45 ММКФ завершился, но молодость осталась

filmz

Почему мы так поздно решили подвести главные итоги, завершившегося две недели назад 45 ММКФ? Дело в парадоксе: почему-то супераншлаги на фестивале собирали те фильмы, которые начали выходить в большой российский прокат или на стриминг-платформах сразу после окончания киносмотра. Нам понадобились ещё несколько недель, чтобы представить себе более ясную картину ММКФ. Чёткого изображения не появилось, но какие-то тенденции стали более понятными и фигуристыми.

Очень трудно объяснить этот факт: 45 ММКФ, при всём брезгливости эстетов, при всей нелюбви киноманьяков и при огромном количестве уехавших или из страны, или из Москвы киноведов, всё-таки состоялся и даже понравился критикам. И за счёт кого? За счёт всё тех же журналистов, эстетов, маньяков и ностальгирующих оставшихся в России киноведов.

Это стало привычным на Московском кинофестивале (особенно в последние три-четыре года): триумф российских фильмов, почти тотальный бойкот основного конкурса, непонятная программная политика смотра, но и несколько удивительных солдаутов. Последние по слабо прослеживающейся логике произошли в основном на пилотах сериалов и американских картин, чей старт на платформах или прокат начался сразу после окончания фестиваля.

Одной из главных тенденций 45 ММКФ, отмеченных членами жюри, экспертами и отборочной комиссией, стала молодое кино. Это виделось не только из программы, фестиваль пестрил молодыми людьми, да и просто подростками: в этом году было решено раздавать проходки и студентам киношкол.

Уже идёт в кинотеатрах «14+ Продолжение» Андрея Зайцева, конкурсный фильм, показанный критикам одним из первых, неоднократно повторявшийся в программе и появлявшийся во всех пресс-релизах в самом начале списков. Это понятно: лайн-ап картин публикуется в алфавитном порядке, так это ещё и российский фильм, и ещё один «плюс» - это зрительский интерес. Первая часть вышла 8 лет назад (в сценариях дилогии между двумя историями проходит 4 года) и стала тогда чуть ли не откровением: такого чистого яркого и немного наивного фильма о первой любви давно не было. О нём даже комплиментарно отзывался Никита Михалков. Но прошли годы, изменились не только герои (не верьте постеру, присутствие Вики в исполнении Ульяны Васькович в фильме ограничивается парой сцен), но и сам режиссёр и автор сценария Андрей Зайцев. Из нежной первой части выросла неповоротливая милитаристская глыба: весь фильм Зайцев делает вид, что снимает «Я шагаю по Москве» образца 2023 года, нервно и невпопад шутит, а в конце Глеб Калюжный (или его герой Лёша, как вам угодно) обнимается с солдатами под песни группы «Любэ».

Или вот ещё один странный переаншлаг и тоже говорящий о молодости: в один из вечеров огромный зал №1 забит подростками со всеми странностями их поведения (в зале подозрительно ощущался запах алкоголя и каких-то запрещённых веществ) – это была премьера сериала «Мир! Дружба! Жвачка!». Зрители благодарно встречали не только группу на сцене «Октября», но и появление в 3 сезоне на большом экране знакомых героев и новых лиц. Он тоже вышел сразу после окончания фестиваля на платформе «Premiere», но если вам лень смотреть «МДЖ» на сервисе, то, если вкратце и без спойлеров, там тоже «братство крыши» повзрослело. Теперь они попрощались со школой, много пьют и курят (мы против алкоголя и курение! Это яд!) и их дружба тоже начала сходить на нет. По телеку идут выборы Ельцина, Санька Рябинин торгует кассетами в ларьке, Вовка попадает под воздействие криминальной банды, толкающей всё те же запрещённые вещества. В общем, ничего весёлого в 1996 году не было, но очарование свободы и юности осталось. А ещё в большом зале очень круто звучит синти-поп и группа «Кино», но это так, из субъективного бессознательного.

