Приветствуя «Эмму»: лучшие экранизации Джейн Остин

filmz

В цифровой прокат вышел британский комедийно-драматический фильм Отем де Уайлда «Эмма» с Аней Тейлор-Джой в заглавной роли. Эмма Вудхаус умирает от скуки в маленьком городе. Она с готовностью пытается устроить романтические отношения своих соседей, несмотря на то что из этого обычно ничего хорошего не выходит. Но не пропустит ли она свою любовь, играя чужими судьбами?..
Картина, как вы наверняка знаете, основана на одноименном романе Джейн Остин. В связи с чем мы вспоминаем лучшие экранизации произведений великой британской писательницы.

Элизабет Беннет — одна из пяти дочерей небогатого провинциального помещика. В семье нет сына, и однажды, когда мистер Беннет умрет, все их имущество перейдет дальнему родственнику по мужской линии. И вдруг по соседству появляются богатый и привлекательный мистер Бингли и его друг, загадочный и куда более богатый мистер Дарси, что даёт семейству Беннет надежду на лучшее будущее для дочерей. В то время как мистер Бингли обращает внимание на красавицу Джейн, старшую мисс Беннет, мистер Дарси, выступающий решительно против романа своего друга с девушкой из такой «сомнительной» семьи, неожиданно увлекается Элизабет.

Шестисерийный мини-сериал Саймона Лэнгтона - самая чувственная, остроумная, классическая, подробная, близкая к первоисточнику экранизация одноименного романа Джейн Остин. Неспешное повествование переносит зрителя в старую добрую Англию позапрошлого столетия, подробно и остроумно иллюстрирует ее незыблемость, строгость, чопорность и тепло. Прекрасно всё: костюмы, картинка, пейзажи, музыка, игра солнечных лучей, диалоги, актеры. Каждый кадр выхолен и отработан до мелочей. Дом Беннетов кажется простым, но он настолько уютен, чист и добротен, что глаз радуется.

Мистер Дарси в исполнении Колина Фёрта немногословен, но одним взглядом, манерами и осанкой передает всю гордость, высокомерие, ум и чувственность своего героя. Его глаза невероятно красноречивы: то сталь, то ледяное возмущение, то темная страсть, то искренняя влюбленность. Дженнифер Эль в роли Элизабет Беннет — веселая, остроумная, живая, благоразумная девушка. Одни бесенята в глаза актрисы достоверно передают образ героини.

В 1996 году сериал получил премии «Эмми», «БАФТА» и др.

Еще одна экранизация самого знаменитого романа Джейн Остин, снятая Джо Райтом, с Кирой Найтли и Мэттью Макфэдиеном в главных ролях. Достаточно смелый шаг, учитывая успех и всеобщее, тотальное признание фильма 1995 года.

Картина получила неоднозначные отзывы. Красавица Кира Найтли довольно своевольно изобразила Элизабет. Героиня получилась умной, живой, но у нее появились странные ужимки, резкая манера речи, угловатые движения. Элизабет умела дать достойный отпор доброжелателю, при этом не выходя за рамки приличий. Элизабет в исполнении Киры Найтли более взбалмошна и резка.

Мистер Бингли (Саймон Вудс) здесь оказался этаким ангелочком-дурачком, милым и безвольным юношей, в отличие от доброжелательного мистера Бингли предыдущего фильма, в котором чувствовался кремень. Розамунд Пайк в роли Джейн Беннет производит приятное впечатление, однако ей дали мало экранного времени: героиня не раскрывается и в большинстве случаев просто присутствует в кадре и мило улыбается. Очень многого ожидали от Мэттью Макфэдиена. Но Колин Ферт задрал настолько высокую планку, что Макфэдиен кажется если не безликой тенью, то не мистером Дарси вовсе. У него получился довольно приятный, достойный, симпатичный персонаж, далекий от первоисточника. Он более человечен, мягок и не так строг и принципиален в своих суждениях и поведении.

Здесь не такие подробные, изящные и элегантные костюмы. Неряшливость или излишняя простота нарядов и причесок девушек Беннет иногда приводят в недоумение. Их дом, в отличие от предыдущего фильма, несуразен, везде беспорядок, он более сельский и простой. Однако в фильме чудесные пейзажи, музыка и съемки аристократической архитектуры 16-18 века.

