«Женский вопрос» на кинофестивале «Евразия»

filmz

На кинофестивале «Евразия», что проходит сейчас в Нур-Султане, с неожиданной стороны затронут «женский вопрос». Авторы сразу трёх картин основного конкурса спрашивают как у героев, так и у зрителей: а действительно ли в 21-м веке некогда «слабый пол» добился давно желанного равноправия – и нет ли в связи с этим каких-либо побочных эффектов?..

Вот фильм «Алиса» (Великобритания – Франция – Австралия, реж. Жозефин Маккера), самый «простой» из этой троицы. Его героиня внезапно для себя узнаёт, что на их семье висит огромный долг, который в отсутствии регулярных платежей копится уже более года – и дошло до того, что у них со дня на день отнимут квартиру, в которую были вложены все средства молодой женщины. Муж, который только что так страстно демонстрировал свою неиссякаемую влюблённость, мгновенно пропадает – и Алиса вынуждена самостоятельно а) выяснять, что именно произошло, б) в срочном порядке решать проблему.

А дело в том, что все деньги романтик Франсуа потратил на баб, причём на элитных: девушки из эскорта, к которым он то и дело обращался, брали до двух тысяч евро за один только обед – и все четыре за ночь. Теперь его жене, уговорившей-таки банкиров дать ещё одну отсрочку, необходимо в кратчайший срок собрать значительную сумму – и она не придумывает ничего лучше, как самой податься в эскортницы.

И поначалу это лёгкая комедия в типично французском стиле, где секс – это просто секс и ничего более. Полезный совет от новой подруги – держать презерватив во рту («Мы его не видим, но он наготове»), уморительный первый опыт, облегчённое признание: «У меня ещё никогда в жизни не было столько свободного времени». При этом (и даже жаль, потому как актриса премиленькая) ничего особенного в кадре не показывают, тем самым лишь распаляя порочное воображение зрителей – но ни в коей мере не переходя грани дозволенного. Долгое время кажется, что это кино про то, как просто и даже весело быть девушкой с пониженной социальной ответственностью: «Считай себя медсестрой».

Всё меняется, когда вернувшийся (но не покрывший долги!) супруг узнаёт о случившейся рокировке – и просит так больше не делать. Оправдывая свои дорогостоящие слабости «жаждой жизни», Алису, вынужденную своим телом покрывать гигантскую растрату, он призывает «не продавать душу дьяволу». «Почему это иначе для меня?» - законно интересуется героиня, однако именно что закон в этом случае – точно не на её стороне. И когда Франсуа начинает грозить ей тем, что отберёт малолетнего сына, ситуация обостряется до предела, потому как для суда он – ну, не самый лучший муж, сходивший налево, тогда как она – буквальным образом падшая женщина, проститутка. Хотя она лишь пытается вернуть свои же деньги тем же самым, по сути, способом, при помощи которого они бесследно исчезли, общественность, которой позволительно решать её судьбу, явно будет на стороне «уважаемого» наглеца: «Предубеждения сильнее логики».

Сегодня, как и всегда – то, что может быть позволено мужику, никак не позволительно женщине.

Кадр из фильма «Алиса»

Совершенно в другой плоскости эту же мысль развивает уже нашумевшая в Берлине драма «Бог существует, её имя – Петруния» (Македония – Бельгия – Франция – Хорватия – Словения, реж. Теона Стругар Митевска).

Героине, чьё имя вынесено в название, 32 года, но она нигде не работала и фактически сидит на шее у родителей, так как куда же в наши-то времена пристроиться дипломированному историку? Возвращаясь с очередного собеседования, Петруния решает понаблюдать за местной забавой: несколько десятков брутального вида самцов собираются прыгать в зимнюю реку, чтобы достать крест, который туда в честь праздника бросит священник – такой вот обычай. Но случайно получается так, что только она видит, куда задевалась реликвия – и в пылу азарта, неожиданно для самой себя, Петруния прыгает в воду и побеждает.

Чем сразу вызывает нешуточный скандал: соревнование соревнованием, но оказывается, что церковные каноны разрешают нырять за крестом только мужчинам. То есть закона такого нет, но есть негласные нерушимые «правила» – в связи с чем наиболее активная в вопросах веры общественность начинает яростно возмущаться. И вот уже «архиепископ боится, что этот случай - осквернение священной традиции», и вот уже прокурор, прибывший в полицейский участок, где весь день вынуждена была провести героиня, грозит ей уголовном делом «за разжигание расовой, национальной и религиозной вражды»!..

