Ты замечал, что в наших современных спортивных фильмах зачастую на первый план выходят не титульные герои, а тренеры? Это не только моя точка зрения, многие указывают на то, что, допустим, «Легенда №17» — это фильм про героя Меньшикова, а «Движение вверх» — про Машкова. Вот и в «Мистере Нокауте» за твоим персонажем, тренером Кусикьянцем, местами интереснее смотреть, чем за главным героем, боксёром Валерием Попенченко.
Я затрудняюсь ответить. Всё-таки «Легенда №17» — это фильм замечательного прекрасного дуэта Дани Козловского и Олега Евгеньевича [Меньшикова], потому что они оба великолепны. Что касается тренера, я не думаю, что за ним интереснее наблюдать, потому что он испытывает большее количество потрясений. На нём лежит огромная ответственность не только за самого себя, но и за своего подопечного. Поэтому я думаю, что это и интересно. У спортсмена есть его личная драма, его проблемы, его победа над самим собой. А тренер как бы говорит, что ты должен победить, и я в этом заинтересован. Получается, что он работает за двоих.
За себя и за того парня?
Да! Получается так. Это очень хорошо показано в «Легенде №17». То, что переживает Тарасов в исполнении Олега Евгеньевича, - это драма его «непребывания» там, в финале, он не может никому ничего подсказать. И вот он ходит по двору, чертит палочкой ход игры и руководит ребятами мысленно – это прямо до слёз, фантастический эмоциональный настрой.
В основе «Мистера Нокаута» лежит реальный факт. Кусикьянца действительно не пустили на Олимпиаду в Токио в 1964 году. То есть его подопечный, практически сын, остался один, а наставника и отца, нет рядом. Что такое для спортсмена, когда рядом нет тренера? Это значит, что некому сказать нужное слово, отправить эмоциональный посыл, необходимый для победы. В итоге, Кусикьянц прилетел в Токио сам, ночевал в номере Попеченко и был рядом с ним. И Валерий Попеченко взял Кубок Вэла Баркера (приз вручается на Олимпийских играх боксёру, показавшему наилучшую технику ведения боя. – Прим. Filmz.ru)! А это самая значимая награда для боксёра! И её взял наш боксёр!
И как ты подходил к образу Кусикьянца?
Смотрел документальные фильмы о тренировках Попенченко и Кусикьянца, они есть в свободном доступе. Более того, есть съёмка 90-х годов. Григория Филипповича не стало в 2002 году, он ушёл в 87 лет после тяжёлой болезни. Когда к нему приходили, он, уже серьёзно болея, всё время шутил, говорил: «Боксёр никогда не сдаётся».
У него был непримиримый характер, за это его многие не любили. Он выступал против определённых догм. Почему его называли «тренером уличной драки»? В драке ты непредсказуем, никто не знает, как, когда и куда ты будешь бить. Недаром его любимой фразой была: «Предупреждён - значит, вооружён». Он был великим шахматистом, гроссмейстером, и учил этому своих ребят, показывал, как надо просчитывать каждый бой.
Ещё одна его знаменитая фраза про боксёров: «Сильных много, умных мало». Он говорил, что в боксе должно быть 30% силы, 70% ума и тактики. Подумаешь, выйди на ринг накачанным, большим (если ты большой, кстати, то у тебя подвижность будет нулевая) и бей. Даже Тайсон, посмотри, идёт и бьёт, но насколько он подвижный, порхающий на сцене (смеётся), то есть на ринге. Это не случайная оговорка, это ещё один ответ на вопрос, почему мне это близко, ведь Кусикьянц занимался ещё и биомеханикой. Это то, что нам, артистам, знакомо, ведь всё идёт от индивидуальности человека. Он говорил, что не надо расчёсывать под одну гребёнку, ставить всем одну и ту же технику. Мы все ходим и двигаемся по-разному, и он выбирал отдельную технику каждому боксёру, исходя из собственных данных спортсмена.
Он действительно был великим. Он был предан спорту. Это то, что важно для нынешних тренеров, и не только в боксе. За положительными примерами далеко ходить не надо, достаточно взять Этери Тутберидзе. Вот посмотри на её трёх учениц: Щербакова, Трусова, Валиева. Она каждой уделяет внимание. Какое было давление на Валиеву! Нужно было поддержать её, нужные слова сказать, чтобы она вышла на лёд и выступила несмотря ни на какой прессинг. Трусова сделала пять четверных, взяла серебро, в результате эмоционально высказала, что больше не хочет заниматься этим. И как в этой ситуации тренеру нужно удержать её, какие слова поддержки нужно найти… Этими качествами и отличался Кусикьянц. Я читал и мне рассказывали, что он мастерски настраивал Попенченко на бой. В фильме показано, что он только раздражал, чтобы укрепить боевой дух, но в реальности всё было сложнее. Это уже не про спорт, это про человеческие взаимоотношения.
«Мистер Нокаут» — не первый спортивный фильм, в котором ты снялся. Мне очень нравится твоя роль Раневича в картине «Матч», которую, как мне кажется, незаслуженно обошли вниманием.
Для меня этот фильм тоже был событием, и мне, как и тебе, тоже обидно, что его редко показывают. Перед съёмками я занимался с Сергеем Овчинниковым. Было семь тренировок в «Лужниках», на которых наш знаменитый «Босс» преподавал мне вратарскую технику 40-х годов. С тех времён правила изменились, техника изменилась, пропали вратарские кепки. Овчинников, кстати, мне рассказал, почему это произошло: «Это смешно, но когда происходила подача углового, нападающие в решающий момент надвигали ее вратарю на глаза (показывает) вот так, и всё! Секунда, но вратарь терял ориентир, и мяч уже в воротах». В кино всегда важны подобные детали.
А бокс увлек меня ещё в юном возрасте. Отец подарил перчатки, и я по-детски стучал в них по стенке. Профессионально я им занялся гораздо позже, когда готовился к съёмкам «Высоцкий. Спасибо, что живой», для спортивной формы, для фигуры. У Владимира Семёновича был очень хороший хук справа, поэтому я тренировал этот хук для себя. Это не пригодилось в кино, но, тем не менее, мне настолько понравилось, что потом уже занимался сам. К сожалению, из-за напряженного графика съемок я уже давно не тренировался, но, надеюсь, в ближайшее время расписание позволит вернуться к боксу. Мне просто нравится.
23 февраля выходят два фильма с твоим участием: «Папы» и «Мистер Нокаут». Как ты относишься к «фильмам к датам»?
Я это называю «датское кино» (смеётся). На самом деле это простое совпадение. «Мистера Нокаута» мы снимали три с половиной года назад, а выходит только сейчас, потому что были досъёмки, озвучание, потом началась пандемия, из-за которой целый год потеряли все мы. Целый год! Как будто вычеркнули из жизни, стёрли из памяти весь 2020-й год. А «Папы» мы снимали прошлым летом. Кстати, одну из новелл снимала Аня (Анна Матисон, режиссёр, супруга Сергея Безрукова. – Прим. Filmz.ru), там я играю военного лётчика.
Оба фильма рассказывают историю отношений отца и сына, наставника и подопечного. Мне кажется, это очень созвучно 23 февраля. Это не только праздник защитников Отечества, а праздник всех мужчин, мальчиков. В какой момент выпускать фильм про настоящих мужчин, как не в праздник всех мужчин!? А бокс – самый мужской спорт, в нём есть сила воли, мужская энергия, чувство ответственности, сила духа.