Интервью с Сергеем Русаковым, режиссером киносказки «Ледяная история»

filmz

В российский прокат вышло кино для детей Сергея Русакова «Ледяная история». Мы поговорили с режиссером про новую картину и разузнали, как создавалась киносказка «Ледяная история».

Особенность «Ледяной истории» в том, что она создавалась специально для широкой аудитории. И что особенно важно для зрителей совсем юного возраста: от трех лет. В российском прокате давно не было отечественных кинокартин для таких маленьких детей. На различных международных кинофестивалях «Ледяную историю» уже оценили множеством призов. Осталось дело за российским зрителем. Также с 26 декабря фильм будет представлен в онлайн-кинотеатрах.

Как вы получили приглашение поработать над этой картиной?

Продюсеры фильма предложили мне снять детский фильм, так как с его производства слетел режиссер. Я был не против. Ведь когда-то я начинал с этого жанра – с фильма «Пустельга», в начале девяностых. А в пору полного падения киноиндустрии в стране, в конце девяностых, мне несказанно повезло – продюсер Виталий Сидоренко пригласил меня снять детское фэнтэзи. Он нашел деньги, и я написал сценарий «Повелителя луж». Фильм был посвящен начинающемуся у нас засилью компьютерных игр, - тогда все относились к этому с опаской. Работа шла туго. Грянул кризис 1998 года, я уехал в другую страну. И вдруг звонит продюсер: «Срочно приезжайте! Запускаем вас».

Это был мой второй детский фильм, и казалось, этой дорожкой я и пойду далее в кино. Но не случилось… Хотя в 2008 по моему сценарию был снято еще одно фэнтэзи – «Русичи».

И вот теперь «Ледяная история». Картина закончена, презентована в Доме кино и выходит в прокат. А также шествует по фестивалям.

Тема новой картины была ясная и прозрачная — именно детская. Меня это увлекло – снять жанровое, а совсем не авторское кино. Надо было поправить сценарий, он был затянутым, не динамичным, с характерами была проблема. Мне дали такую возможность, и мы и с редактором Александром Ершовым правили сценарий до самого первого съемочного дня. Плюс еще на площадке я поправлял какие-то сценарные ходы, прибавляя динамику сюжету.

Кто он – основной зритель «Ледяной истории»?

Мы с продюсером Дмитрием Семеновым и кастинг-директором Алие Русаковой сошлись на том, что наш зритель будет совсем юн – от 3 до 8, максимум до 10 лет.

Дети-зрители в семь лет еще очень чистые и искренне верящие в Чудо. К примеру, они спрашивают на показах фильма на фестивале: – А где сейчас живет королева волшебной страны Морожана? А Сосулька (это наш злодей, которого исполнил Владимир Глазков) родом из Санкт-Петербурга?

Это же так прекрасно! Значит, мы попали в нашу аудиторию. Мы смогли их увлечь, и они побывали в нашей сказочной стране.

Сюжет, поступки героев, юмор и рассчитан именно на очень юную аудиторию. А взрослые актеры у нас играют открыто, просто и доступно — злодей он и есть злодей, благородная и добрая королева Страны Холода – добра и желает помочь своим подданным, рискуя жизнью, а смелый и рукастый Дедушка героя – надежная опора внуку и его ровесникам. Он пафосен, как любой дедушка, но он защитит и поможет вместе одолеть Зло.

Дети ведь в большинстве воспринимают мир вокруг как различие двух цветов – черного и белого, вот Зло, вот Добро. Через это и можно достучаться до их чистых сердец, уверен…

В чем заключается основной посыл фильма?

Как и в любой достойной сказке герои преодолевают препятствия, чтобы проверить себя и добиться справедливости. Зло будет наказано и стерто в порошок, а Добро должно отпраздновать победу.

Где проходили сьемки: павильоны, натура?

Сьемки были в Санкт-Петербурге. А задача перед нашим художественным цехом стояла очень сложная – создать свою вселенную, волшебную страну, в которую попадают время от времени наши герои. Мы складывали ее, эту вселенную, по кусочкам, стараясь добиться стилевого единства.

В результате в павильонах был создан странный мир, немного условный, похожий иной раз на театральную декорацию. Ближайший референс здесь – сказка «Королевство кривых зеркал» Александра Роу, в ней мастер создал такой же принципиально условный мир. Ну и немного в фильме от эстетики моей любимой киносказки, гениальной , на мой взгляд – «Город мастеров».

Наши герои еще и живут одновременно в реальном мире! Мы подобрали свой, отдельный, задранный по цвету, стильный и почти сказочный по архитектуре, вычищенный, иной раз почти стерильный. Да, он не похож на каждодневный мир подростка, это наше представление нашей киновселенной, в которой живут наши герои.

