Как и почему родилась идея снять сериал про Чикатило? Личная инициатива или заказ стриминга?
Изначально это была моя личная инициатива, которую поддержало руководство Okko. Я искал интересный исторический фрагмент из нашего советско-российского прошлого и изучения привели меня к истории Чикатило.
Можно ли на твой взгляд назвать Чикатило лицом отечественных маньяков, как, например, Джека-Потрошителя в Англии или Зодиака в штатах?
Думаю, у моего поколения и у тех, кто старше — безусловно. Чикатило — имя нарицательное, как и Джек-Потрошитель или Зодиак.
На момент последних убийств и второго ареста Чикатило тебе было уже шесть лет. Помнишь ли ты что-то из эпохи его бесчинств? Может родители себя вели как-то волнительно?
Тогда я уже жил с родителями в Казахстане и помню, что в школе в первом классе учительница рассказывала нам про Чикатило. Боялись все, а в городах Ростовской области более десяти лет дети жили в страхе. В истории каждой страны есть свои Чикатило, Эскобары, Леди Батори. В детстве не всегда понимаешь масштаб проблемы и не всегда осознаёшь страх вокруг себя, но будучи взрослым, я забочусь о своих детях и тоже рассказываю им какие бывают последствия общения с незнакомыми людьми.
Есть ли история какого-то серийного убийцы, которая тебя пугает до мурашек или повергает в шок?
Думаю, Адольф Гитлер — самый шокирующий серийный убийца всех времён. История этого человека и его последователей пугает меня больше любого Чикатило.
Испытываешь ли ты какой-либо дискомфорт, снимая и отсматривая сцены убийств? Что для тебя морально сложнее? Или уже выработалась профессиональная деформация?
У меня нет профессиональной деформации в отличие от большинства моих коллег. Непосредственно во время съёмок я отношусь к этому хладнокровно, так как на страдания нет времени. Было бы странно, если бы хирург плакал, оперируя пациента. Но когда я смотрю уже готовый продукт, безусловно, я включаю в себе зрителя и воспринимаю все увиденное на экране как правду и сопереживаю. Вчера посмотрел одну из серий нашего другого сериала и заплакал, хотя и сценарий читал, и на площадке находился.
Есть ли какие-то референсы, на которые ты опирался при создании сериала? Возможно, просто любимые проекты западных, европейских, скандинавских или других отечественных коллег по цеху, снимавших про маньяков?
Я пересмотрел фильм «Семь» Финчера, а с точки зрения детализации я хотел достичь уровня «Чернобыля» и, как мне кажется, мы сделали даже ещё более честно и подробно, чем HBO.
Главную роль в сериале «Чикатило» исполнил ставший уже твоим постоянным актером Дмитрий Нагиев. Чем для тебя был оправдан такой рискованный выбор актера, который, на первый взгляд, очень далек от своего персонажа и находился на грани мискаста?
Я много раз говорил, что Нагиев — великий актёр и продолжаю так считать. Я уверен, что в его случае не существует понятия мискаст и он реально может сыграть все и любую роль пронести через себя так, что ни у кого не возникнет сомнения, что он на своём месте. Я не могу разложить на логику и формулу своё решение. Я просто люблю артиста Нагиева и верю ему. Успех говорит о том, что таких, как я — миллионы.
На мой взгляд, образ, созданный Нагиевым, получился хоть и не точной копией Чикатило, но по-настоящему пугающим, что придает истории больше уникальности. Были ли попытки связаться с родственниками убийцы, с выжившими жертвами или родственниками жертв? Что удалось нового почерпнуть для проекта, чего еще нельзя было узнать из интернета?
Были попытки пообщаться со следователями, но из услышанного и просмотренного стало понятно, что за десятки лет история обросла большим количеством людей, которые приписали себе различные победы в деле поимки Чикатило. Мы опирались на хронику, ранние документальные фильмы и на архивы, которые есть в доступе. Мы не отображаем в истории всех жертв, но те, что мы экранизировали сделаны с точностью. С Нагиевым, как и в случае с фильмом «Непрощенный», мы изначально договорились, что мы не копируем Чикатило, иначе это может стать пародией.
