Век геноцида: Резня в Руанде

filmz

Массовое убийство руандийских тутси местными хуту длилось сто дней (6 апреля – 18 июля 1994 года). Общее число жертв составило около 20% от всего населения государства: было убито 1 000 000 человек.
Завершая цикл «Век геноцида», сегодня мы рассказываем о резне в Руанде, вспоминая фильмы, посвященные этой трагедии.

Различия между тутси и хуту – скорее классовые и статусные. Обе народности говорили на одном языке, жили на одной территории, имели общую культуру и верили в одних богов. Колонизаторы — сначала немцы, затем бельгийцы — поддерживали это классовое разделение. Сперва бельгийцы назначали чиновниками тутси. Но те после Второй мировой войны стали требовать независимости. Тогда бельгийцы заменили тутси на хуту – и после провозглашения независимости в Руанде хуту исключили тутси из общественной жизни государства. Тутси больше не могли быть офицерами, перестали быть политической элитой, но все еще оставались весьма состоятельными.

Хрупкий мир длился пятнадцать лет. Но после сменился гражданской войной, закончившейся Арушскими соглашениями, заключенными в 1993 году. В страну были введены миротворцы ООН. Но президент Хабиаримана, лавировавший между тутси, хуту и Западом, быстро терял популярность. Популярность радикалов «Власть хуту», наоборот, росла. В том же 1993 году движение стало третьей политической силой.

6 апреля 1994 года самолет президента на подлете к столице Кигали был сбит неизвестными. На борту находились президенты Руанды и Бурунди и восемь высокопоставленных чиновников обеих стран. Агата Увилингийиману, премьер-министр Руанды, которая по закону должна была исполнять обязанности президента, её муж и десять миротворцев ООН, их охранявших, были сразу же казнены.

Убийства продолжились. Убивали министров, лидеров оппозиции, общественных и религиозных деятелей, простых тутси – и в Кигали, и по стране в целом. Убийства всячески пропагандировались, стали нормой, проводились с садизмом, смаковались. Людей рубили на куски, пытали, отрезались половые органы, девочек и женщин насиловали, беременным женщинам рассекали чрево и доставали оттуда еще не рожденных детей. Истребляли всех, независимо от возраста. Детей и взрослых рубили, сжигали и пытали одинаково изощренно. По радио «Страна тысячи холмов», сотрудниками которого были только хуту, зачитывались адреса тутси и давались практические рекомендации – как избавляться от тел, как скрыть трупы от аэрофотосъемки…

Миротворцам ООН (которых тогда осталось в стране всего несколько сотен) дозволялось стрелять только для самообороны, но им все же удалось организовать зоны безопасности и спасти 32 тысячи человек.

В результате этой резни население Руанды сократилось почти вдвое. Половина жителей погибла или бежала из страны. Многие потеряли родственников, получили психологические травмы, половые инфекции в результате изнасилований, СПИД, нежелательные беременности. Солдаты-тутси стали мстить хуту за смерть родных и близких – и число жертв послевоенного насилия достигло ста тысяч...

Сегодня мы рассказываем о резне в Руанде, вспоминая фильмы, посвященные этой трагедии.

Католический священник Кристофер (Джон Хёрт) и молодой учитель Джо (Хью Дэнси) оказались в центре безжалостных событий в Руанде. Оба испытывают границы своего мужества, размышляя – остаться им или покинуть страну, терзаемую бесчеловечием хуту.

Лента о безумии. Хуту без разбора и жалости рубят мужчин, женщин, детей, младенцев. Повсюду окровавленные трупы, разрубленные на куски тела, целые поля убитых. Католическая церковь залита кровью, завалена изнасилованными и убитыми.

Картина о безразличии: западная общественность не реагирует – или реагирует, но вяло. Миротворцев ООН отзывают, оставляя тысячи беженцев на растерзание обезумевшим хуту, пока в СМИ разносятся циничные высказывания западных политиков о том, что «не всем убийствам в Руанде можно наклеить ярлык геноцида».

Фильм о потере веры. Вокруг – расчлененные трупы знакомых, убитые дети, изнасилованные монахини… «А где же Бог?» После зверств 1994 года внушительный процент христиан в стране сократился, а процент мусульман – возрос.

В конце – субтитрами идут печальные строки о том, что в создании картины принимали участие люди, которые сами прошли через этот геноцид в Руанде. Кто-то потерял тридцать родственников, кто-то двенадцать, кто-то по сей день ищет тело сестры. Кто-то спасся от бойни под телами своей же семьи…

Фильму Майкла Кейтона-Джонса была присуждена награда кинофестиваля Heartland Film.

Фильм Рауля Пека о потере жизни – и о попытках вернуться к ней снова.

Капитан руандийской армии Огюстен Муганза (Идрис Эльба), хуту, потерял в ходе геноцида жену-тутси и троих детей. Теперь для него каждый апрель на всю жизнь выкрашен черной краской. Для него и для многих руандийцев каждый апрель — возвращение к аду 1994 года. Через десять лет после той бойни герой получает письмо от брата, который в то время был известным ведущим на радио – и призывал хуту «давить тараканов-тутси». В письме Оноре утверждает, что знает подробности гибели семьи Огюстена. Отправившись в Танзанию, где его брат предстает перед трибуналом за разжигание ненависти, Огюстен (ставший теперь учителем) снова сталкивается с подробностями пережитого ужаса.

И снова (как и в фильме «Отстреливая собак») тут показано равнодушие западной общественности и политиков. Пока в школе расстреливают беззащитных школьниц в юбках и белых блузках, пытают мужчин, рубят детей, пачками насилуют женщин и заражают их СПИДом, в ООН лениво рассуждают, можно ли причислить резню в Руанде к геноциду или нет.

