Кинодрафт: «Кинопробы» Шэрон Биали

filmz

«Хорошая игра кажется такой естественной и непринуждённой, и только актёры знают, какой колоссальный труд за этим стоит». Но перед тем как зритель сможет оценить результат этого труда, артистам, как известно, необходимо не только сыграть в самом фильме, но пройти этап кинопроб – а путь этот зачастую далеко не так прост, как может показаться стороннему наблюдателю.
Также может показаться, что советы голливудского директора по кастингу пригодятся только за океаном, однако это, конечно же, не совсем так. Да, в книге Шэрон Биали много отсылок именно что к американским реалиями, но, во-первых, это в любом случае полезные советы, которые помогут любому актёру, а во-вторых: что мешает готовиться нам к покорению Голливудских холмов?!. Вот у Александра Петрова наверняка уже есть эта книга, с ней ему куда как удобнее сделать свою мечту об «Оскаре» былью!

Шэрон Биали занимается подбором актёров уже более тридцати лет, начиная с «Синего бархата». На её счету – «Аптечный ковбой» и «На гребне волны», «Во все тяжкие» и «Ходячие мертвецы», ремейк «Соломенных псов» и американская «Тайна в их глазах», «Готэм» и «Рассказ служанки». Конечно, это опыт, которым следует поделиться, и тут вместе с автором мы должны выразить отдельную благодарность Дэвиду Мэмету, который уговорил-таки Шэрон взяться за книгу (и когда та пожаловалась, что не может «заставить себя сесть и писать, он посоветовал писать стоя»).

«Я хочу дать вам руководство к действию, которое поможет вам прийти к успеху», – пишет Биали, и далее следует длинный перечень вопросов, на каждый из которых имеется максимально обстоятельный ответ. «Что лучше – стоять или сидеть?» – «Если вы начинающий актёр без большого опыта, я бы посоветовала вам сидеть, чтобы не думать о своём теле». «Если я собьюсь, можно ли начать сначала?» – «В большинстве случаев я советую не обращать внимания на ошибку и продолжать сцену дальше». «Можно ли задать вопрос кастинг-директору?» – «Да, но только если у вас он действительно есть».

Не пытайтесь предугадывать и домысливать – просто зайдите в комнату для прослушиваний и хорошо сделайте свою работу. Будьте уверены в себе и полагайтесь на своё чутьё – от этого во многом зависит ваш дальнейший успех.

Шэрон советует не забывать брать с собой фотографии и резюме («В нашем агентстве есть стена, увешанная фотографиями актёров, которых мы хотим запомнить для будущих ролей. Если вы оставите свою фотографию дома или в машине, она никогда не окажется на этой стене»), распечатывать присланный текст («Выучите первую и последнюю фразы и несколько значимых фраз посредине. Тогда камера запечатлеет ваше лицо в начале и конце сцены, а также в самые значимые моменты»), быть вежливым с ассистентами («Очень скоро они сами начнут проводить кастинги, да и сейчас к ним прислушиваются») и, конечно же, не только с ними («Если актёр вёл себя откровенно грубо, я сто раз подумаю, приглашать ли его на дальнейшие прослушивания»), а также не верить «слепо всему, что говорят вам другие актёры, выходящие из комнаты для прослушиваний». А главное – не следует приходить на пробы неподготовленным, ибо именно это раздражает профессионалов больше всего.

В конечном счёте не так важно запоминание, как понимание смысла и идеи, стоящей за словами. Слова ничего не значат, если вы не осознаёте их сути, особенно в контексте всей истории или сцены. Вот почему подготовка к прослушиванию требует времени.

Разворот книги Шэрон Биали «Кинопробы. Руководство для актёров от голливудского кастинг-директора»

«Продумайте процесс подготовки к пробам с учётом того, что лучше всего работает именно для вас», – настраивает Шэрон, напоминая, что следует использовать «каждую секунду съёмки, которая у вас есть» (ведь этого времени совсем немного!).

«Не забывайте: чтобы с учётом всех сложностей и ограничений при прослушивании выглядеть в своей сцене правдоподобно, надо по возможности максимально упростить её».

