Универсальный солдат Том Круз, или Миссия: Невыполнима

Вышедший на российские экраны 5 февраля эпик Эдварда Цвика «Последний самурай», задолго до объявления номинантов на премию «Оскар» считался главным фаворитом гонки. Ещё бы – масштабное повествование рассказывало о самых неоднозначных днях в истории Японского государства, показывая мучительную европеизацию страны. Столкновение культур, драматические коллизии, перспективный сценарий лауреата премии Джона Логана – всё указывало на «Оскаровский» прицел картины. Однако, создатели ленты не учли печального прошлогоднего опыта Мартина Скорсезе, когда его «Банды Нью-Йорка», номинированные по 10 позициям, не получили ни одной статуэтки. До церемонии награждения осталось чуть меньше месяца, а картина уже не оправдала ожиданий, попав в номинанты лишь по четырём категориям, причём три из них – технические.

Впрочем, причины этой досадной ситуации мы рассмотрим во второй главе нашей статьи, а пока, давайте, оглянемся назад, и вспомним другие бойцовские роли Тома Круза.

Первый выход на тропу войны, тогда ещё совсем молодого и никому не известного актёра, состоялся в 1983 году, в знаменитой картине Френсиса Форда Копполы «Изгои». Основанная на популярном романе С. И. Хинтон, лента рассказывала драматическую историю конфронтации двух молодёжных банд – «Набриолиненных» (The Greasers) и «Носков» (The 'Socs'). Жестокие уличные потасовки, убийство и, конечно же, любовь, сделали фильм объектом культового поклонения молодёжи. По иронии судьбы, выше всего оценили ленту отечественные критики, отметив Копполу номинацией на Золотой Приз в категории «Лучший режиссёр» на Московском Международном Кинофестивале 1983 года. Для истории кино, эта картина интересна, в первую очередь, уникальным актёрским составом, объединившим в одну команду молодых людей, семеро из которых стали впоследствии ярчайшими звёздами экрана.

Спустя четыре года, возмужавший 24-летний Круз, облачается в форму военного лётчика на не менее популярном проекте Тони Скотта «Топ ган». Так уж повелось, что в нашей стране не принято переводить название картины, один лишь Леонид Володарский осмелился переименовать её в «Школу выше крыши», что совершенно не отображает суть картины. «Лучший стрелок» повествует о военном лётном училище, где познакомились молодые курсанты – Пит ‘Мэверик’ Митчелл (Том Круз), Том ‘Снеговик’ Казански (Вэл Килмер), Ник ‘Гусь‘ Брэдшоу (Энтони Эдвардс) и Сэм ‘Мэрлин‘ Уэллс (Тим Роббинс). Они учатся, влюбляются, ссорятся и соревнуются, но когда приходит час испытаний, встают друг за друга горой, демонстрируя чудеса героизма и узы самой крепкой из всех возможных разновидностей дружбы – мужской. Обошедшийся создателям в $15 млн., фильм собрал в мировом прокате почти $350 млн., войдя в число самых прибыльных лент всех времён и народов.

В следующий раз Том Круз взял в руки оружие в 1988 году. Необычайная популярность «Сильверадо» подстегнула продюсеров на создание «молодёжных» вестернов, среди которых одним из самых заметных стала картина Кристофера Кейна «Молодые стрелки». Парафраз истории банды Малыша Билли пользовался достаточным успехом для создания сиквела. Герой же нашего обзора появился в крохотной роли-камео безымянного ковбоя в первом фильме.

В том же году Круз играет в паре с Дастином Хоффманом в картине Бари Левинсона «Человек дождя». И пускай ему не досталось даже номинации на «Оскар», Том почувствовал вкус Большого Кино и приступил к работе над проектом Оливера Стоуна «Рождённый четвёртого июля». Надрывная, жестокая и невыносимо реалистичная лента показывает жизнь прикованного к инвалидной коляске ветерана Вьетнама Рона Ковика. Не желающий мириться с собственной ущербностью, недоумевающий по поводу презрительно отношения окружающих и изнывающий от жалости к самому себе, Круз впервые отступает от сложившегося амплуа «сладкого мальчика», чем наповал сражает поклонников и завоёвывает первое уважение профессионалов. Пройдя через ад войны, Ковик становится одним из самых видных активистов антивоенного движения и защитником прав человека.

Понимая, что ничто так не красит мужчину, как офицерский мундир, и ничто так не привлекает внимание Киноакадемии, как провокационный материал, в 1992 году Круз возвращается на службу отечеству в качестве военного адвоката в картине Роба Райнера «Несколько хороших парней». Его герой, лейтенант Дэниэл Коффи, назначен адвокатом по делу о неуставных отношениях на отдалённой военной базе под руководством полковника Натана Джессопа, закончившихся гибелью рядового. Виртуозно проведя расследование и выведя виновных на чистую воду, Круз ещё раз доказывает, что вырос из ролей романтиков и ребят по соседству, и вполне созрел для серьёзной работы.

