«Звёздные Войны»: роль сюжетных мотивов в композиции саги Джорджа Лукаса

filmz

Осенью 2005-го года я написал для одного вгиковского сборника работу с названием «Роль сюжетных мотивов в композиции саги Джорджа Лукаса «Звёздные Войны». Не знаю, увидел ли тот сборник свет (я лично его в руках не держал), но куда-либо ещё этот текст предлагать было лень – а теперь и бесповоротно поздно. Завершившаяся Третья трилогия не имеет уже прямого отношения к Лукасу, но наследует, понятное дело, всем его идеям, давая тем самым материал для нового исследования. Это же – навсегда остаётся историей; быть может, однако, кому-то да интересной – тем более что теперь есть возможность наглядно проследить, как финальные эпизоды рифмуются со своими предшественниками.

«Красота произведения искусства по-настоящему воспринимается, только когда понятно его устройство, когда можешь разобрать его механизм» (Владимир Набоков).

Сегодня в принципе невозможно снисходительное отношение кинокритики и киноведения к фантастической саге «Звездные войны» – как это было, допустим, в 1977-м году, когда на экранах только появилась первая серия этой эпопеи, или в 1980-е, когда советские издания признавали лишь технический уровень этих картин (примечание 1), отмечая работы оператора и художника-постановщика, а все остальное списывая в жанр «космической сказки», призванной в первую очередь увеличивать доходы американских киностудий и в связи с этим если и достойной серьезного разговора, то только на тему тотального «оглупления» буржуазных масс (прим. 2).

Сегодня можно уверено утверждать, что появление 28 лет назад первой части «Звездных войн» кардинальным образом изменило судьбу всего кинематографа, решительно развернув внимание массового зрителя от творчества режиссеров-авторов к изначально развлекательному жанру, активно использующему в своем арсенале разнообразные достижения научно-технического прогресса – в частности, компьютерные спецэффекты. Если вышедшие в 1975-м году «Челюсти» Стивена Спилберга только ввели в обиход понятие «летнего блокбастера», то ни с чем не сравнимый успех «четвертого эпизода» «Звездных войн» «Новая надежда» окончательно закрепил за ним статус приоритетного направления американской киноиндустрии – определяющего судьбу кинопроката на протяжении последовавших за этим вот уже тридцати лет (прим. 3). Выход же на экраны в 1999-м году «Скрытой угрозы», положившей начало второй трилогии саги, не только привел к очередным кассовым рекордам, но и ознаменовал собой первый серьезный шаг в переходе к полностью цифровому кинематографу.

Хорошо все это или плохо – вопрос, требующий особого рассмотрения. Но это есть, это существует и имеет колоссальное влияние на современное кино в целом; а стало быть «Звездные войны» обязаны стать предметом серьезного исследования и анализа.

Постер космической саги «Звёздные войны»

Принимая во внимание тот факт, что космическая сага Лукаса пользуется огромной популярностью среди зрителей всего мира несколько дольше, чем у зрителей нашей страны (на экраны СССР «Звездные войны» пришли с десятилетним опозданием), и культ, сложившийся вокруг нее, в России распространен вовсе не так широко, нежели в Америке (прим. 4), видится необходимость в краткой справке, касающейся истории создания картин.

«Звездные войны» имеют свою структуру, которая неподготовленному зрителю может показаться несколько запутанной. В середине 1970-х годов Джордж Лукас задумал создать грандиозную сагу, состоящую из девяти фильмов, объединенных в три трилогии. Основу первой должен был составлять постепенный переход главного героя от понятий добра на темную сторону зла, фоном чему служил бы политический переворот, превративший Республику в Империю. В центре второй трилогии должен был стоять сын героя первой, сражающийся за идеалы добра и справедливости на стороне повстанцев против Империи. Третья трилогия должна была повествовать о последней, решающей битве Добра и Зла, в которой были бы задействованы уже внуки первых героев.

Но в связи с тем, что производство фантастического фильма с тем уровнем спецэффектов, о котором мечтал Лукас, требует изрядных затрат (прим. 5), для начала пришлось ограничиться постановкой хотя бы одной картины. В качестве самого перспективного – наиболее полно отражающего дух и идеи всего замысла – Лукас выбрал сюжет средней трилогии. На нем Лукас остановился еще и потому, что, по его мнению, сама война имеет гораздо больший зрительский потенциал, нежели обусловившие ее причины – ведь наблюдать за победой героев публике куда интереснее, чем за их поражением. Поэтому, веря в успех своей затеи, а стало быть и в итоговое воплощение всей трилогии, Лукас остановился на том варианте, который имел максимальные сюжетные преимущества для безусловного успеха (прим. 6).