«Поскольку вас снимают с близкого расстояния, каждое движение следует делать более умеренным с учётом камеры. Часто самыми интересными оказываются спокойные моменты, когда можно наблюдать за лицом актёра, в то время как он думает, слушает или захвачен чем-то, происходящим вокруг него».

«Не забывайте про детали и нюансы. Вам нужно показать героя здесь и сейчас: таким его запечатлеет камера и в итоге увидят зрителя. Иногда такая мелочь, как беглый взгляд в потолок, мгновение задумчивости, улыбка или смех, может выделить вас из общего ряда и обеспечить вам роль».

Столкнувшись с явно невыполнимой сценической ремаркой, игнорируйте её. Это не главное. Возьмём, например, поцелуй. Не надо имитировать его мимикой или звуками. Сосредоточьтесь на том, что персонаж говорит. Если хотите, сделайте паузу. Не целуйте кастинг-директора.

Важно понимать, что задача актёра – не переиначивать полученный текст (даже если он «действительно не очень хорош»), а улучшить его «за счёт нюансов или полутонов». Ведь «даже если у вас всего пять строк текста, вы можете привнести в роль что-то своё и сделать её незабываемой». И не следует переживать из-за случившихся, быть может, огрехов, потому как «ошибки подчас имеют свою прелесть и придают непринуждённость процессу прослушивания»: «Ваша оплошность может стать неожиданным подарком, воспользуйтесь моментом: возможно, именно он станет самым достоверным и необычным на вашей пробе».

Большинство преподавателей актёрского мастерства учат: «Прослушивания – ваш шанс. Покажите, на что вы способны». Но это не так. Главное на прослушиваниях – текст и сцена, и ваша задача – показать историю. Разумеется, актёр может привнести что-то своё, создать уникальный образ, наделить его всем богатством красок. Опытные актёры часто стремятся творчески подойти к созданию образа, усложнить его. Но иногда самое лучшее — это простота и искренность. Камера ловит всё, поэтому иногда самое простое исполнение оказывается наиболее сильным и достоверным. Не нужно играть жёстко, чтобы показать жёсткость, по крайней мере если сцена хорошо написана. Всё заложено в тексте. Зачастую самые запоминающиеся и правдивые моменты достигаются едва уловимыми нюансами.

Разворот книги Шэрон Биали «Кинопробы. Руководство для актёров от голливудского кастинг-директора»

Пожалуй, для мечтающих о Голливуде российских артистов особенно важной будет глава, посвящённая так называемым селф-тейпам, которые сегодня используются всё чаще и чаще (это «хороший и удобный способ, который работает»): «Эта новая тенденция открывает потрясающие возможности перед актёрами со всего мира. Это значит, что вам не нужно жить в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе или Лондоне, чтобы получить роль на телевидении, в кино или новых медиа». Автор и тут даёт несколько важных советов – но их мы уже перечислять не будем, оставим всё же для тех, кто захочет ознакомиться непосредственно с книгой (ладно, только один: «Человек, который вас снимает, должен держать камеру или смартфон на уровне ваших глаз. Нельзя снимать сверху или снизу – нам нужно видеть ваши глаза»).

Кроме того Шэрон отмечает возрастающую роль сетевого видеоконтента: теперь «во многих ведущих агентствах по продвижению талантов есть специальный человек», в задачу которого входит поиск новых талантов в интернете, что включает в себя просмотр самодельных роликов и веб-сериалов.

Вы можете создавать собственный контент, будь то в виде вебизодов или любительского видео, и выкладывать его в интернете. Это одна из причин, почему сегодня быть актёром гораздо увлекательнее, чем когда-либо в прошлом.

Впрочем, самый важный тут совет для наших: «Вычеркните из своих приоритетов эго. Поставьте на первое место работу». Не секрет, что именно на этом пункте обломались многие голливудские карьеры уже состоявшихся в России звёзд.

Вместе с этим Биали настоятельно рекомендует «при всякой возможности» тренировать «актёрские мышцы»«продолжать работать в театре, искусство которого выдержало испытание временем»), не приставать к кастинг-директорам в фейсбуке («Если только у тех нет публичной страницы, специально предназначенной для этого») и «читать отраслевые издания, чтобы быть в курсе важных и актуальных событий в сфере кино и телевидения» (такие как “The Hollywood Reporter”, “Variety”, “Deadline” и, разумеется – тут я позволю добавить уже от себя – «Filmz.ru: Настоящее кино»).

