«Мы берём только ту работу, от которой сами прёмся»: мастер-класс Меркуловой и Чупова

«Мы берём только ту работу, от которой сами прёмся»: мастер-класс Меркуловой и Чупова

10-го сентября в Московской школе кино состоялась организованная «InScript Team» встреча с Наташей Меркуловой и Алексеем Чуповым – творческим тандемом, ответственным за такие яркие фильмы, как «Интимные места» и «Человек, который удивил всех», а также за сценарии к «Салюту-7» и трилогии про Гоголя. Предлагаем вашему вниманию наш традиционный конспект услышанного.

Для начала Наташа Меркулова рассказывает, что сценарий «Интимных мест» они рассылали продюсерам, чьи адреса нашли в интернете. Из тридцати ответили только двое: «Такого снимать не будем». Когда письма не сработали, они стали с продюсерами встречаться лично - некоторые продюсеры соглашались на встречу и даже объясняли, что в сценарии «не так». Тогда пара стала давать почитать свой сценарий друзьям – и один из друзей вдруг дал им половину бюджета; а уж тогда найти продюсера оказалось куда легче.

Это последнее дело - думать про аудиторию. Ты можешь неправильно её считать. Люди, которые умеют считывать аудиторию, сразу в списке «Форбс» находятся.

Чупов сам - из пиара, но по уговору Наташи сменил работу. Писал для ТВ – «Понять, простить», «Обручальное кольцо» - и этот опыт в итоге пригодился: «суровая школа» (много не напишешь, а потом ещё редакторы на сериалах очень желчные). Когда кончились деньги – пара разругалась, но всё ж решила вместе поехать на Гоа. Там «Интимные места» и написали.

Меркулова, кстати, недовольна, как плохо «Интимные мест» выстрелили на фестивалях за пределами России. Вернее, совсем, по её мнению, не выстрелили: из больших смотров фильм был только в Карловых Варах. (Отмечу тут, что для других и это уже большая победа.)

Павел Лунгин, посмотрев фильм, советовал им и дальше снимать всё то же: «Интимные места-2», «Интимные места-3»... Мол, ему бы тоже надо было только «Такси-блюз» всю жизнь снимать (тема, которую он нашёл, стиль, который ему близок), а он «распылился» на прочие «разные» фильмы.

После «Кинотавра» (где фильм получил два приза, в том числе за лучший дебют) никаких предложений о дальнейшей работе к ним не поступило: так что после первой картины за место под солнцем надо ещё побороться. Но потом их нашла Анна Меликян, удивившаяся: «Откуда ж вы такие взялись?.. Вы ж такие... старые уже, а только первый фильм сняли!» Она позвала их делать сериал «Кризис нежного возраста». Как говорит Алексей, «мы благодаря этому сериалу научились работать на длинной дистанции».

Чупов рассказывает, что во время съёмок всегда непременно что-то меняется или выкидывается: не получилось, не пошло. «Только один режиссёр мне сказал: я вот как написал - так и снимаю» (нетрудно, кстати, догадаться, что это Михаил Сегал). И помните: в сценарии описываются во всех подробностях как драки, так и любовные сцены. Потом уже на съёмках что-то могут поменять, но вся основа - в сценарии.

У нас разделение: Наташа у нас - главный режиссёр, я - главный автор.

Меркулова: «Я не могу написать сценарий с сюжетом. А Лёша - адепт голливудского кино, очень сюжетного (как «Крёстный отец»), никто там не сидит, в небо не смотрит по два часа, как у меня. И вот эти две манеры соединились - и произошло сращивание. Поэтому мы друг другу нужны».

Чупов: «Что такое сценарий? Это заготовка, из которой должен выйти фильм. Цель-то - не сценарий, цель - фильм. Правильно говорят: сценарий не пишется, сценарий переписывается. {…} Вы не представляете себе, какая это текучая субстанция! И потому не стоит сценаристу биться за каждую букву - сценарист тут только помощник. {…} Сценарист - это человек, который лежит на дне. Их таких трое: сценарист, ассистент по актёрам и второй режиссёр - они все много работают и не получают удовольствия взамен».

Сценарий «Салют-7», придуманный тандемом, переписывался десятки раз, даже во время съёмок. Чупов по этому поводу говорит, что «сценарий крупного блокбастера - это всегда письмо из Простоквашино», так как участвуют уже и режиссёр, и продюсеры. Даже если в итоге в титрах стоит одно имя - не верьте, там всегда задействована куча людей!

Но не стоит тут перебарщивать: «Отсутствие авторской идеи, авторского взгляда может привести к мёртвой схеме». Всё правильно, всё есть - но мёртвое.

Чупов: «В сценарии должен быть хай-концепт - то, что зрителя удивляет. Любое кино продаёт удивление». Смех, страх, любая реакция - это удивление. «Всегда нужно понимать, чем ваш продукт удивит».

Меркулова рассказывает, как по хай-концепту было «продано» «Скрытое» Ханеке: человеку на остановке дают кассету, он вставляет её дома - и видит самого себя, будто в прямом эфире. Всё, продано. (Всё-таки добавлю, что там ещё и имя Ханеке было.)

Нужно стараться браться только за то, что интересно. Нам пока везло, мы делали то, что нам интересно. Каждая интересная работа - это ещё и приключение, не только деньги. Когда и приключение, и деньги - это прекрасно.
Ещё раз: мы берём только ту заказную работу, от которой сами прёмся.