Постер космической саги «Звёздные войны»

Таким образом, под классической трилогией понимаются фильмы, вышедшие на рубеже 1970-80-х годов. Оставляя себе пространство для создания в дальнейшей перспективе первой трилогии, Лукас пошел на экстраординарный поступок, обозначив единственную на тот момент картину как четвертую серию. Долгие годы подобная нумерация эпизодов воспринималась (во всяком случае, в отечественном киноведении) исключительно как изящная шутка: она нигде не фигурировала и зачастую даже путалась, названия серий писались сами по себе, причем оригинальный титул первого фильма пропал вовсе, так как был вытеснен в сознании зрителей общим названием всей саги (что, конечно, было явной несправедливостью). И только появление на экранах в 1999-м году подлинно первого эпизода эпопеи заставило всех вспомнить полное написание всех серий классической трилогии: «Звездные войны: Эпизод IV – Новая надежда» (1977), «Звездные войны: Эпизод V – Империя наносит ответный удар» (1980, реж. И. Кершнер), «Звездные войны: Эпизод VI – Возвращение джедая» (1983, реж. Р. Маркуэнд). Лукас, непосредственно режиссировавший только первый фильм, в дальнейшем выступал в качестве идейного вдохновителя, автора сюжетов и продюсера картин.

Но только спустя почти пятнадцать лет после выхода завершающего трилогию фильма Лукас вновь обратился к своей идее снять предысторию ставших уже легендарными картин. Столь долгое свое молчание он объяснял несоответствием существовавших технологий его замыслам; но в середине 1990-х стало очевидно, что время вернуться к истокам наконец-то пришло. Получившая недавно свое завершение, новая трилогия стала выглядеть так: «Звездные войны: Эпизод I – Скрытая угроза» (1999), «Звездные войны: Эпизод II – Атака клонов» (2002), «Звездные войны: Эпизод III – Месть ситхов» (2005). На сей раз Лукас занимал режиссерское кресло на протяжении создания всех трех фильмов.

Постер космической саги «Звёздные войны»

Я не буду сейчас отдельно рассуждать о технических и тем более идеологических победах «Звездных войн», оставлю в стороне как их мифологическую подоплеку, так и ту степень влияния на сегодняшний кинематограф, о которой я только что говорил выше (ограничившись лишь констатацией того, что все это – по всем пунктам – просто огромно). Вместо этого давайте попытаемся рассмотреть сагу с точки зрения «сюжетных мотивов» как основополагающих структурных моментов ее композиции, непосредственно влияющих как на ритмический ход, так и на ее смысловую нагрузку.

Завершающая часть второй трилогии – «Звездные войны. Эпизод III. Месть ситхов» – расставила, наконец, все точки над i в истории, создававшейся на протяжении почти трех десятилетий – и охватывающей практически такой же внушительный временной отрезок, только «давным-давно в далекой, далекой галактике». Прогремевший в мае 2005-го финальный аккорд собрал воедино кусочки огромной мозаики и особо заострил внимание на том, что, в принципе, давно уже лежало перед глазами и неизменно радовало всех поклонников космической саги. Ведь воссоздавая предысторию широко известных событий, Лукас справедливо посчитал необходимым неоднократно прибегнуть к особого рода перекличке между фильмами. Вопреки обыкновению, когда сперва произносится А, а лишь затем следует Б, перед Лукасом стояла задача «переставить слагаемые» и найти для уже существовавших (в классической трилогии) «сюжетных мотивов» их логичные «сюжетные завязки», или, используя современную терминологию, насытить все три своих полнометражных «приквела» максимальным количеством «мини-приквелов», складывающихся в итоге в стройную и целостную структуру (прим. 7).

В новой трилогии временная граница, обозначенная точкой отсчета, условно принятой за «ноль» в первом фильме 1977-го года, была расширена Лукасом на три десятка лет назад. Согласуясь с принципами казульной логики, логики причинных связей, где «каждое действие должно иметь свою причину и быть причиной следующего действия» (прим. 8), Лукас предъявил зрителю искомые причины, соответствующие действиям, произошедшим в 4-6 эпизодах. Другими словами, подыскал «кинорифмы» к уже имеющимся «киночетверостишьям».

Постер космической саги «Звёздные войны»

Применяя здесь условный термин «кинорифмы», я понимаю под ней некую подробность (быть может, и не одну), в определенный момент акцентируемую режиссером и получающую свое развитие по ходу продвижения сюжета. В случае с новой трилогией «Звездных войн» мы имеем дело с ситуацией, когда «подробность» буквально подставлялась Лукасом под имевшее уже место ее «развитие». Причем временные границы расширены до целой трилогии, что в совокупности с оригинальными частями представляет поле для более чем масштабного исследования – шесть фильмов.

Грандиозность замысла Лукаса подчеркивается тем, что наряду с малыми рифмами-деталями он порою скрытно, а порою и напрямую рифмует между собой композиционные и сюжетные мотивы собственно трилогий в целом (прим. 9). Начать с того, что принцип рифмовки – причем отнюдь не маловажной – лежит уже в названиях картин. Первому фильму классической трилогии – «Новая надежда» – противостоит начало трилогии современной – «Скрытая угроза». Вторые серии составляют пару «Империя наносит ответный удар» – «Атака клонов». Названия завершающих картин указывают на противоборствующие стороны добра и зла: «Возвращение джедая» и «Месть ситхов». Мы видим очень четкое – и явно не случайное – противопоставление следующих главенствующих тем: сын – отец, война – мир, добро – зло (прим. 10).

