Возглавляет судейскую комиссию главного конкурса «Евразии» венгерский режиссёр Тамаш Тот, известный российскому зрителю первым делом по фильму «Дети чугунных богов», поставленному по сценарию Петра Луцыка и Алексея Саморядова. Рассказывая в двух словах о себе, он также отметил, что работает в сфере кино с самого детства и ещё в 70-х годах был основоположником Детской студии мультипликационного кино в Будапеште.
Отучившись во ВГИКе (родители работали в Москве дипломатами), Тот закончил его в 1990-м году, попав в число последних выпускников Советского Союза. «Нам сильно повезло», - полагает Тамаш, отмечая, что в ушедшей эпохе существовал ещё тот элемент, которого ему не хватает сегодня – диалог между творческими людьми. «Наш мир - всё более поверхностный», тогда как присущий режиссёру консерватизм позволяет ему оставаться «в поисках глубины и более философского подхода к искусству».
«Я настолько консервативный, что это уже считается авангардом», - не без иронии отметил председатель жюри, признавшись, что его взгляды на кино во многом совпадают со взглядами президента фестиваля Ермека Турсунова и предположив, что, быть может, это и послужило тому, что его пригласили в Казахстан. Но есть и другая причина: ведь Тамаш Тот учился во ВГИКе вместе с легендарной «казахской мастерской» Сергея Соловьёва, из которой выпорхнули такие мастера, как Серик Апрымов, Рашид Нугманов, Абай Карпыков, а также Талгат Теменов, который нынче входит в состав того самого жюри, что возглавляет его венгерский коллега.
«Поэтому на «Евразию» я приехал как домой», - говорит Тот, обещая «помочь друзьям в Казахстане больше рекламировать фестиваль и всячески распространять о нём информацию». Не прочь режиссёр поставить здесь и свой новый фильм – но эта задумка ещё нуждается в соответствующих переговорах.
Помимо упомянутого Теменова, компанию Тамашу Тоту составляют представительница китайской киноиндустрии Лю Же, российский актёр Кирилл Гребенщиков (не успевший прибыть в Нур-Султан к моменту встречи с журналистами) и француз Эрве Шнейд. Последнего вы вряд ли знаете по имени, но между тем его работы любимы и обожаемы миллионами: он монтировал «Европу», «Амели», «Долгую помолвку» и «Врага государства №1» - вплоть до «Императора Парижа», выходящего вскоре в российский прокат под видоизменённым названием «Видок: Охотник на призраков». Культовые ныне «Деликатесы» принесли ему «Сезара», а кроме того на его счету - связанный с нашей страной хит «Восток-Запад» и совсем уж наша и взявшая все возможные призы «Война Анны».
Как говорит сам Эрве, он – «очень счастливый человек», потому что когда фильм получает у зрителей хороший приём, это даёт ему возможность путешествовать с картиной по тем же фестивалям, узнавая мир и обрастая новыми знакомствами. Не менее рад он и тому, что дружен с великими режиссёрами уровня Жан-Пьера Жёне («Он далеко не посторонний человек в моей жизни»), которые к тому же, как правило, «замечательные и прекрасные люди (есть лишь несколько исключений)».
Отвечая на вопрос о своей профессии, прославленный режиссёр монтажа подчёркивает: «Это не просто техническая, а эмоциональная работа, которая зависит от сотрудничества с режиссёром фильма. Это погружение в детище режиссёра, в то, как он видит свою картину. Задача монтажёра - сделать финальный продукт на том же эмоциональном уровне, достучаться до людей с заложенными постановщиком мыслями и эмоциями». И главными качествами в этом затейливом ремесле должны быть терпение, любознательность и, безусловно, желание служить чужому замыслу.
Обещая смотреть конкурс «с открытым сердцем и беспристрастным взглядом», Шнейд говорит, что предпочитает судить о кино с чистого листа, не имея заранее никакого стереотипного о нём представления, «просто смотреть его, в него погружаясь». Коллеги с ним, разумеется, солидарны, а потому можно заранее предположить, что в эти дни им всем придётся непросто: в конкурсе «Евразии» соревнуются между собой хиты Каннского, Берлинского и Московского кинофестивалей: «Паразиты» и «Дылда», «Золотая перчатка» и «Бог существует, и имя ему Петруния», «Надо мною солнце не садится» и «Тренинг личностного роста».
Предвосхищая естественный вопрос, программный директор кинофестиваля Элеонора Граната говорит, что единственное правило «Евразии» – представление регионов Европы и Азии, в остальном же «фильмы выбирались в очень свободных критериях» и в отсутствии какой-либо цензуры. «Надеюсь, что эта селекция кинокартин даёт очень широкий спектр для ощущений и анализа», - заключает Элеонора, выражая надежду, что денежный приз, который достанется победителю, будет лишь «приятным дополнением» к общему впечатлению о фестивале.