Лента получила множество наград и номинаций: «Оскар», «Золотой глобус», «БАФТА».

Роман также экранизировали в 1940, 1952 и 1980 годах. Есть также несколько киновариаций: «Гордость и предрассудки» 2003 года, а также фильм с красавицей Айшварией Рай «Невеста и предрассудки» 2004 года, где место действия из Англии переносится в Индию и США. В 2016 году вышел пародийный фильм ужасов «Гордость и предубеждение и зомби».

История жизни и любви двух сестер, благоразумной Элинор и страстной Марианны, чье будущее омрачается смертью отца и потерей огромного состояния семьи. Девушек ждут серьезные жизненные испытания, горькие разочарования, отчаяние, опустошенность, но куда же без чудесной черты большинства романов Джейн Остин — без солнечного финала!

Классическая картина Энга Ли не такая светлая, как «Гордость и предубеждение». Это совсем другая история. Героини попадают в более жесткие и трудные обстоятельства. Здесь нет места легкости и беззаботности. Девушки встречаются с более реальной проблемой бедности, предательства, невзаимности. Это история о жизни, чувствах, о любви как к мужчине, так и к своей сестре; это история матери и трех дочерей, которые остались без мужской поддержки и теперь вынуждены выживать и пробиваться в век, так безраздельно принадлежавший мужчинам.

Эмма Томпсон играет роль благоразумной и выдержанной Элинор. Она же выступила сценаристом картины: целых пять актриса филигранно и бережно перекладывала роман в сценарий, сохранив и юмор, и дух эпохи, переживания как своей героини, так и остальных героев. Юная, свежая и очаровательная Кейт Уинслет вдохнула столько чувственности, жизни, эмоций и горького отчаяния в Марианну, что героине невозможно не сопереживать. Алан Рикман в роли полковника Брэндона кажется чуть менее суровым и чуть более чувственным, но незыблемым и бесконечно благородным.

Фильм и безмятежен, и грустен, и светел: пастельные, мягкие тона, дождливая туманность, живописные английские пейзажи — в этом фильме есть всё, что необходимо для картины, снятой по роману Джейн Остин.

Эмма Томпсон получила «Оскар» за адаптацию классического литературного текста (всего на «Оскар» было семь номинаций), 11 номинаций на «БАФТА» (три победы), шесть номинаций «Золотой глобус» (две победы), три номинации на Премию Гильдии киноактеров (одна победа). Перечень наград и номинаций говорит сам за себя.

Еще одна достойная экранизация – теперь Джона Александра. Это трехсерийный и более подробный драматичный фильм, чуть более тяжелый, чем его предшественник, без легкой солнечной тональности.

Серо-зеленые тона, пронизывающий ветер, дождливые изумрудные холмы, лиричная музыка — атмосфера и картинка аутентичны и прекрасны. Но актерскому составу досталось от критиков. Элинор в исполнении Хэтти Морахэн достаточно благоразумна, трезва, но слишком простовата и пресна. Пустая, невыразительная и лишняя мимика в виде постоянно открытого рта и выпученных глаз смущает. Марианна (Чарити Уэйкфилд) - живая, эмоциональная, чувственная, привлекательная, но, кажется, слишком бойкая и нервозная для барышни девятнадцатого века. У Кейт Уинслет Марианна вышла куда более нежной, такой и должна быть эта героиня.

Эдвард (Дэн Стивенс) привлекателен и галантен. В нем почти нет робости его книжного героя. Но в финальную сцену признания он вдохнул ровно столько эмоций и страсти, сколько нужно. Полковник Брэндон (Дэвид Моррисси) куда более суров и, на первый взгляд, холоден, чем в предыдущем фильме, но не менее благороден, добр, искренен по отношению к Марианне. Актер прекрасно показал сильное и едва сдерживаемое чувство своего героя к Марианне.

Уиллоби (Доминик Купер) просто неприятен. Герой должен очаровывать, а после разочаровывать. В этот раз Уиллоби разочаровывает с самого начала и как внешне, так и манерами значительно проигрывает в сравнении с полковником Брэндоном, хотя в книге все наоборот. Красивая, чувственная драматичная история с неоднозначным подбором актеров.