«Скрытую угрозу» ощущают джедаи в мальчике Энакине Скайуокере.
Спустя годы «Новая надежда» напрямую связана с подвигами его сына Люка Скайуокера.
Надежде в лице сына предшествует угроза в лице его молодого отца.
«Атакой клонов» отвечает Республика на возросшую агрессию со стороны сепаратистов, развязавших галактическую войну.
Оправившись после серьезного поражения, «Империя наносит ответный удар» по борющимся за мир повстанцам.
Если Империя отчаянно воюет с истинными борцами за мир, то тогда еще Республика якобы во имя мира вступает в битву с мнимыми разжигателями розни.
В результате «Мести ситхов» гибнут практически все джедаи.
«Возвращение джедая» кладет конец правлению ситхов.
Зло одерживает полную победу в первом случае – безоговорочно торжествует Добро во втором.

Постер космической саги «Звёздные войны»

Новая трилогия в композиционном решении является в своем роде зеркальным отражением первой – причем особо явственно это можно заметить, сравнивая начало обеих трилогий (прим. 11).

«Новая надежда»
Молодой герой (Люк), растущий без отца, знакомится с джедаем (Оби-Ван Кеноби), который становится его учителем, и девушкой-принцессой (Лея Органа), покидает отчий дом (Татуин), противостоит врагу (Империи), уничтожающему родную планету принцессы (Альдеран), сражается и наносит сокрушающий удар, приводящий к поражению противника (уничтожает Звезду смерти); джедай погибает, но обучение героя продолжается (благодаря тому, что дух Оби-Вана не подвластен смерти); принцесса под гром фанфар награждает героя и его друзей; сюжет имеет ощущение завершенности.
«Скрытая угроза»
Молодой герой (Энакин), растущий без отца, знакомится с джедаями (Кви-Гон Джинн и Оби-Ван Кеноби), один из которых (Кви-Гон) хочет стать его учителем, и девушкой-королевой (Падме Амидала), покидает отчий дом (Татуин), противостоит врагу (Торговой федерации), угрожающему родной планете королевы (Набу), сражается и наносит сокрушающий удар, приводящий к поражению противника (выводит из строя генераторы, питающие враждебную армию); джедай (Кви-Гон) погибает, но обучение героя продолжается (в свои ученики его берет Оби-Ван); принцесса под гром фанфар награждает героя и его друзей; сюжет имеет ощущение завершенности (прим. 12).

Вторые серии имеют сходство лишь отдельных сюжетных деталей.

«Империя наносит ответный удар»
Ключевым моментом фильма становится появление отца героя (Дарт Вейдер признается в своем отцовстве Люку). Возникает любовная линия (Хан Соло и Лея).
В ходе сражения с бывшим джедаем, а ныне учеником Дарта Сидиуса (лорд Вейдер) герой теряет запястье правой руки, которое впоследствии ему заменяют на механическое.
Финал картины не завершает рассказываемой истории и напрямую отсылает к продолжению (Хан Соло остается в плену).
«Атака клонов»
Одним из ключевых моментов фильма становится смерть матери героя (Шми Скайуокер). Возникает любовная линия (Энакин и Амидала).
В ходе сражения с бывшим джедаем, а ныне учеником Дарта Сидиуса (граф Дуку) герой теряет запястье правой руки, которое впоследствии ему заменяют на механическое.
Финал картины не завершает рассказываемой истории и напрямую отсылает к продолжению (война клоническая началась).

Завершающие части трилогий опять во многом зеркальны.

«Возвращение джедая»
Прямым продолжением событий второй серии является освобождение из плена друга героя (Хан Соло), а также ожесточившиеся военные действия. Герой (Люк) заканчивает свое обучение (и становится джедаем). Ключевым эпизодом фильма становится попытка врага (император Палпатин) переманить героя (Люк) на Темную сторону – безуспешная. Герой убеждает своего отца (Энакин) вернуться на Светлую сторону и отречься от имени Дарта Вейдера. В финале брат и сестра (Люк и Лея), наконец-то, объединяются. Абсолютная победа Добра.
«Месть ситхов»
Прямым продолжением событий второй серии являются ожесточившиеся военные действия; также, в частности, происходит освобождение из плена друга героя (канцлер Палпатин). Герой (Энакин) заканчивает свое обучение (так как сам становится членом Совета джедаев). Ключевым эпизодом фильма становится попытка друга (канцлер Палпатин) переманить героя (Энакин) на Темную сторону – успешная. Герой (Энакин) отрекается от Светлой стороны и принимает имя Дарта Вейдера. В финале героиня (Амидала) рожает двойню (Люк и Лея). Абсолютная победа Зла.