Показательно при этом, как выглядят те самые «глубоко оскорблённые верующие» - бритоголовое озверевшее хамло, готовое смертным боем бить любого, кто встанет на их пути к Богу. Тысячелетиями мужчины были несоизмеримо «главнее» женщин – и даже в 21-м веке готовы скорее линчевать победительницу, нежели по-честному отдать ей победу. Но «что бы они делали, если бы Бог был женщиной?..»

Вердикт картины неутешителен: похоже, Македония застряла в средних веках – но только ли она?.. За другими примерами далеко ходить не надо, тем более что так ярко, ставя вопрос ребром, реагирует на телевизионную камеру некий прохожий, когда его просят высказаться по поводу инцидента: «А вас не волнует, что у власти воры и преступники?!» Действительно, когда у страны других проблем полно, так ли уж важно акцентироваться на гендерных и религиозных вопросах?.. Какая женщина, о чём вы?!.

Тем не менее, в рамках данной конкретной картины автор предпочитает сосредоточиться не на свержении не устраивающего кого-то государственного строя, а на «частной» (опять же, для кого-то) проблеме: имеет ли женщина право считаться равноценным мужчине человеком?

Кадр из фильма «Бог существует, её имя – Петруния»

Но если эти картины показывают, что даже сегодня женщины в сравнении с мужчинами в чём-то ущемлены, то «Королева сердец» (Дания – Швеция, реж. Май эль-Туки, фильм в мае был в российском прокате) напоминает и об их ответственности: если уж равноправие, то оно ведь имеет и оборотную сторону, не так ли?..

Густав – несовершеннолетний сын Петера, долгие годы живший вдали. Но вот он переезжает к нему в дом – и становится объектом пристального внимания со стороны Анны, второй супруги отца. Упустим томительный первый час, в котором очень медленно и очень постепенно что-то зарождается – и сразу перескочим на середину, где как-то ночью женщина средних лет в одном пеньюаре пробирается в комнату мальчишки. И вот – всё свершилось. И повторилось опять. И продолжалось ещё какое-то время…

Казалось бы: ну никто же не пострадал. Вот если бы была ситуация «отчим и девочка» – то да, там да, мы бы возмутились. А так – и дамочка довольна, и паренёк, что плохого-то?.. Разве не так работает наша мысль (что, кстати, нашло некогда отражение в одной из лучших и незабываемых серий «Южного парка»)?..

Но фильм (как и «Алиса») был бы банальной эротической мелодрамой, если бы не случившийся вдруг поворот: отдавшись похоти, Анна забыла научить Густава, как теперь с этой обжигающей тайной жить. И сперва их заметили, а потом он и сам проговорился. Как поступить после этого матери двух подрастающих близняшек? Лучшая защита – нападение, и она обвиняет юношу в оговоре: «Здоровый человек такого не выдумает», - одной только этой репликой подтверждая то, что и сама понимает: их отношения нормальными назвать всё-таки нельзя. «То, что случилось, незаконно, и ты это прекрасно знаешь», - напоминает Густав героине, работающей, что особенно важно, в юридической конторе преимущественно с жертвами насилия, в том числе и семейного. Но Анна решает идти до конца – ставя свой брак и свою деловую репутацию против слова мальчишки. Которому всего-то и надо – чтобы его не считали откровенным вруном, подло оболгавшим якобы ненавидимую им мачеху…

И теперь на случившееся между героями зритель смотрит совсем с другой стороны, понимая, что взрослая женщина, по сути, попользовалась пасынком, удовлетворив свои потребности – но не приняв во внимание его чувства, которые, выясняется, тоже можно ранить. Да, это не то насилие, когда жертва сопротивляется, но всё-таки насилие – если не над телом, которое осталось удовлетворено, то над душой, которая оказалась уязвима.

И если в первых двух случаях мы всецело на стороне героинь, принимая их «преступление» и отказываясь в чём-либо их обвинять, то здесь – особенно после финальной трагедии – мы требуем для согрешившей женщины наказания. Аналогичного тому, как если бы на её месте был мужчина.

Кадр из фильма «Королева сердец»

Разумеется, сейчас все три актрисы – Эмили Пипонье (она приехала, кстати, в Казахстан), Зорица Нушева и Трине Дюрхольм – главные претендентки на актёрский приз XV Международного кинофестиваля «Евразия».

Читайте также:

«Евразия»: в Казахстане умеют снимать и так, и этак

Дмитрий Дюжев на фестивале «Евразия» объявил о намерении создать актёрскую Систему

Кинофестиваль «Евразия»: встреча с членами жюри основного конкурса

Фоторепортаж с церемонии открытия XV кинофестиваля «Евразия» в Нур-Султане


Все новости