Подкрепляя слова делом, он создаёт собственную производственную компанию, первым проектом которой становится шпионский триллер Брайана Де Пальмы «Миссия: Невыполнима». В нём, и последовавшим спустя четыре года сиквеле, Том облачается в костюм суперагента, идя по горячим следам воскресшей бондианы. Невероятные приспособления и шпионские устройства, коварные злодеи и хитроумные заговоры – всё нипочём Итану Ханту, сражающемуся, как и подобает истинному супермену, ни много, ни мало, за мир во всём мире. Продемонстрировав отличную физическую подготовку и умение держать крепкий драйв картины, Круз, казалось бы, был обречён, до конца своих дней играть бравых молодцев, расправляющихся с негодяями. Но, будучи не только интересным актёром, но и мудрым стратегом, последующие четыре года Круз посвящает таким разным, но столь далёким от экшена картинам, как «Джерри Магуайер», «Магнолия» и «Широко закрытые глаза».

Джон Андертон, герой Спилберговского «Особого мнения», тоже, в какой-то степени из породы суперменов. Возглавляя экспериментальный отдел полиции «Пре-крайм», он предотвращает преступления ещё до их совершения. Основываясь на видениях трёх экстрасенсов, Андертон может заочно вынести приговор потенциальному преступнику и имеет все права на задержание и арест обвиняемого. Но когда экстрасенсы предсказывают убийство, совершённое самим Джоном, ему придётся применить всю свою сноровку и фантазию, чтобы избежать приговора и доказать собственную невиновность.

Пройдя за свою двадцатилетнюю карьеру путь от уличного хулигана до главы департамента полиции, Круз вновь совершил крутой вираж, войдя в неспокойные воды исторической драмы. Оправдан ли такой шаг со стороны актёра, или нет – покажет время. Мы же попробуем лишь обосновать его поступок с точки зрения погони за «Оскаром».

У Круза с «Оскаром» личные счёты. Ускользавший в течение долгих лет приз, давно стал идеей фикс актёра, что всё явственнее выражается в его последних проектах. Ради «Оскара» Круз готов на многое: сыграть инвалида? – Пожалуйста! («Рождённый четвёртого июля»). Изобразить мятущегося героя в картине легендарного маэстро? – С радостью! («Широко закрыты глаза»). Согласиться на роль второго плана в авторском кино? – Без проблем! («Магнолия»). Но годы идут, а заветная статуэтка по-прежнему проходит мимо. В этом году Круз предпринимает новую попытку, вооружившись такими любимыми академиками козырями, как столкновение культур, эпичность повествования и совершенно «непаханая» тема. Увы, фортуна вновь повернулась к актёру спиной, как и четырнадцать лет назад.

Первое дыхание золота от кино, Круз ощутил в 1986 году, когда мегапопулярный «Топ ган» с его участием получил четыре, пусть и технических, но всё же номинации, и взял приз за лучшую песню ("Take My Breath Away" Джорджо Мородера и Тома Уитлока). Будучи ещё очень молодым, но уже тогда трезво смотрящим вдаль актёром, следующим своим проектом он выбрал не боевик, укрепивший бы его популярность, а картину Мартина Скорсезе «Цвет денег», за которую его партнёры получили либо номинацию (Мэри-Элизабет Мастрантонио), либо стали лауреатами «Оскара» (Пол Ньюмен). Разумеется, Круз ни на что не претендовал. Отлично понимая, что за плечами у него весьма небольшой опыт, он предпочёл лишь учиться у старших товарищей.

Тем же целям служил и «Человек дождя», удостоенный четырёх наград, в том числе и Дастину Хоффману, и ещё четырёх номинаций. Вновь выбрав себе в учителя маститых профессионалов вроде Хоффмана и Барри Левинсона, Круз с уже гораздо более солидным багажом подошёл к своей первой серьёзной заявке на премию. Трезво рассудив, что лучше пятикратного лауреата «Оскара» Оливера Стоуна, никто не приведёт его к победе, Том соглашается сниматься у режиссёра в роли, разрушающей его имидж. Небритый, нечесаный, спившийся, полупарализованный ветеран Вьетнама плохо вписывался в один ряд с молодцеватыми героями Круза из его прежних работ. Уповая на чутьё Стоуна, тремя годами ранее уже удостоившегося премии за фильм на вьетнамскую тематику («Взвод»), Том явно намеревался сорвать банк. И всё бы произошло именно так, если бы не удивительно сильные конкуренты, доставшиеся нашему герою. Морган Фримен («Шофёр мисс Дэйзи»), Робин Уильямс («Общество мёртвых поэтов»), Кеннет Брана («Генрих V») и Дэниэл Дэй-Льюис («Моя левая нога») боролись в тот год с Крузом. «Оскар» ушёл к Дэй-Льюису, а Круз позабыл на время о своей мечте и попробовал себя в драматургии, написав сюжет «Дней грома».