Постер космической саги «Звёздные войны»

Сюжетная композиция «Звездных войн» рифмуется порою и другими способами: например, в самой последней («Возвращение джедая») и самой первой («Скрытая угроза») сериях весомо участие народа, населяющего планету, возле которой происходит основное космическое сражение (это коренные жители Набу и Эндора соответственно). Третий и четвертый эпизоды (будучи последним в новой и первым в классической трилогии соответственно) тесно переплетаются между собой множеством сюжетных линий, связанных, в основном, с рождением Люка и Леи и судьбою их родителей.

Наметим теперь отдельные сюжетные мотивы, которые благодаря своей рифмовке связывают две трилогии в единое целое. Логично было бы также, как и Лукас, идти «от обратного» – на имеющееся в классической трилогии «действие» находить предшествующую ему в новой трилогии «причину». Но, избегая излишней путаницы, мы все же будем придерживаться не хронологии выхода фильмов, а естественного развития событий в сюжетном пространстве саги. Тем более что это будет особо удобно при разборе «внутренних» рифм и сюжетных мотивов – тех, что работают как в рамках отдельного фильма, так и в пределах отдельной трилогии, помогая зрителю лучше понять психологию героев и мотивы их действий (для экономии места эпизоды в дальнейшем обозначаются их порядковыми номерами).

Кадр из космической саги «Звёздные войны»

Завязка сюжетного мотива / Развитие сюжетного мотива

I. Торговая Федерация блокирует планету Набу и готовит на нее военное наступление. Действующий канцлер Финис Валорум не реагирует на призывы королевы Амидалы о помощи, предлагая выслать на Набу вместо вооруженных отрядов комиссию для расследования правдивости слов Амидалы.

I - III. Начало тонкой политической интриги, которой, по сути дела, и посвящена вся первая трилогия. Ситху Дарту Сидиусу (он же Палпатин) необходима легальная и тотальная власть, в целях достижения которой он затевает сложнейшую многоходовую комбинацию. Будучи «в миру» сенатором от планеты Набу, он умело использует в своих целях королеву Амидалу, устрашенную тайно подстроенной им военной агрессией со стороны Торговой Федерации. Поддавшись нашептываниям Палпатина, она убеждает Сенат вынести действующему канцлеру вотум недоверия. Новым канцлером избирают Палпатина. В третьем эпизоде Дарт Сидиус приказывает уничтожить верхушку Торговой Федерации, а себя нарекает Императором.

***

I. Джедаи спасают на Набу аборигена Джа-Джа Бинкса, болтливое и надоедливое существо. Большинство недовольных первой серией обрушилось на Лукаса с яростной критикой этого персонажа (прим. 13). Но вторая серия с определенной ясностью показала, для чего Лукасу нужен был этот глупый персонаж.

II. Канцлеру Палпатину нужно добиться для себя новых полномочий, но для этого необходимо, чтобы кто-то из сенаторов огласил данное предложение в Сенате. Воспользовавшись временным отсутствием сенатора Амидалы, Палпатин хитроумно (как и в первой серии) заводит об этом речь в присутствии заменяющего ее Джа-Джа Бинкса, и не привыкший раздумывать Бинкс клюет на удочку и выступает в Сенате с речью о наделении Палпатина чрезвычайными полномочиями. Таким образом, роковая миссия этого ненавистного многими героя оказывается выполнена (прим. 14), и в дальнейшем он в повествовании практически не участвует.

***

I. Джа-Джа Бинкс приводит джедаев в свой родной подводный город, населенный аборигенами планеты, находящихся во враждебных отношениях с людьми.

I. В минуту опасности королева Амидала обращается к подводным жителям с просьбой о помощи во имя спасения родной для всех планеты.

Кадр из космической саги «Звёздные войны»

***

I. В результате неполадки корабля джедаи оказываются на Татуине, где знакомятся с мальчиком Энакином Скайуокером и его матерью Шми. После этого мотив Татуина распространяется на всю сагу, так как в обоих трилогиях выступает в качестве родного дома героев (отца и сына), который они покидают, дабы выполнить предназначение их жизни.

IV. Татуин – первая и потому главная планета «Звездных войн». Будучи захваченной возле нее имперским крейсером под руководством Дарта Вейдера (некогда Энакина), принцесса Лея решает обратиться за помощью к живущему на Татуине Оби-Вану Кеноби, посылая к нему дроида R2D2. Волею судьбы дроид попадает к Люку Скайуокеру, сыну Энакина – и история начинается.

***

I. Беседуя с торговцем запчастей, Кви-Гон делает несколько специфических жестов джедая, помогающих внушить собеседнику свои мысли. Раса, к которой принадлежит торговец, джедайскому внушению оказывается не подвластна. II. Оби-Ван делает приставшему к нему проходимцу внушение относительно новых правил для дальнейшей жизни.

IV. Используя тот же метод и те же жесты Оби-Ван внушает имперскому патрулю, что дроиды, находящиеся с ними, не являются теми, что ищут штурмовики, – тем самым устраняя опасность и преграду.