Что сложнее всего далось в съемочном процессе?

Выдержать единую стилистическую линию. Убежать от бытового в эпизодах в нашем мире и сохранить условный и завораживающий мир в волшебном. При этом пройти по тонкой грани, и соединить всю историю в единую цветовую и фактурную стилистику. Очень благодарен оператору Виктору Гончару, который по крупицам создавал вместе со мной эту нашу вселенную, любил ее и искал новые средства ее визуальной выразительности.

Ну, а вторая сложность – работа с юными актерами. Мы нашли замечательных актеров – Камилу Войтову, Диму Зорикова, Полину Павлову, с которыми у меня на площадке не было никаких проблем. Это счастье для детского режиссера, а я таковым себя считаю! Но кроме них в фильме заняты десятки детей юного возраста и детская массовка! Эти-то юные дарования помучили нас. Но в конце-концов все удавалась, согласно моим задумкам…

То есть создание детского кино наполнено различными нюансами, так?

Каждый день на сьемках детского фильма – это преодоление. Это, в первую очередь, перенесение на матрицу цифровой камеры наших готовых сцен, но и долгая их подготовка… Необычные сказочные костюмы, каждодневный сложный грим почти всех героев и массовки, реквизит – все это кропотливая многочасовая работы всей группы. Но как преодолеть усталость при этом совсем юных актеров, что весь день на площадке? Ведь надо, после перерывов и ожидания, точно выполнить команду режиссера. Это, скорее всего, главная особенность сьемок детского кино. И это было изо дня в день… Потому надо было их поддерживать и смешить, превращать непростую их работу на площадке в веселую увлекательную игру.

Расскажите о главных героях фильма «Ледяная история»

Уже упомянутые юные актеры играли своих сверстников, десятилетних городских жителей, что попали в волшебные необычные обстоятельства. И не растерялись, собрались и встали на путь борьбы. Героями двигает желание помочь друг другу и чувство справедливости. Ну, а когда приспешники Сосульки начинают побеждать их, они обращаются за помощью к Дедушке Артема (точная по стилю работа актера Федора Сухова). Есть еще Королева волшебной Стране Холода Морожана и внезапно захвативший власть в этой стране злодей Сосулька, до того миллионы лет погруженный в мерзлоту, а теперь вырвавшийся на волю и творящий изощренное Зло, умный и коварный (блестящая работа актера Владимира Глазкова!)

На самом деле, в фильме есть аллюзии к нашей действительности, борьба тайных Сил Зла и Добра, но она глубоко запрятана в приключенческий сюжет, и будет считываться детьми скорее интуитивно…

Иные герои – это приспешники Сосульки, творящие вместе с ним злодеяния и подданные Морожаны – беззащитные морожениты, что упрятаны злодеями в тюрьму… Ну, это уже сюжет… я не буду его рассказывать.

Расскажите, пожалуйста, как проходили сьемки на натуре – в Петербурге

Погода нам постоянно дарила сюрпризы. В первый же день сьемок беспрерывно лил холодный осенний дождь. Все промокли насквозь, не знали, где прятаться от дождя, дети жаловались… Зачем такое кино?! Дети тихо роптали… Похоронное настроение на площадке. Но группа стойко выдержала природный катаклизм.

Ну, а самый удивительный кадр фильма мы сняли в тот вечер, когда на Балтике бушевал шторм. Мы приехали перед заходом солнца на берег, в час, когда солнце уже падало за горизонт водной глади. Это был «режим» – самое благоприятное по свету время сьемок.

Надо было во что бы ни стало захватить этот режим! Но дул страшный ветер, несущий в глаза песок, море рядом громыхало так, что на расстоянии двух метров ничего не было слышно. В авральном темпе я разводил мизансцену с актерами, которых сдувал ветер. Оператор показывал – у нас пять минут и солнце упадет за горизонт. Актеры проявили организованность, все встали на нужные места. – У нас по свету только один дубль и один кадр!!! – старался я перекричать ветер.

Солнце после моего крика вдруг выглянуло из-за туч, осветив берег удивительным красным светом. Актеры все делали в кадре правильно. Злодей и Королева вышли точно на те точки, что показал оператор. Текст. Солнце закатывается…

Конец сцены. – Стоп!! – то ли кричу, то ли показываю руками я, с полным ртом песка.

И солнце в этот же момент закатилось, наступил сумрак.

Снято! – показывает оператор и поднимает вверх большой палец.

Посмотрите в фильме эту сцену, она, на мой взгляд, восхитительна…


Все новости