После премьеры первых серий сериала «Чикатило» в прошлом году зрители разделились во мнении: одни сильно возмутились, другие сделали проект хитом по количеству просмотров. Как ты думаешь, с чем была связана резко-негативная реакция у одной половины зрителей, и признание чуть ли не лучшим отечественным триллером у второй (среди которых нахожусь и я)?
Мне кажется, что любой хейт в мою сторону или в сторону Нагиева переоценён. Всегда есть какое-то количество людей, которые всеми силами из года в год говорят и порочат тех, кто действительно работает. В целом сериал с первых эпизодов стал хитом и показывал рекордные просмотры. Никто ни на какие группы не делился. История того, что Андреасяна можно ругать уже давно в прошлом. Те, кто ругают - выглядят нелепо, так как зритель давно сделал свой выбор в пользу нашего контента, будь то «Чикатило», «Непрощенный» или «Манюня».
Как ты думаешь, возможно ли продолжение созданного вами проекта в качестве, допустим, приквела, в котором можно было бы погрузиться в прошлое Чикатило?
Изначально я пришёл в Okko с идеей сделать антологию советского криминала, как это была сделано, например, в «Нарко» или «Американской истории преступлений». Но на тот момент планировать на 5-10 лет вперёд было сложно с точки зрения экономики и бизнеса.
Если бы тебе предложили выбрать любого известного в истории человечества маньяка для экранизации, о ком бы ты хотел еще рассказать зрителям? Или ты больше не хочешь возвращаться к этому жанру?
Я вернусь к этому жанру ещё раз в проекте «Несломленная». Мы будем экранизировать историю Екатерины Мартыновой, которая была в заточении у скопинского маньяка около четырёх лет. Это будет большая драма о сильной девушке, которая прошла через ад. История будет рассказана от ее лица, но без маньяка в ней не обойтись.
Существует ли для тебя тонкая грань между поучительным и провоцирующим кино, способным предотвратить будущие убийства или напротив, породить новые? Придерживался ли ты этой грани при создании «Чикатило» и получилось ли это у тебя?
Кино, безусловно, мягкая сила, которая способна влиять на умы, но я не думаю, что искусство может сформировать преступника. Преступников формирует общество и нужда, а искусство способно только созидать. Я всегда говорю, что кино или музыка не виноваты, а все вопросы к родителям и семье.
Как ты думаешь, если бы мы раньше начали говорить о серийных убийцах киноязыком, возможно ли было тогда такое явление как Чикатило в те времена?
Да, но я уверен, что если бы об этом говорили, то поймали бы его намного раньше и жертв было бы меньше.
Считаешь ли ты необходимым ужесточение уголовного кодекса в отношении серийных убийц и маньяков? Если да, то в каком виде? Или ты считаешь, что достаточно говорить об этом с обществом всеми доступными способами, чтобы предотвратить новые преступления?
Я считаю, что на мои налоги не нужно содержать в тюрьмах насильников, убийц и педофилов. Я не против высшей формы наказания за такие деяния.
Нашей редакции не дает покоя еще один вопрос, который, возможно, стоит адресовать одному из авторов сценария Алексею Гравицкому. Однако попытаем удачу, спросив у тебя: почему всё действие истории разворачивается в пределах одного исторического периода? Почему не решились погрузиться в детские годы Чикатило, к истокам становления зверя? Как пишут, были даже инциденты с каннибализмом, о чем, вероятно, было бы интересно узнать зрителю.
Для нас было важно, чтобы зритель не проникся к нему сочувствием. Это мы обсуждали и с Нагиевым. Нельзя сопереживать или оправдывать такую личность. Любая сцена из прошлого, где мы бы показали, что на его глазах съели брата, вывела бы его как персонажа на уровень героя, а этого допускать нельзя. Мы пришли в искусство, чтобы рассказывать интересные истории, но не оправдывать тех, кто имеет к ним отношение.