***

I. Энакин растет без отца – с мамой.

IV. Люк растет без отца – с дядей и тетей.

***

I. На вопрос Кви-Гона об отце Энакина Шми отвечает невнятно, говорит о том, что отца как будто и не было. При анализе крови Энакина обнаруживается значительный процент так называемых медиахлариамов.

III. Палпатин рассказывает Энакину легенду о ситхе, научившемся управлять медиахлариамами и создавать с их помощью новую жизнь. Можно предположить, что эта история приоткрывает тайну рождения Энакина.

Кадр из космической саги «Звёздные войны»

***

I. Энакин превосходно разбирается в технике, может починить любого дроида и сам собирает робота-переводчика, которого мы знаем как C3PO.

IV. Люк унаследовал эту черту отца и также, как и он, превосходно умеет чинить дроидов. Потому ему и удается извлечь из R2D2 запись, которую сделала принцесса Лея.

***

I. В самом начале саги мы встречаем дроидов C3PO и R2D2, хорошо знакомых по классическим фильмам. C3PO оказывается дроидом, собранным Энакином; без помощи R2D2 герои могли бы погибнуть в результате вражеской атаки. В первой трилогии проявляются разнообразные характерные способности дроидов, присутствующие и в дальнейшем. В финале трилогии C3PO приказывают стереть память.

IV. Несмотря на тот факт, что C3PO стерли память, новое его знакомство с R2D2 вызывает закономерный вопрос: неужели за столь длительный временной промежуток, прошедший между третьим и четвертым эпизодами, дроиды никогда больше не пересекались друг с другом (хотя и служили на одном корабле)? Данная сюжетная линия имеет у Лукаса серьезные недоработки.

***

I. Во время одной из центральных сцен эпизода – соревнований по скоростным гонкам – мы видим Джаббу Хатта, правителя Татуина.

IV-VI. Джабба Хатт разыскивает Хана Соло за долги; получив в замороженном состоянии, держит его в плену; в результате вызволения Хана из плена его друзьями погибает.

Кадр из космической саги «Звёздные войны»

***

I. Принимая решение о судьбе Энакина Совет джедаев тестирует мальчика – в частности, на способность разгадывать скрытые от него предметы (что можно трактовать и как способность читать мысли).

VI. Дарт Вейдер обладает способностью проникать в чужие мысли – и благодаря этому узнает у Люка о существовании второго своего ребенка. Его способность предчувствовать события проявляется и в других эпизодах классической трилогии.

***

I. Энакина тестирует магистр Винду. Обозначенная пунктирно в первом эпизоде, его роль существенно увеличивается в дальнейшем.

II-III. Во втором эпизоде магистр Винду вместе с отрядом джедаев приходит на выручку попавшим в плен Оби-Вану, Энакину и Амидале. В финале трилогии именно он отправляется арестовывать канцлера Палпатина, узнав, что тот и является разыскиваемым Дартом Сидиусом. Решение Винду все-таки не ждать суда, а убить Сидиуса в поединке оказывается роковым – Энакин поддается мольбам Сидиуса о пощаде и отрубает Винду руку, державшую меч. После этого Сидиус убивает магистра.

***

I. Амидала имеет двойника – в целях безопасности.

II. Гибель девушки-двойника во время покушения на Амидалу подчеркивает нависшую над нею опасность – кто-то действительно желает ей смерти.

Кадр из космической саги «Звёздные войны»

Кадр из космической саги «Звёздные войны»

***

II. Оби-Ван застает Йоду за процессом обучения юннлингов – будущих джедаев.

III. Убийство юннлингов станет самых страшным злодеянием Энакина в день его перехода на Темную сторону в качестве Дарта Вейдера.

***

II. Йода тренирует юннлингов полагаться на свои ощущения и интуицию посредством отражения вслепую «стрел», испускаемых специальным аппаратом в виде маленькой космической станции.

IV. Такой же тренировкой Оби-Ван кладет начало обучению Люка мастерству джедая во время их перелета к Альдерану.

***

II. На планете Камино Оби-Ван обнаруживает выращенную по чьему-то заказу двухсоттысячную армию клонов. Получив чрезвычайные полномочия, канцлер Палпатин призывает эту армию под знамена Республики и вступает в войну с сепаратистами.

III. Клоническое происхождение армии объясняет абсолютное подчинение бойцов Дарту Сидиусу и единство их действий после вступления в силу приказа 66, требующего уничтожить джедаев (вполне вероятно, что и сам приказ был заложен в них уже на генном уровне). Также это объясняет, кем на самом деле являются имперские штурмовики во всех последующих сериях.

***

II. За основу армии клонов был взят наемник Джанго Фетт, попросивший изготовить для него одну копию безо всяких генетических изменений (прим. 15). Своего сына он назвал Бобой.

V. Боба Фетт пленяет Хана Соло и отправляет его на Татуин к Джаббе Хатту, еще до четвертого эпизода объявившего Хана в галактический розыск.