Ещё послушать русскую музыку можно было ещё на одном зрительском «ломе» - документальном фильме «Михаил Горшенёв. Легенда о короле и шуте». Но автору этих строк это было чуждо, и пока в нём боролись профессиональный интерес и человеческая вкусовщина, зал заполнился до такой степени, что победила вторая составляющая.

Кстати, Евгений Ткачук, играющий одного из бандитов в «МДЖ», на полчаса раньше был в фильме «Единица Монтевидео» (конкурс «Русские премьеры»), и тоже зал был забит до отказа. И такая популярность тоже объяснима: главные роли в этой мелодраме исполнили Алексей Серебряков, Агния Дитковските и Ксения Раппопорт. Серебряков сыграл несправедливо осуждённого за якобы совершенное убийство своей жены. От полученной психической травмы он вдруг потерял способность говорить и теперь, выйдя из тюрьмы, вынужден терпеть бесконечные унижения от своей уже взрослой дочери. Молодая режиссёр Татьяна Лютаева сделала всё, чтобы вытянуть слёзы любыми способами: я впервые в жизни увидел взрослого мужчину, ревущего чуть ли не до состояния истерики (хотя на первых порах казалось, что это он втайне смеётся; оглянувшись, можно было увидеть полный зал, шмыгающий носами и украдкой утирающий глаза. Но мы – циники, нас ни чем не проймёшь, извините).

Вернёмся ещё к теме молодости и детства. Очень симпатичное road-movie казахского режиссёра Эльдара Шибанова «Горный лук» повествует о молодых родителях, решивших развестись. Но планам не суждено было сбыться, так как их дети (потрясающие юные артисты!) решили, что спасти семью сможет чудодейственное средство «Золотая Виагра». И так два ребёнка отправились в путь, в Китай. Жалко, что этот смешной и печальный фильм вряд ли выйдет в большой российский прокат. Хотя, чем чёрт не шутит!

Ещё одна разведённая пара ищет своего ребёнка, пропавшего в Греции, в шпионском сериале Николая Хомерики «Спасти единственного сына». Картина, обладающая хорошим зрительским потенциалом, «Ада» рассказывает о 12-тилетней девочке Аде, которая познаёт своё взросление. Классный и камерный док «Скала» (ударение на первый слог) из Таиланда рвёт сердце киномана: «Скала» - это последний кинотеатр в небольшом тайском городе, который решили окончательно закрыть. Автор фильма рассказывает за кадром о том, как она ещё девочкой попала в первый раз в этот кинотеатр и как здесь прошли её юность и отрочество.

Меньше всего хотелось бы заканчивать рассказ о фестивале на печальной ноте, поэтому перечислим главных лауреатов 45 ММКФ: «Серебряный Святой Георгий» за лучший короткометражный фильм - «Всё» (Китай); Лучший документальный фильм - «История российских тюрем. Владимирский централ» (Россия);

В конкурсе «Русский премьеры» было вручено несолько призов: «За искренний и дерзкий дебют» – «Тайное влечение», «За яркий дебют с уникальным актерским ансамблем» «Единица Монтевидео», «Серебряный Святой Георгий» в этом конкурсе был вручен фильму Светланы Самошиной «Край надломленной луны».

В Основном конкурсе:

«Серебряный Святой Георгий» за лучшее исполнение женской роли - Кахо Сэто («Хрупкие цветы в потоке дней», Япония);

«Серебряный Святой Георгий» за лучшую мужскую роль - Фернандо Арсе («Те, кто внизу», Уругвай, Колумбия, Аргентина, Бразилия, Боливия);

Специальный приз жюри «Серебряный Святой Георгий» - «Фи 1.618»(Болгария);

Лучшая режиссёрская работа – Тонатью Гарсия («Чёрная луна», Мексика);

Главная награда «Золотой Святой Георгий» - «Три брата» (Чили, Аргентина, режиссер Франсиско Папарелья).

Вот и всё. До встречи через год!


Все новости