Главный герой противоречив. Он спокойно отправляет жену и сыновей бежать из страны, зная, что на улицах патрулируют озверевшие хуту с мачете. Он практически не интересуется дочкой, которая застряла в одной из женских школ. Он военный, он сам из хуту – но только и делает, что скрывается.

Фильм получил множество кинонаград и номинаций, в том числе - номинации на «Эмми» и NAACP Image Award.

Канадский фильм Робера Фавро, снятый по роману Жиля Куртеманша «Воскресный день у бассейна в Кигали». Еще одна лента о сотнях тысячах отнятых жизней и одной разрушенной судьбе.

Это история любви красивой руандийки Жентиль (Фату Н`Диайе) и канадского журналиста Бернарда (Люк Пикар). Он приехал в Руанду, чтобы снимать фильм о СПИДе («которого нет», как заявляет руандийское правительство), и влюбился в местную девушку. Его избранница – хуту, но все считают ее тутси (ее мать была тутси, и лишь отец — хуту). Между тем атмосфера в стране накаляется. Бернард и Жентиль женятся, но не успевают покинуть страну вместе — разгорается пожар бойни.

Это фильм о свободе выбора. Бернард уговаривает Жентиль уехать в Бурунди и спастись, но та гордо и смело отказывается уезжать одна, не хуже мужа понимая, что происходит в стране и чем ей это грозит…

В этой ленте насилие обходят стороной: о нем рассказывают очевидцы, его подразумевают, но почти не показывают. Насилие тут – не столько физическое, сколько моральное: так, Бернард слышит в тюрьме, как над его женой издеваются хуту, — но ничего не может сделать.

Печальная картина об уважении к человеку и о любви к нему на фоне бесчеловечного безумия геноцида. Лента получила кинопремию «Джини» и другие награды.

Фильм Роджера Споттисвуда, экранизация одноименной автобиографии Ромео Даллэйра.

Руандийский геноцид показан в этой картине от лица реального генерал-лейтенанта (Рой Дюпюи), командующего силами МООНПР. 1 января 1994 года он предупредил Центральные учреждения ООН о том, что экстремистски настроенная милиция готовит массовые убийства и создает запасы оружия.

Картина о попытках человека защитить тысячи обреченных людей. Когда миротворцев эвакуируют, Даллэйр и еще несколько сотен солдат остаются, чтобы помочь беженцам, преследуемым ошалелыми от зверств и запаха крови хуту.

Фильм о мучениях генерала, о тщетных попытках забыть пережитый кошмар, картина-исповедь. Обезумевший от боли и кошмара, Даллэйр идет по холму среди разбросанных тел жертв геноцида – и ему чудится рай среди них…

Лента о бессилии, отчаянии, мужестве, о запредельной жестокости и мучительных воспоминаниях.

Насыщенный и колоритный фильм режиссера Терри Джорджа, основанный на истории Пола Русесабаджина, «руандийского Оскара Шиндлера», получившего высшую награду США — Президентскую медаль Свободы.

Напряжение в стране растет, хуту ненавидят тутси и готовятся начать резню. Пол (Дон Чидл) — управляющий престижного отеля в Кигали, уважаемый, уверенный в себе человек; он любезен и образован; он – хуту. Когда начинается бойня, Пол укрывает в гостинице сотни человек. Его супруга Татьяна (Софи Оконедо) — тутси, и это усложняет дело. У Пола большие связи, он дает взятки, шантажирует, угрожает, умоляет, льстит. Все это – ради спасения 1268 человек.

Растущее напряжение. Неверие Пола в возможность катастрофы. Недоумение и ужас, когда катастрофа все же приходит. Но даже в такие страшные моменты он берет себя в руки, рассуждает здраво и не впадает в панику. Отель становится убежищем для гонимых и перепуганных людей.

Весь фильм – это борьба Пола за свою семью и подопечных своего отеля, опасное лавирование между озлобленными хуту. Это борьба за жизнь среди тысяч трупов, усеявших дорогу, среди бесчеловечности и злобы, которые имели место не 100 и не 75, а всего 26 лет назад. Но «Отель Руанда» (в отличие от других описываемых здесь фильмов) — это не только смерти и кровь, но и надежда. Татьяна находит своих племянниц в лагере беженцев, как тысячи людей находят спасение от бойни, в которой погиб миллион человек…

В картине также снялись Ник Нолти, Хоакин Феникс и Жан Рено. Лента получила номинации на премии «Оскар», BAFTA, «Золотой глобус», «Грэмми», премию Европейской киноакадемии.

Читайте также:

Век геноцида: Смертельные поля Кампучии
Свергнув королевское правительство, леворадикальный режим красных кхмеров уничтожил в конце 1970-х до трех миллионов человек – треть населения Камбоджи…

Век геноцида: Не плачь, Нанкин
Мы продолжаем цикл статей, в которых вспоминаем фильмы, повествующие о самых ужасающих примерах геноцида. В этот раз — о Нанкинской резне, которая длилась шесть недель…

Век геноцида: Народ Армении
Геноцид армян был организован и осуществлен на территориях Османской империи, где армяне, не являясь мусульманами, совершенно официально относились к людям второго сорта. Наиболее часто звучат данные о том, что в период с 1915 по 1918 годы там были уничтожены от 1 до 1,5 миллиона армян…

Век геноцида: Холокост
16 мая — Международный день мирного сосуществования (International Day of Living Together in Peace). Этот день был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН для постоянной мобилизации усилий международного сообщества на поощрение мира, терпимости, единения, взаимопонимания и солидарности людей Земли. XX век известен страшными трагедиями массового насилия и убийств различных групп по национальному или этническому признаку. Этим материалом мы начинаем цикл статей, в которых вспомним фильмы, повествующие о самых ужасающих примерах геноцида...


Все новости