Кадр из космической саги «Звёздные войны»

***

II. Энакина мучают сны о смерти матери. Прибыв на Татуин, он находит им подтверждение.

III. Энакина мучают сны о смерти Падме во время родов. Вспоминая аналогичную ситуацию со снами о матери, он верит в реальность их осуществления. Палпатин использует эти страхи Энакина для привлечения его к Темной стороне Силы.

***

II.На Татуине Энакин знакомится с отчимом – мужем Шми, сводным братом и его женой.

IV. Это знакомые нам по четвертому эпизоду дядя и тетя Люка.

***

II. Энакин мстит за смерть матери, полностью уничтожая лагерь разбойников-пустынников, давая тем самым выход своей отрицательной энергии.

III. Палпатин использует этот эпизод как для убеждения Энакина в необходимости убийства графа Дуку, так в дальнейшем и при убеждении его перейти на Темную сторону.

Кадр из космической саги «Звёздные войны»

***

II. Один из представителей Торговой Федерации вскользь упоминает об имеющихся у них планах относительно смертоносного оружия.

IV. Легко догадаться, что речь идет о Звезде смерти, начало строительства которой мы видим в третьем эпизоде, а завершение и смертоносное ее действие – в четвертом. Оказавшись в руках повстанцев, эти планы обнаруживают уязвимое место станции, что приводит к ее гибели.

***

II. Во время поединка с Энакином граф Дуку отрубает тому запястье правой руки; впоследствии Энакину заменяют запястье на механическое.

V. Во время поединка с Люком Дарт Вейдер отрубает тому запястье правой руки; впоследствии Люку заменяют запястье на механическое.

***

II-III. Сражаясь с графом Дуку Йода показывает свое мастерское умение двигать предметы много больше его. Эти свои умения он еще раз продемонстрирует в ходе поединка с Дартом Сидиусом.

V-VI. Это предваряет эпизоды, когда Йода поднимает корабль Люка из болота. Освоив технику, Люк освобождает свой истребитель из болотного плена самостоятельно.

Кадр из космической саги «Звёздные войны»

Кадр из космической саги «Звёздные войны»

***

III. Убив в начале серии графа Дуку, Энакин переживает, что поступился кодексом джедаев, предписывающим не убивать безоружных.

III. Это объясняет, почему в финале Оби-Ван не убивает Энакина. Он не ошибся, посчитав его умирающим, он действовал согласно кодексу джедаев.

***

III. Механический панцирь генерала Гривуса – свидетельство возможностей медицины и техники предлагаемого времени и предтеча механического панциря Дарта Вейдера.

III и VI. В идентичный (но иного дизайна) панцирь заковывают остатки Дарта Вейдера в финале первой трилогии. Шлем с системой жизнеобеспечения снимает с отца Люк в самом конце саги.

***

III. Йода помогает народу вуки организовать оборону и дать отпор вражескому нашествию. Улетая с их планеты, Йода прощается с Чубаккой.

IV. В качестве второго пилота и верного друга Хана Соло Чубакка участвует во всех сериях классической трилогии.

Кадр из космической саги «Звёздные войны»

***

III. В ярости Энакин душит Амидалу, даже при этом не касаясь ее.

IV. Точно также он душит всех несогласных с ним впоследствии.

***

III. Поверженный Оби-Ваном Энакин падает на берегу огненной лавы; огонь захватывает одежду и перебирается на все тело. Лицо Энакина полностью обезображивается.

VI. Именно таким Люк спустя годы видит лицо своего отца – совсем непохожим ни на самого Люка, ни на молодого Энакина. Примечательно, что в оригинальной версии завершающей серии Люк видит бестелесную оболочку пожилого отца. Однако после того как во втором фильме новой трилогии появился Энакин-юноша, Лукас изменил финал шестого эпизода – теперь Люк видит отца таким, каким тот был до своего перехода на Темную сторону Силы.

***

III. Одержав победу над Энакином, Оби-Ван подбирает и уносит с собой выроненный им меч.

IV. Оби-Ван передает Люку лазерный меч джедая, когда-то принадлежавший его отцу.

***

III. Амидала рожает двойню и умирает. Но хоронят ее – для сохранения тайны – с целым животом, якобы как не родившую. Не присутствовавший при родах Дарт Вейдер (которого Дарт Сидиус убеждает в том, что Амидала погибла) может, в принципе, лишь предполагать рождение – но только если одного ребенка.

V-VI. Раскрывая Люку, носящему его фамилию, свое отцовство, Вейдер не подозревает о существовании второго ребенка – как и Люк не подозревает о том, что у него есть сестра. Эту тайну ему раскрывает перед смертью Йода (VI). Прочтя мысли Люка в разгар решающего выяснения отношений, Вейдер вынуждает Люка вступить в бой – для защиты сестры.

Кадр из космической саги «Звёздные войны»

***

III. Умирая, Амидала говорит, что в нем – Энакине – все-таки еще есть добро.

VI. На этом же убеждении Люк основывает свое обращение к отцу, пытаясь вернуть его на Светлую сторону. И Амидала, и Люк в конце концов оказываются правы.

