…Шёл 2022 год, и был вечер, и было утро, и началась безжалостная война, которая захлестнула миллионы и миллионы людей (если полагаться на SambaTV, IMDb, Deadline и других королей подсчётов) с привлечением не одного миллиарда долларов. И такой битвы не могут припомнить даже старожилы… Если без шуток, то мы сейчас с вами находимся в удивительных реалиях, когда новости по телевизору кажутся мелкими разборками по сравнению со сводками с полей войны между поклонниками «Игры престолов» и заступниками «Властелина колец». Первые негодуют по поводу того, что «Дом дракона» оказался лучше, чем оригинальная сага (а чего тут возмущаться? Радоваться надо!). Со вторыми всё сложно: в их случае в одной банке оказались и #BLM, и кэнселлинг, и #MeToo, и другие составляющие повестки. Не хватает разве что сторонников нетрадиционных ориентаций, но мы только в начале пути.
Толкиенисты — самые горячие участники этой ссоры, потому что они успели развязать гражданскую войну внутри своего же сообщества ещё до выхода первых серий, увидев характер-постеры будущего шоу и его трейлеры. Кому-то показалось, что гномы-негры и несгибаемые женщины в качестве главных героев – это не канон. Их же оппоненты, напротив, высказались, что наконец-то афроамериканцы заняли своё почётное место в легендарной саге, а то, что девушки оказались во главе своих сюжетов, – это как раз символизирует победу новой этики над закостеневшими голливудскими стереотипами.
Откуда взялся этот сосуд Пандоры, вокруг которого пляшут блогеры и серьёзные журналисты? Если кто не помнит или не знает, то Средиземье – это вымышленная страна, в которой живут мохноноги (это, как вы догадались, почти что хоббиты, но не совсем: эти полурослики ведут кочущий образ жизни), волшебники, злые огромные пауки, назгулы и прочие выдуманные расы. Есть ещё люди, но они играют в «Кольцах власти» - пока что – какую-то до обидного пассивную роль, не то что эльфы, которые живут далеко от Средиземья в своём Валиноре, дающем им бессмертие. Эти красивые мастера луков и стрел и станут главными реперными точками, на которых будет держаться сюжет «Колец власти», а эльфийкой, поведшей свой народ на поиски Саурона, станет Галадриэль, знакомая всем по фильмам Питера Джексона (но в исполнении Морвед Кларк, а не Кейт Бланшетт).
Вот здесь и начинается спор о канонах. Почему-то все настолько привыкли к миру, созданному новозеландским режиссёром, что отказываются привыкать к новой экранизации. Да, мы понимаем, что шоураннеры Патрик МакКей и Джон Пейн добавили в «Кольца…» много отсебятины, но, согласно официальной версии, в основу их сериала легли «Сильмариллион» и 12 томов «Истории Средиземья», вышедшие уже после смерти автора «Властелина колец». Вот здесь «стоп-машина»! Мы уверены, что далеко не каждый поклонник фэнтези сможет не только представить себе экранизацию, но и дочитать хотя бы до половины этот легендариум, где публицистика смешалась с почти литературой да ещё и на непонятном простому смертному языке. Это как представить себе художественный фильм по «Архипелагу ГУЛАГу» или по «Заметкам на полях “Имени розы”» (или, если вам удобнее оперировать штампами, то по телефонному справочнику). Поэтому авторы сериала позволили себе взять несколько фактов из повествования о третьей эпохе «Истории…», про то, как ковались кольца для всех и одно Единое кольцо для Саурона. И немножечко из рассказов про первую эпоху. В этом главное отличие «Колец власти» от «Дома дракона»: в приквеле «Игры престолов» зритель сразу вникает в пучину интриг, и это не мешает следить за сюжетом, мы же в Вестеросе, как родные. Чего не скажешь о начале «Колец…»: в прологе исправно, как и полагается в эталонном фэнтези, голос Галадриэль повествует за кадром, что руководило ею в одержимости найти Саурона, а заодно преподаёт урок краткой истории Средиземья.
