«Даже если ты дебютант, ты должен приходить на площадку с уверенным выражением лица» — интервью с режиссером-дебютантом сериала «Право на свободу» Артёмом Дубра

filmz

В онлайн-кинотеатре Wink вышел драматический сериал «Право на свободу» о том, как неравнодушные волонтёры помогают людям выбраться из рабства и обрести свободу. Проект создан кинокомпанией Amalgama Studio при поддержке Института развития интернета. За сериалом, который подробно исследует проблему современного рабства, стоял режиссёр-дебютант Артём Дубра, выпускник мастерской Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ и актер театра «Современник».

С какими эмоциями вы приступали к режиссерскому дебюту? Было ли страшно, что не получится?

Это очень странное состояние! Тебе страшно, но ты должен прийти на площадку с уверенным выражением лица и убедить команду, что всё под контролем. Я несколько раз выступал в роли театрального режиссера, но в портфолио у меня только одна работа, спектакль «Урод», который мы выпустили в Центре имени Мейерхольда, как он раньше назывался. Это была работа с нашим театром «Июльансамбль», с моими друзьями, нам было легко и классно, мы друг другу доверяем. Большой и классный химический процесс. Но на съемках «Права на свободу» я поймал себя на том, что доверять людям на самом деле непросто. Да, было страшно, но мне помогало желание рассказать историю. Я сроднился с персонажами, потому что я и писал их, и придумывал на площадке вместе с актерами.

Что было самым трудным, что не получалось с первого раза?

Трудно было держаться в тайминге. На подготовку к съемкам у нас было всего полтора месяца. Только потом я узнал, что это маловато. И 28 смен тоже – не разгуляешься. Поэтому самыми трудными сменами были те, когда мы снимали однокадровые сцены. Четыре минуты идёт сцена во второй серии. Или трехминутная в первой. Большое количество актёров, массовки. А на репетицию всего час-полтора. Все говорят о том, что нужно дробить её, а я не могу. В моей голове нет другой картинки, нет других эмоций от того, как я чувствую эту сцену. И когда группа шла на обед, я оставался на площадке и репетировал, проходя партитуру за каждого по очереди. Потом делал уверенное лицо, объяснял оператору и всем остальным, что и как нужно делать. Вроде бы получилось...

О чем этот сериал лично для вас, в чем вы видите его смысл и главную идею?

Помимо свободы и связанной с ней боли, для меня это сериал про столкновение. Людей, поколений – у нас довольно большой разброс возраста актёров. В каждой серии мы говорим о столкновении мыслей, видений, желаний, целей, философий. В первую очередь, эту мысль передаёт дуэт Ильи Малакова и Кирилла Кяро. Мы говорим про людей, которые желают любыми способами заработать, и про людей, которые просто хотят жить. Сегодня, на мой взгляд, это важное столкновение.

Если говорить про соотношение реального и додуманного драматического – каким оно было?

Во всех эпизодах по-разному, но все это реальные истории в художественной рамке. Эта рамка – линия главного героя. Например, в серии с сектами правды и вымысла 50 на 50. В 90-е орудовал человек, Ашрам Шамбала, который запудрил мозги огромному количеству людей, они верили, что он гуру, и отдали ему огромное количество денег и жизней. Эту историю мы взяли за основу, но некоторые моменты мы додумали сами, фантазировали, что-то брали из других статей в интернете. В истории про завод есть хозяин, который ходит в белой одежде – такой человек есть в известном видео про побег с кирпичного завода в Дагестане. Мы брали то, что мы могли органично интегрировать в наш сценарий.

Как вам было работать в связке с женой, актрисой Варей Феофановой? Вы играли в одном театре, но на этих съемках примерили другие роли – кинорежиссёр и киноактриса.

Мне было просто! Мы вместе работали над сценарием, и Варя знала не только свою героиню, но и всех персонажей. Наверное, она была единственной актрисой, которой мне не пришлось ставить никаких задач. Я в неё верю, я знаю, как хорошо и профессионально она справляется со своей работой. Вообще, актёры – ранимые люди, нам всегда нужна похвала… А я такой человек, который лишнего слова не проронит. И с Варей я работал именно так: она ничего не просит – я ничего не говорю. Но! В дальнейшем я выяснил, что всё-таки говорить было нужно. Это случилось в последний съемочный день Вари, когда мы снимали очень сложную, длинную однокадровую сцену с большим количеством людей. Время поджимало, мне было не до задач Варе. И вот прилетел комментарий от актрисы, от жены, о том, что я молчу и ничего не говорю. Мы немного пострессовали, но, наверное, это нормально на съемках. В целом я считаю, что Варе не нужны были комментарии или режиссерские подсказки в силу её профессионализма на протяжении всего проекта. За что ей очень благодарен.


Все новости