***

III. В финале третьего эпизода герои находятся на корабле сенатора Органы.

IV. На этом же корабле Лея Органа спасается от преследования имперского крейсера.

***

III. В финале трилогии Йода обещает Оби-Вану научить того вступать в контакт с погибшим в первой серии Кви-Гоном, сумевшим вернуться в этот мир во внематериальной оболочке. Перед этим Дарт Сидиус фактически признается Энакину, что его рассказы, будто смерть подвластна ситхам, не совсем соответствовали истине – уверяя при этом, что вместе они наверняка добьются на этом поприще значительных результатов.

IV-VI. Последняя реплика Йоды наконец-то дает объяснение, почему, во-первых, тело Оби-Вана, после того как Дарт Вейдер протыкает его своим мечом, странным образом испаряется (при том что тело Кви-Гона в первом эпизоде после его смерти остается, а затем сжигается). Во-вторых и главных, это дает объяснение как голосу Оби-Вана, постоянно в дальнейшем сопровождающего Люка, так и его бестелесному появлению вместе с Йодой в финале шестого эпизода. Но факт появления вместе с ними и Энакина говорит вовсе не о том, что это произошло благодаря возвращению того на Светлую сторону. Это может говорить только о том, что ситхи (Дарт Сидиус в первую очередь) все-таки тоже пришли к разгадке «жизни после смерти» – и стало быть есть основная предпосылка для появления в будущем третьей трилогии саги (прим. 16).

Кадр из космической саги «Звёздные войны»

***

III. Император Сидиус и Дарт Вейдер смотрят на строящуюся в космическом пространстве Звезду смерти. Неподалеку от них стоит некто, чрезвычайно похожий на героя четвертой серии, только молодого.

IV. Некто, узнанный нами в финале первой трилогии, – это Мофф Таркин, командор достроенной спустя два десятилетия Звезды смерти, приказывающий устроить ее испытание, уничтожив Альдеран. Секундное (но узнаваемое благодаря выразительной внешности и характерному жесту!) его появление в «Мести ситхов» – одна из самых замечательных и тонких рифм, подаренных Лукасом поклонникам сериала.

***

III. Для обеспечения их безопасности детей решено разделить. Сенатор Органа удочеряет Лею, Люка Оби-Ван отвозит родственникам на Татуин, обещая охранять его, обосновавшись неподалеку.

IV. Люк вырастает на родной планете своего отца в доме дяди и тети; вслед за сбежавшим дроидом он направляется к жилищу Бена Кеноби, известного также под именем Оби-Вана. В момент его отсутствия дядя и тетя погибают от рук имперских воинов. Альдеран, родная планета Леи, уничтожается Империей при помощи Звезды смерти. Таким образом, борьба Люка и Леи с Империей окрашена местью за гибель своих родственников – при том что в обоих случаях за этим стоял их собственный отец.

Кадр из космической саги «Звёздные войны»

Разнообразие сюжетных мотивов «Звездных войн» отнюдь не ограничивается данным списком – принимая во внимание хотя бы то, что здесь совсем не рассматривались рифмы и сюжетные мотивы, проходящие внутри только классической трилогии.

В одной своей работе Виктор Шкловский так определял понятие киносценария: «Сценарий – это не сцепление случайностей, а сцепление отобранных художником моментов, которые в своей совокупности передают замысел художника» (прим. 17). В другой раз Шкловский говорил: «Написав кинопроизведение, необходимо потом просмотреть его, проверяя, без каких эпизодов, без каких героев оно может существовать. Нужно найти в нем его внутреннюю закономерность, его внутреннюю завершенность, которая выражала бы авторскую мысль», – и далее: «Художественное произведение, а значит и киносценарий, можно писать только целиком, тщательно обдумывая, где и почему нужна определенная черта или деталь» (прим. 18).

Многочисленные сюжетные мотивы «Звездных войн» Джорджа Лукаса были тщательно отобраны автором для придания его грандиозному замыслу подлинной внутренней завершенности. Они полностью подчиняются установленным им самим внутренним законам, благодаря им зритель может с большей четкостью и ясностью проникнуть в заложенную в сюжете и композиции авторскую мысль. Лукас – если в двух словах – постепенно приводит нас к давно известной истине: все повторяется.

Сын покидает отчий дом – так же, как когда-то до него это сделал его отец. Сын сражается за идеалы добра и справедливости – так же, как когда-то до него сражался за них его отец. Сын становится перед жизненно важным выбором Добра и Зла – так же, как когда-то до него перед таким же выбором оказался его отец. Единственное принципиальное отличие: каждый волен сделать свой собственный, личный выбор.

Причины, побудившие каждого героя принять определенное решение, и лежат в основе сюжетных мотивов.


Кадр из космической саги «Звёздные войны»


Примечания.

1. «Техническое мастерство комбинированных съемок и изобразительное решение ряда персонажей картины (роботов, космических чудовищ и др.) не возместили невыразительности главных героев, а попытка спародировать ряд штампов развлекательного кинематографа обернулась прямым следованием этим штампам». – Дмитриев В. Кино: Энциклопедический словарь. – М., 1987, с.242-243.