Всего роман экранизировали пять раз: помимо фильмов 1995 года и 2008 года есть ленты 1971, 1981, 2000 годов. Последний - с Айшварией Рай в главной роли.

В двенадцать лет Фанни Прайс оказалась в поместье богатых родственников. Те не считают её равной себе, принижают её и пренебрегают ею. Умная, прилежная, она лишилась материнского тепла и заботы, но привязывается к своему кузену Эдмунду. Через несколько лет Фанни становится очаровательной девушкой, и ей предстоит сделать выбор — материальное благополучие или зов сердца.

Довольно неожиданная и смелая экранизация Патриции Роземы. Фанни (очаровательная Фрэнсис О`Коннор), у которой в книге почти незаметны индивидуальность и свои мысли, в фильме способна уколоть острым язычком. Она слишком бойкая, лукавая, веселая и здравомыслящая – тогда как в книге это робкая, тихая и милая девушка. У безликого, казалось бы, Эдмунда (Джонни Ли Миллер) появилось чувства юмора.

Сюжет отходит от первоисточника, но, должно быть, создатели преследовали иные цели, взяв сюжет лишь за основу и придав ему более современную, живую, острую, бунтарскую и даже несколько феминистскую тональность. Иначе Фанни не была бы такой смелой. Скромные, воспитанные и тихие барышни в последние десятилетия не в чести.

В фильме неожиданно появляется тема рабства, а легкий эротизм и даже любовная сцена вызывают недоумение. Романы Джейн Остин — чистота, благородство, возвышенность. Этого духа нет в фильме. Однако в целом экранизация получилась интересной, динамичной и более понятной современному зрителю.

Телефильм Иэна Б. Макдональда, третья экранизация одноименного романа Джейн Остин.

Фанни Прайс в исполнении Билли Пайпер — нечто среднее между книжной Фанни и Фанни в экранизации 1999 года. В меру бойкая, в меру молчаливая, немного несуразная, но тихая, скромная и милая. Однако все-таки слишком жизнерадостная и веселая для Фанни. Эдмунд (Блейк Ритсон) незаметен, непонятен, пустоват, но постепенно выходит на передний план. Крофорды (Хейли Этвелл и Джозефф Битти) — жестокие, эгоистичные, безразличные к чувствам окружающих людей, лукавые и соблазнительные. Всё, как надо.

Немного скомканная, но более живая и солнечная экранизация.

В 1983 году вышла самая первая экранизация романа, осуществленная Дэвидом Джайлзом.

Молодая красавица Эмма Вудхаус (Кейт Бэкинсейл) решила, что ее призвание — устраивать судьбы подруг и молодых людей. Добрый друг семьи Вудхаус мистер Найтли (Марк Стронг) не одобряет пристрастий Эммы, но она все же решает устроить брак своей новой подруги Харриет и викария мистера Элтона.

Телевизионный фильм Диармайда Лоуренса. На экране сдержанная, элегантная, благородная и немного чопорная Англия 19 века. Актеры сделали своих героев такими же: они не размахивают руками, не ходят вразвалку. Здесь нет современной комедийности или угловатости. Иллюстрация сдержанности в проявлении чувств того же мистера Найтли дает понимание их глубины и искренности. Он терпеливо «воспитывает» Эмму, а та сначала бунтует, затем трогательно и послушно прислушивается к нему.

Эмма приятна, привлекательна, немного наивна, слегка взбалмошна, но всё так же сдержанна, добра и умна. Мистер Найтли строг, но с изюминкой, он вызывает тихое восхищение. В экранизации нет вычурности, роскоши, чрезмерности, в отличие от более комедийной и легкомысленной картины с Гвинет Пэлтроу. Фильм так же ироничен, как роман Джейн Остин, так же полон выразительных персонажей. Повествование степенное, неторопливое, выразительное и спокойное.

Всего экранизаций этого романа целых семь – плюс две киновариации: «Айша» (2010) и «Бестолковые».