В хорошо выдержанном неспешном ритме мы узнаём всё о каждой сюжетной линии этого масштабного полотна. Да, действительно, много разговоров (но это в первой серии, дальше начинаются экшн, приключения, да ещё с налётом детектива, одна сцена побега эльфов из орочьего плена многого стоит), но по делу, а не для того, чтобы забить хронометраж. Оказывается, эльфы – не такие уж и няшные остроухие феечки и волшебники. Мудрый Элронд (Роберт Арамайо) - довольно неприятный тип, служащий спичрайтером у Верховного Короля Гиль-Галада (Бенджамин Уокер). Его подруга Галадриэль, - отнюдь не добрая пацифистка, как в «Братстве кольца», это упёртая до невозможности блондинка, пытающаяся убедить всех и каждого, что зло не прекращает действовать после одного лишь убийства орков. Тщетно: её отряд отказывается служить командиру, но, по словам Элронда, это не солдаты не подчинились ей, а сама Галадриэль не подчинилась приказу Короля.
Самые активные мохноноги – тоже девочки (самое слабое место фильма, их играют будто приглашённые актёры провинциального ТЮЗа), то есть феминизация ступает по Средиземью большими шагами. Тут уже начинают напрягаться те, кто не склонны видеть такой поворот и выступают против заселения выдуманной Толкиеном страны темнокожими людьми. Вот, к примеру, лесной эльф Арондир (Измаэль Кордова) начинает кого-то подбешивать, судя по реакции в Сети. Вообще-то, Кордова – пуэрториканец и выглядит соответственно, а не как, допустим, «Чёрная пантера». Когда же Арандир с товарищами оказывается в плену у орков, то в той грязи вообще все расовые различия стираются автоматически. Чёрные гномы смотрятся, как просто немытые маленькие люди, живущие в норах. В человеческих персонажах, сыгранных не самыми известными актёрами, легче запутаться, чем в разномастных и разношёрстных обитателях Средиземья.
Куда большее смущение вызывает связь Арондира с «людской» женщиной Бронвин, с учётом того, что в первой эпохе смешение людей и эльфов не привело ни к чему хорошему. И вот ещё что интересно знать поборникам политкорректности: Назанин Бониади, исполнившая роль Бронвин, – мало того, что актриса иранского происхождения и мусульманка, так ещё и жертва абьюза, бывший сайентолог, пострадавшая от этой запрещённой во многих странах Церкви, и нынешний представитель Amnesty Inetrnational в США. Идеальная кандидатура для того, чтобы успокоились и «митушницы», и «биэлэмщики» Хотя о чём мы говорим, если (внимание, противники спойлеров, перепрыгните на следующий абзац!) в конце второй серии Галадриэль переживает кораблекрушение с мужчиной Холбрандом (Чарли Викерс), а в третьей оказывается в центре человеческого Нуменора.
В этой придирчивости к касту пропускается то, что это очень, очень, очень красивый фильм. Виден каждый цент в рекордно огромном бюджете. Даже соотношение сторон 2.39:1 совсем не телевизионное, а самое что ни на есть киношное. В трейлерах показали все лучшие моменты первых серий шоу, только в роликах с графикой явно поторопились: в кино всё причёсано едва ли не до идеала, особенно морские сцены. Правда, кинематографичность и вся эта красота не всегда играют в плюс создателям фильма. Например, свет выставлен так, что некоторые даже реалистичные сцены выглядят, как в компьютерных экспериментах Земекиса (но с варгом, наоборот, обошлись, как Андреасян с «Защитниками»). Но не это волнует хейтеров сериала. Они считают, что в книге «всё было не так», как в кино.
Что особенно умиляет – это то, что в драку ввязались и российские почитатели фэнтези. Очаровательно выглядят споры наших соотечественников по поводу бороды у принцессы гномов Дисы: надо ли оставить так, как есть, или напрячь постижёров? Оставить её в исполнении темнокожей Софии Новмет или необходимо найти более подходящую кандидатуру? И это в России, в стране, где расизм никогда не был топовой проблемой, а последний более-менее крупный гендерный скандал был связан с выступлением Кончиты Вурст на «Евровидении – 2014». Вон, Валькирию во франшизе про Тора играет Тесса Томпсон, и ничего, всё обошлось, никто не писал петиций и не хотел ничьей крови. Лучше бы наши поклонники хоббитов договорились о том, как правильно писать фамилию писателя: Толкин или Толкиен. А то совсем уж неудобно получается.