И очень важно: «Прослушивания – это двусторонние “смотрины”: не только продюсер и режиссёр присматриваются к актёру, чтобы узнать, хотят ли они с ним работать, но и актёр присматривается к ним, чтобы понять, хочет ли он работать с ними».

Прослушивания позволяют вам получить представление о видении режиссёра, его стиле. Если режиссёр – мудак, или вам не понравилась его манера общения с вами, или вы абсолютно не согласны с его видением и указаниями, возможно, вам лучше прислушаться к своей интуиции и отказаться от роли.

Обложка книги Шэрон Биали «Кинопробы. Руководство для актёров от голливудского кастинг-директора»

Бонусом ко всему вышесказанному служат воспоминания автора (к сожалению, весьма редкие) о конкретных случаях из практики с участием узнаваемых сегодня звёзд. Так, Эндрю Линкольн не пришёл на пробы лично, а прислал запись, оправдавшись тем, что «его жена родила неделю назад и он почти не спит по ночам». Джон Бернтал ради роли в «Ходячих мертвецах» был «даже готов отказаться от гонорара и работать за еду» («Мы посмеялись, и я пообещала не говорить об этом его агентам в William Morris»), а Норман Ридус «откровенно признался мне, что пробы – его слабое место и он редко получает роли таким образом».

Норман был прав. Первое прослушивание оказалось не лучшим, но в его игре что-то было, а в его глазах отражалась целая жизнь. Ридус не получил роль, на которую пробовался изначально, но через несколько месяцев мы предложили ему другую роль, которую дописали в сценарии. Думаю, большинство читателей догадываются, что было дальше.

Также Шэрон признаётся, что научилась у Винса Гиллигана основополагающему принципу: «Он настраивал нас на выбор актёров, а не кинозвёзд и знаменитостей».

А ещё она не устаёт повторять, что участие имеет отнюдь не меньшее значение, чем победа: «Чем чаще вы участвуете в прослушиваниях, тем больше опыта набираетесь», «Лучшая оценка вашей работы – новые приглашения», «Победа достаётся тем, кто не сдаётся и не отступает. Чем больше вы практикуетесь, тем больше соревнование, игра (а в случае актёров – прослушивание) напоминают очередную тренировку. Главное – настойчивость».

Как сказал один из героев сериала «Замри и гори»: «Самое сложное в жизни – получать нокауты и вставать на ноги. Каждый раз. Снова и снова. Это трудно, но это путь к победе». {…} Не подгоняйте успех! Лучшая награда – заслуженный успех, когда он приходит после долгой упорной работы.
Будьте оптимистом: если вы будете считать, что стакан наполовину полон, а не наполовину пуст, у вас будет гораздо больше шансов сделать успешную актёрскую карьеру.

В конечном итоге, уверяет опытный профессионал Шэрон Биали, «всё зависит от того, насколько вы подходите для конкретной роли: если ваша проба оказалась лучшей, вы получите роль». И тут начнётся то, к чему все актёры и стремятся: «Если вы сможете убедить кастинг-директора и продюсера, вы сможете убедить и зрителя».


Читайте также:

Мастер-класс Гийома Гальенна: «Надо любить актёров, любить их на двести процентов!»

Мастер-класс Микеле Плачидо

Ганнибал быстро бы съел Мадса Миккельсена, полагает Мадс «Ганнибал» Миккельсен

«Мне не читали на ночь сказок»: Мишель Пфайффер представила вторую «Малефисенту»

«Эти фильмы всегда были про семью»: Джеймс МакЭвой+Джессика Честейн = «Тёмный Феникс»

Эдди Марсан приехал в Москву на съёмки в российском стимпанк-фильме

«А, Микеланджело, как же, классный мужик!»: Андрей Кончаловский и его фильм «Грех»

Кинодрафт. «Сценарии кинофильмов Андрея Звягинцева»

Кинодрафт: «Миф и жизнь в кино» Александра Талала

Кинодрафт: «Миф и жизнь в кино» Александра Талала (избранные цитаты)

Кинодрафт. Фрагмент из книги «Искусство драматургии» Лайоша Эгри

Кинодрафт: обзор новинок «Альпины нон-фикшн»


Все новости