Дочь мелкопоместных дворян, Кэтрин Морланд (Фелисити Джонс), отправляется на водный курорт в Бат. Там она знакомится с Генри Тилни (Джей Джей Филд), сыном богатого, казалось бы, генерала. Но генерал — игрок в карты, давно промотал состояние погибшей при загадочных обстоятельствах жены. Ему неверно передали, что Кэтрин — богатая невеста, и он приглашает ее к себе в поместье. Как поступит генерал, когда узнает, что Кэтрин бедна? И как предстоит двум влюбленным молодым людям решить эту проблему?..

Экранизация Джона Джонса. Фильм приятен, добротен, сделан аккуратно и с уважением к произведению. Подобраны приятные актеры. Фелисити Джонс смогла передать образ наивной и доброй героини. Джей Джей Филд обаятелен, харизматичен и талантлив, Генри Тилни получился у него положительный. Изабелла Торп (Кэри Маллиган), подружка Кэтрин – яркая, привлекательная, в меру двуличная и лицемерная. Сюжет прост и искренен. Сценарий доподлинно и без сильных отхождений от книги передает дух романа.

Первая экранизация была снята в 1986 году.

История взаимоотношений Энн Элиот (Салли Хокинс) и капитана Фредерика Уэнтуорта (Руперт Пенри-Джонс). За восемь лет до событий фильма Энн была помолвлена с Фредериком – но отец убедил девушку расторгнуть помолвку из-за бедности Уэнтуорта. Через несколько лет судьба сталкивает их снова при совсем иных обстоятельствах, и Энн задается вопросом, смог ли он простить ее…

Сюжет довольно спокоен, без закрученности, но от этого не менее волнителен. Действие протекает степенно. В фильме, как и книге, сюжету не достает живости. Тона мрачные, серые или холодно-бежевые. Но героям сопереживаешь.

Капитан Уэнтуорт — идеал мужского достоинства и воспитанности. Он сдержан, элегантен, холоден, привлекателен, ничто человеческое ему не чуждо. Энн не раскрыта до конца. Правильная, скромная барышня, страдающая по человеку, которому когда-то отказала, о чем теперь горько сожалеет. Внешность актрисы не слишком яркая, но она смогла передать те эмоции, которые позволили зрителю сопереживать ее невзгодам. Пронзительно и особенно хорошо получилась у Салли Хокинс сцена с письмом о возможной скорой женитьбе её возлюбленного на другой барышне: рыдала она громко, мучительно, а вместе с ней — добрая половина зрительниц.

Фильму досталось две победы на Телевизионном фестивале в Монте-Карло и Royal Television Society Award, и все - для Салли Хокинс в номинации «Лучшая актриса».

Всего есть четыре экранизации романа: 1960, 1971, 1995 и 2007 годов.

Благоразумная Джейн Остин (Энн Хэтуэй) верит в любовь, пишет остроумные опусы, сопротивляется родителям, которые желают, чтобы она вышла замуж по расчету, и встречает молодого ирландца Тома Лефроя (бесконечно харизматичный Джеймс МакЭвой). Вскоре его дерзость, обаяние и ум заставляют мир барышни лететь кувырком.

Драма Джулиана Джаррольда, совместное производство BBC Films и Irish Film Board. Сцены фильма полны красоты, романтизма, дерзкого юмора, иронии – и драмы, и счастья. Глубокая, трогательная, волнительная, сильнейшая музыка Эдриана Джонстона растапливает сердца. Она точно вписывается в каждый эпизод и рождает невероятные чувства.

Энн Хэтэуэй изобразила Джейн Остин дерзковатой, остроумной, талантливой и знающей себе цену барышней. Другую Джейн Остин представить сложно. Томас Лефрой очаровывает с первых минут. Глаза и улыбка Джеймса Макэвоя слишком красноречивы, а от его дрожащего голоса в проникновенную минуту признания слезятся глаза.

Атмосфера по-английски серовато-зеленая, иногда поддернутая дымкой тумана, иногда пронизанная бледным солнечным светом. Очаровывают густые леса и уютная обстановка дома семьи Остин. Кстати, только несколько кадров были отсняты в Англии, весь остальной съемочный процесс проходил в Ирландии.

История невероятно красива и довольно трагична. И трагизм в том, что разлучает влюбленных не кончина одного из них, а всего лишь условности, бедность и осуждение общества. Это не биографический фильм, а красивая и эмоциональная попытка показать возможную биографию великой английской писательницы, о которой так мало известно.


Все новости