинами первой. Такое впечатление, что христиане намеренно сравняли ее с землей много лет назад. Когда причины столь странного поступка стали ясны, оказалось уже слишком поздно – древние стены принадлежали дьяволопоклонникам, и, раскопав их, Мэррин выпустил злой дух на свободу.

Шредер намеревался воскресить мистический хоррор во всей его красе – игнорируя современные технологии и делая упор на атмосферность происходящего. Разумеется, бюджет подразумевал наличие компьютерных эффектов, но количество их было минимальным – всего 200 кадров, включая прорисовку неба и стирание страховочных тросов.

Дата премьеры близилась, но в Интернет выплескивался минимум информации: пара официальных слайдов, несколько интервью и шпионских репортажей со съемок – вот, пожалуй, и все, чем располагали киноманы. Затишье настораживало. Студия путала все карты, то сдвигая премьеру на осень, то возвращая на июль, то и вовсе перенося на февраль 2004 года. Ситуация немного прояснилась в августе, когда Шредер сдал студии черновой монтаж: недовольство инвесторов конечным результатом было столько сильно, что его отголоски просочились в сеть вместе с информацией о нежелании предоставлять режиссеру денег на post-production.

В конце того же месяца Голливуд потряс скандал – Шредер был уволен с проекта, а право окончательного монтажа было закреплено за Morgan Creek. Выяснилось, что перспектива наконец-то запустить фильм в производство полностью притупила внимание продюсеров, и те особенно не вдавались в детали видения режиссера. Когда же фильм был закончен, то оказалось, что Шредер представил студии картину без единой сцены насилия, сняв ее жутким психологическим триллером, в то время как Morgan Creek рассчитывали получить кровавую бойню с массой расчлененки и прочих нелицеприятных деталей. На протяжении нескольких недель боссы компании вели ожесточенные споры с режиссером, но, не получив от него согласия пойти на уступки, попросту выкинули его за борт.

Еще какое-то время проект оставался в подвешенном состоянии – студия искала режиссера, способного довести материал Шредера до ума с минимумом затрат. В конце концов таковой нашелся. Им оказался финн Ренни Харлин («Глубокое синее море»), уложившийся в первоначальную смету в 8 миллионов. Пересъемки было решено проводить на той же римской студии Cinecitta, где творил Шредер. На работу Харлину было отведено шесть недель – Warner все еще надеялись уложиться в сроки и выпустить картину весной 2004 года.

Для перекраивания сценария (в который-то раз!) был приглашен Алекс Хоули, и все шло как по маслу, пока не стало известно, что многие ключевые актеры не могут участвовать в пересъемках. Первой прислала отказ француженка Клара Беллар («Дежурный аптекарь»), игравшая медсестру Рэйчел, влюбившуюся в Ланкастера Мэррина. Ее заменила Изабелла Скоррупко («Золотой глаз»), специально для которой была прописана новая сюжетная линия, а героиня из Рэйчел превратилась в Сару. Следом не уложился в графики и Гэбриэл Манн, заново играть отца Фрэнсиса доверили Джеймсу Д’Арси («Хозяин морей: на краю земли»).

Становилось понятно, что шестью неделями обойтись невозможно, и студия смирилась с перспективой очередного переноса премьеры, решив не гнать лошадей и дать режиссеру как следует подготовиться к работе. В конечном итоге пересъемки заняли вдвое больше времени и завершились в конце февраля 2004 года. К тому моменту было заменено около 90% первоначальной версии фильма. Сменились и основные акценты повествования в соответствии с пожеланиями Morgan Creek – утрата веры все еще имела место, но основное экранное время было отведено натуралистичным ужасам одержимости. По уверениям Джеймса Д’Арси, в финальном монтаже осталось не более двух минут картины, снятой Полом Шредером.

А Шредер тем временем вновь напомнил себе в марте, когда подошла пора проведения предварительных скринингов. Будучи не согласным с решением студии, он настаивал на демонстрации тестируемым зрителям и своей версии картины с дальнейшим выпуском ее на DVD. Warner пошли на попятную и были немало удивлены положительными отзывами на творение строптивого автора. Шоу-бизнес вновь был потрясен вестями с проекта – никогда прежде не выпускались одновременно две столь разные версии картины, снятые при столь скандальных обстоятельствах! Официальная спецификация диска еще неизвестна, но уже поговаривают о первозонном дабл-паке…

Сложно сказать, каким получился фильм, ведь на счету у Харлина, помимо успешных «Глубокого синего моря» и «Кошмара на улице Вязов 4», имеются и провальные «Остров головорезов» с «Гонщиком», но уже сама возможность увидеть две совершенно разные версии одной истории заслуживает того, чтобы отправиться в кинотеатры и лично провести сеанс изгнания бесов.


Все новости