Спустя три года после первой неудачи, Том предпринимает новую попытку, снимаясь в романтической драме Рона Хауарда «Далёкая страна». Рассказ о нелёгкой жизни ирландских эмигрантов и эпический размах постановки выдавали в картине желание вновь потягаться в борьбе за золото. Но на этот раз единственные номинации, которых удостоилась лента, были «Лучший экранный дуэт» (Том Круз и Николь Кидман), «Лучшая погоня» - от телеканала MTV, и худшая песня ("Book of Days" Энии и Ромы Райана) от «Золотой малины». Поэтому единственная причина, по которой фильм вошёл-таки в историю кино – это первый семейный дуэт Тома и Николь. (Во время съёмок в «Днях грома», они ещё не были женаты).

Однако Круз не унывал. Решив зайти с другой стороны, он берётся за скандальную историю о неуставных отношениях на военной базе, дислоцирующейся на Филиппинах. Подогнанная точно под фигуру белоснежная форма, яркие обвинительные речи и немножко юриспруденции – чем не повод для «Оскара»? Но куда более маститый Джек Николсон, игравший полковника Джессопа с лёгкостью затмил весь шарм и обаяние Круза, оттеснив того с выгодных позиций.

Следующий «бросок на амбразуру» Том откладывал долго. Снявшись в нескольких триллерах подряд и дав Академии подзабыть себя, Круз неожиданно выдаёт великолепную спортивную драму «Джерри Магуайер», сделанную настолько сильно, что награды были достойны абсолютно все. Пять номинаций, среди которых «Лучшая мужская роль», «Лучшая мужская роль второго плана» и «Лучший фильм» говорят лучше любых слов. Но вновь сказалась извечная ошибка Круза, выбирающего себе слишком ярких партнёров. Малоизвестный Куба Гудинг-мл., снимавшийся, к слову, и в «Нескольких хороших парнях», получает единственного «Оскара» из пяти возможных.

Отчаявшийся Круз снова берёт быка за рога, снимаясь один за одним в «Широко закрытых глазах» Кубрика и «Магнолии» Пола Томаса Андерсона. Первый был настоящей бомбой: возвращение в кино легендарного режиссёра, не снимавшего с 1987 года; второй (на сей раз – последний) экранный дуэт с Николь Кидман; жаркий жанр эротического триллера, обещавший пикантные сцены и, наконец, опять скандальная (а куда же без неё?!) тематика – сексуальные отношения психиатров с пациентами. Увы, чуда не произошло – Академия не удостоила картину ни одной номинацией.

«Магнолия» была ягодой другого поля. Снятая любимцем критики Полом Томасом Андерсоном лента, являлась сложнейшим переплетением множества сюжетных линий и персонажей, лишь в финале более чем трёхчасового повествования, связывающихся воедино. Потерпев фиаско с Кубриком, Круз поставил на авторское кино и согласился на роль второго плана, где, отчасти, сыграл самого себя. Сумев не затеряться в многослойном сюжете, и достойно выступить на фоне очень ярких актёров, специализирующихся именно на подобных картинах, он вновь заслужил одобрение Киноакадемии, внесшей его в список номинантов. Но, по иронии судьбы, Крузу вновь достались весьма неоднозначные оппоненты: Джуд Лоу («Талантливый мистер Рипли»), Хэйли Джоэл Осмент («Шестое чувство»), Майкл Кларк Данкан («Зелёная миля») и Майкл Кейн («Правила виноделов») и унёсший «Оскара».

Что ж, как мы видим, Круз не собирается сдаваться – в этом году на премию выдвигается его новая картина – «Последний самурай». Начав рекламную кампанию почти за год до выхода картины на экраны, Том не скрывал, что на сей раз твёрдо намерен получить заветную статуэтку. Но в последние годы ситуация на кинематографическом фронте несколько изменилась, и Академия не очень-то любит, когда её подводят за руку к картине и говорят, что её надо наградить. В прошлом году за самоуверенность и выпады в сторону Академии поплатился Харви Вайнштейн, пролетевший по всем десяти номинациям «Банд Нью-Йорка». В этом году неудача постигла детище Круза – из четырёх номинаций, к драматургии имеет отношение лишь одна. И как Вы думаете, какая? Ну, конечно! «Лучшая мужская роль второго плана»!

Пора учиться на ошибках, мистер Круз!


Все новости