Именно в этом и кроется секрет «Искусства не зависеть» (как организаторы назвали эту встречу). По словам Меркуловой, «искусство не зависеть - заниматься только тем, что вас реально торкает»: «Не ждите с моря погоды, делайте давайте сами, пишите, приносите продюсерам, делайте, как лягушки в банке, лапками!»

Почему у дебютантов сейчас много шансов пробиться? Алексей объясняет, что «есть в стране продюсеры, которые специализируются на дебютах». При этом некоторые из них занимаются этим только из-за денег: забирают себе госфинансирование - и что-то дают дебютанту на сам фильм. Зато другая часть продюсеров ищет талантливых дебютантов, чтобы попасть на крупные международные фестивали, где, как правило, есть программы именно что дебютов: с третьим фильмом вы туда уже не попадёте, поэтому всегда идёт поиск талантливых дебютантов.

Но дебютант поначалу никому из продюсеров не известен. Поэтому ваш питчинг - это ваша «обложка» (как обложка книги никому не известного автора). И надо постараться вашу идею преподнести, продать. Если у вас ещё нет репутации - вам надо заинтересовать будущего продюсера.

При этом Чупов упомянул некоего продюсера, с которым они отказались работать из-за его плохой репутации - но имя назвать отказался: некорректно. Меркулова дополнила: вся информация есть в интернете, так что сперва погуглите имя «вашего» продюсера.

Попасть в жанровое кино уже немножко сложнее, но там тоже всегда ищут - для начала подмастерьев, а там уж как пойдёт. В коммерческое кино или на сериалы вас сразу главным автором не возьмут. Но это сообщающиеся сосуды - артхаус и коммерческое кино. Как говорит Чупов, «сценаристы могут на артхаусе очень круто засветиться». Меркулова с ним солидарна: «Артхаус питает коммерческое кино. Оттуда берут и сценаристов, и операторов, и актёров. Коммерческое кино без автора тоже не может существовать».

Николай Лебедев, например, даже обижается, когда его фильмы разделяют: вот есть коммерческие, а есть авторские. Он справедливо полагает, что любое хорошее коммерческое кино (как его «Легенда №17») - авторское.

И самое главное: сейчас появляются новые цифровые платформы - и им всем нужны будут свежие кадры, свежие мысли. Огромное количество компаний ищут специалистов - а рынок профессионалов у нас очень маленький. Так что все будут искать новичков.

Кадр из сериала «Колл-центр»

Наташа не без лёгкого хвастовства говорит, что в этом году – наконец-то этот год настал! – они получили предложения посотрудничать ото всех студий! Но уже подписан контракт с продюсерами Валерием Федоровичем и Евгением Никишовым, которые их далеко не отпускают. Кстати, со сценарными агентствами эти авторы никогда не работали.

Сейчас пара делает сериал «Колл-центр» для платформы «ТНТ-Премьер». Они сами хотели полный метр, но продюсеры попросили сериал. Хай-концепт: люди в офисе оказались в заложниках у некоего голоса, который заставляет их что-то этакое делать. Идея «своя», но от себя замечу, что не сказать, чтоб уж какая новая - в «Бакумане», например, нечто похожее было. Ну и продюсеры как-то посмотрели «Эксперимент „Белко“», удивились – хотя Меркулова с Чуповым и убедили их, что у них всё будет совершенно иначе.

И хотя сериал ещё не вышел (первая серия - 15-го октября), уже можно сказать, что, скорее всего, они будут делать второй сезон – для чего будут собирать сценаристов (так как у самих куча других проектов), будут собирать «большую толпу» и давать тестовые задания. «Мы хотим максимально это распространить», - так что кому это интересно и важно - следите за новостями в инстаграме Меркуловой.

Ну и в завершении ещё несколько фан-фактов.

- «Человек, который удивил всех» - реальная история, оказывается.

- Если я правильно понял, недавно тандем написал новую историю для нового полного метра «Гоголя».

- Чупов сравнивает Егора Баранова с Лексом Лютором из «Супермена». Тот хотел знать всё до детальки: «Такой режиссёр не пропустит ни одного слабого места в сценарии». К слову: «Если мы просто сценаристы - мы в режиссуру не лезем».

- Им присылали сценарий «Звоните ДиКаприо!» - ещё до того, как им занялся Крыжовников. Но Чупову «не зашло» (а решения они принимают вместе), да и сами уже были по уши в «Человеке». А Крыжовников там был сперва лишь одним из продюсеров, пилот снимал не он (и даже не с Петровым) - но потом уже не смог проект от себя «отпустить».

Наташа Меркулова, Алексей Чупов и модератор встречи - продюсер Павел Одынин

В заключении модератор попросил сказать некое «напутствие» аудитории - и Меркулова, уже вроде бы всё сказавшая, повторила вслед за Цыгановым: «Ну, не ссать, ребята».

Читайте также:

«Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 11: Тишина после бури

С чего начинается сериал: азы сценарного дела от креативного продюсера

Веб-сериалы: короткие, смешные, разные. Что это такое глазами сценариста (с примерами!)

Стоит ли вообще заниматься короткометражным кино? Советы профессионала

«Харэ себя стесняться»: мастер-класс сценариста Николая Куликова

Взгляд снайпера в «Битве за Севастополь»: мастер-класс режиссёра Сергея Мокрицкого

Мастер-класс Гийома Гальенна: «Надо любить актёров, любить их на двести процентов!»

Надав Лапид, автор «Синонимов»: «В определённом смысле это фильм о супергерое»

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×