Мы уже рассказывали о трёх картинах казахстанского конкурса. В «Королеве сердец» мачеха вступает в интимную связь со своим несовершеннолетним пасынком, до поры до времени совершенно не задумываясь, как эта даже не измена, а преступление отразится не только на пареньке, но и на их семье в целом. В «Алисе» муж обкрадывает жену с сыном, тратя всё их состояние на элитных проституток – а вернувшись домой, требует, чтобы его любили как прежде просто на том основании, что они же – семья. В драме «Бог существует, и её имя Петруния» основной разговор идёт всё-таки о другом, но среди прочего пожилая мать говорит своей засидевшейся в старых девах дочери о необходимости со своей жизнью что-то делать, тем более что семья – это «священное произведение Бога».
Осталось ещё девять достойных внимания фильмов – причём некоторые из них присутствуют сейчас и в российском прокате (ну а те, что до него не дойдут, рано или поздно, хочется надеяться, обретут цифровые релизы).

Максимально полно тему семьи отражает флагман, если так можно выразиться, конкурсной программы – нашумевший и титулованный в Каннах фильм «Паразиты» (Южная Корея, реж. Пон Чжун Хо, приз «Евразии» за лучшую режиссуру), представляющий нам сразу две ячейки общества из разных социальных слоёв. Бедные герои живут в полуподвальном помещении, переживают, что соседка запаролила халявный вай-фай, и не закрывают окно, когда на улице идёт санобработка от тараканов («Нас обработают бесплатно»). Состоятельная семья обитает в собственном роскошном доме и ни в чём не испытывает нужды. Вскоре первые в полном составе начинают работать на вторых – изощрённо обманув богатых хозяев, выстроивших вокруг себя так называемую «цепь доверия» («Я больше никому не доверяю. Только тем, кого порекомендовали близкие знакомые»).
«Они пахнут одинаково», - едва не разоблачает новый штат прислуги хозяйский сын; мотив запахов вообще очень важен для этой картины – и становится тем невидимым барьером (как показать запах в кино?..), что разделяет одних персонажей от других. Рассказывая свою историю то как авантюрную комедию, то как чёрную, а то и вовсе перескакивая черту и оказываясь в жанре триллера, режиссёр на деле всё время ведёт разговор о жизни в современной Корее – такой цветущей и преуспевающей на вид, но такой болезненно неустроенной, если копнуть поглубже. Он не спрашивает об этом напрямую, но вопрос так и звенит в воздухе: как так получилось, что первая семья со всеми своими талантами оказалась на самом дне? Получив шанс и хитроумно им воспользовавшись («Главное – это дерзость», - провозглашает юный герой), они справляются со своими обязанностями ничуть не хуже, чем кто-либо ещё – и даже превосходят своих предшественников. Так почему же проявить себя они смогли, только пойдя путём обмана?.. Все ли возможности для раскрытия заложенных дарований предоставляет корейскому народу родная страна?..

«Вы ещё так молоды и наивны, вы так многого не знаете о жизни», - покровительственно рассуждает тут хозяйка, по своей слепой простоте опережая любого из этой комедии масок. Пон Чжун Хо в свою очередь мастерски искореняет наше «незнание», проводя зрителей по сюжетному лабиринту, полному неожиданных поворотов, и через сопоставление двух семей показывая много большее – столкновение двух взаимопересекающихся миров.
По своему зрительскому потенциалу из конкурсной программы «Евразии» ближе всего к «Паразитам», как ни странно (или наоборот, очень даже логично), – якутская картина «Надо мною солнце не садится» (Россия, реж. Любовь Борисова, Специальный приз жюри). Она также решена в комедийном стиле и поднимает непростые вопросы при помощи шуточек-прибауточек, не стесняясь порой перебираться в область откровенного балагана (другое дело, что у корейцев подобные переходы выполнены куда как более филигранно).

Представитель нового поколения Алтан целыми днями копается в телефоне; со стороны посмотреть – дурака валяет, но нет – вместе с приятелем он снимает вайны, причём довольно успешные. Попав на целый месяц в отдалённую от цивилизации северную тундру, на островок в море Лаптевых, где светло даже в полночь, он и здесь продолжает заниматься любимым делом (правда, только на втором часу экранного повествования) – предложив создать канал своему единственному живущему поблизости соседу. А всё для того, чтобы попытаться исполнить «несбыточную заветную мечту» старика Байбала – найти его дочь, без малого сорок лет назад признанную погибшей. И вот для того, чтобы максимально расширить круг поисков, новые друзья начинают снимать свои незатейливые видосики – то готовят оладьи, то утиный суп, то взлетают на самодельном самолёте (и вот тут фильм принимает уже метафорическое измерение)…
Киношное воплощение этого сюжета весьма непритязательное, но парадокс в том, что сам сюжет – работает, отчего начисто забываешь про какие-либо профессиональные недостатки. Тут и в помине нет никакой претензии на «высокое искусство» - а получается по-человечески, отчего не полюбить эту картину (пусть даже только на время просмотра), кажется, никак невозможно. Очень простым языком её авторы говорят о самом важном, приводя, например, такой банальный в своей простоте рецепт счастья: «Не надо ждать до смерти. Живи, как сердце подскажет».

Байбал прожил свою одинокую жизнь с мыслями о погибшей жене (сейчас он хочет быть похороненным возле её могилы) и с призрачной надеждой, что его трёхлетняя Надежда каким-то образом всё-таки выжила в том трагическом происшествии. Переживания Алтана тоже связаны с утратой - матери и бабушки. Не получая душевного отклика со стороны отца, он теряет с ним общий язык – и не находит себя в его новой семье. Развлекательный канал становится таким образом той терапией, что позволяет обратиться к родным в тех случаях, когда иначе поговорить с ними не получается.
(Продолжение следует)
Читайте также:
Финал «Евразии»: в Нур-Султане Москва взяла вверх над Каннами
«Женский вопрос» на кинофестивале «Евразия»
«Евразия»: в Казахстане умеют снимать и так, и этак
Дмитрий Дюжев на фестивале «Евразия» объявил о намерении создать актёрскую Систему
Кинофестиваль «Евразия»: встреча с членами жюри основного конкурса
Фоторепортаж с церемонии открытия XV кинофестиваля «Евразия» в Нур-Султане