2. «Вместе с другими фильмами, сделанными в середине 70-х годов, {…} они способствовали рождению в воображении миллионов американских зрителей образа некоей неподвластной людям «второй реальности», с которой стараниями буржуазных идеологов стали ассоциироваться подсознательные тревоги и страхи вполне земного, социального происхождения. Обыденному сознанию чужды умозрительные абстракции философов, рассуждающих о неуправляемости вышедших из-под контроля разума общественных процессов, зато ему, чувствующему эту неуправляемость на собственном опыте, легко навязать образ вселенской катастрофы, «очищенный», разумеется, от «сложностей» социальных причинно-следственных связей». Кокарев И.Е. На экране Америка. – В сб. ст. под ред. Кокарева И.Е. – М., 1978, с.447-448.

3. Лукас и Спилберг «стали инициаторами процесса, перевернувшего представления Голливуда о том, что есть современное кино, а их творчество стимулировало вхождение американского коммерческого кинематографа в эпоху постмодернизма». – Эшпай В. Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия. Мультимедиа-энциклопедия. – 2002.

4. В программе Первого канала «Кто хочет стать миллионером» от 4.06.2005 г. участник игры не знал ответа на элементарнейший вопрос: героем какого фильма является Чубакка…

5. Смешные сегодня 10,5 млн долларов, принесшие в итоге 400 млн кассовых сборов (см.: Режиссерская энциклопедия. Кино США. – М., 2000, с.92).

6. То, что в успех данного мероприятия кроме Лукаса не верил практически никто – факт, ставший достоянием истории.

Кадр из космической саги «Звёздные войны»

7. «Когда Лукас начал писать сценарий для нового фильма, он столкнулся со сложной задачей. Зрители во всем мире уже знали, чем кончается киноэпопея; теперь Лукас должен был вернуться назад и написать историю, встающую в один ряд с уже снятыми фильмами (эпизоды 4-6)» и с последующими картинами (эпизоды 2 и 3). – Звездные войны: Эпизод I. Скрытая угроза. Пресс-релиз, пер. О. Шлихт. – М., Агентство ПР Кино, 1999, с.2.

8. Митта А. Кино между адом и раем. – М., 2000, с.358.

9. «В первых трех фильмах предстает некая история, – рассказывает Лукас. – Новая трилогия на нее весьма похожа – своим эмоциональным, психологическим настроем и своими ключевыми, решающими моментами». – Звездные войны: Эпизод I. Скрытая угроза. Пресс-релиз, с.3.

10. «Лукас сравнивает строение своей киноэпопеи с музыкальным произведением. «Звездные войны» – это своего рода симфония, – поясняет режиссер. – В фильме есть особые «рефрены», которые я сознательно повторяю – хотя и в разных тональностях». – Там же.

11. «Тематическая перекличка чувствуется прежде всего в образах Энакина Скайуокера в «Эпизоде I» и его будущего сына Люка в первой трилогии… Повторяется в новом фильме тема мужества – герой уходит из дома, отказывается от уюта и спокойствия, рискует и стремится к своей мечте. В симфоническом звучании «Эпизода I» слышатся и другие ключевые темы. Лукас показывает, как борются зло и добро, как люди вынуждены сосуществовать в симбиозе друг с другом ради достижения своих целей и выживания». – Там же.

12. Подобное «межсюжетное сравнение сказок» предпринимал в свое время Владимир Пропп: «Для сравнения мы выделяем составные части волшебных сказок по особым приемам {…} и затем сравниваем сказки по их составным частям. В результате получится морфология, т. е. описание сказки по составным частям и отношению частей друг к другу и к целому». – Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. – В кн.: Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки. М., 1998, с.17.

Кадр из космической саги «Звёздные войны»

13. «Слишком много экранного времени занимает комик Джа-Джа Бинкс. {…} Проблема заключается в том, что с 1977 года изменились не только вкусы аудитории – изменились ее психофизиологические параметры. {…} Теперь необходимо, чтобы каждые пять минут на экране кривлялся нелепый Джа-Джа». – Д. Дугаев. Афиша, № 9, 2005, с.25.

14. «Роль ненавистного Джа-Джа Бинкса сокращена до минимума». – А. Казаков, Афиша, № 9, 2002, с.27.

15. Предпосылка для дальнейшего возвращения императора Палпатина – см.: Афиша, № 9, 2005, с.31.

16. «10 лет после Битвы при Явине. Дух поверженного Палпатина возвращается в клонированном теле». – Там же.

17. Шкловский В. Ситуация и коллизия. – В кн.: За 60 лет: Работы о кино. М., 1985, с.438.

18. Шкловский В. Характер в сценарии исторического фильма. – Там же, с.402, с.406.


Читайте также:

«Звёздные войны». Некролог. Памяти павших

Кадр из космической саги «Звёздные войны»


Все новости