В 2001-м году Майкл Бэй выпустил фильм «Пёрл-Харбор» - о двух лётчиках-друзьях (Бен Аффлек и Джош Хартнетт), в жизнь и дружбу которых вторгаются одна женщина (Кейт Бекинсейл) и почти сразу же – война: нападение японцев на Пёрл-Харбор 7-го декабря 1941-го года.
Это достаточно качественная американская военная не столько драма, сколько мелодрама. Режиссёр медленно накаляет обстановку: в первой трети фильма показана мирная жизнь двух друзей, затем один из них знакомится с девушкой и улетает воевать в Англию. Между тем японские лётчики готовятся к роковому вылету, пока разведка США лишь начинает что-то подозревать...
Сцена нападения японцев на Пёрл-Харбор также разогревается по нарастающей. Раннее утро: в бой пошла одна торпеда, затем другая. Взрывы, горы пламени и дыма, крики, беспомощность, страх. Битва длится долго и сопровождается грандиозными спецэффектами и невероятной музыкой Ханса Циммера. Лётчики героически рассекают небо и героически погибают, а на земле от выстрелов и взрывов не менее героически погибают медсёстры - зашивая раны, вкалывая обезболивающее, красной помадой рисуя пометки на лбах оголтелых от страшных ран солдат.
Подробно иллюстрируя те страшные события, сюжет периодически возвращается к трём главным героям: двум друзьям и их возлюбленной медсестре…
Подлая бомбардировка Пёрл-Харбор - одна из самых крупных трагедий за всю историю США, тогда погибло 2403 человека. Можно подумать, что написать сценарий и снять такой фильм – долг практически каждого американского кинематографиста-патриота. Но притом, что в ленте показано максимальное количество имевших место событий и раскрыта сама суть произошедшего, в ней всё же можно найти множество исторических неточностей, выдумок и ляпов.
Тем не менее занятный актёрский состав, невероятная, как уже было отмечено, музыка, мощная визуализация, умение сконцентрироваться не только на спецэффектах, но также на характерах и роли личности в истории – всё это позволяет проглотить трёхчасовой фильм на одном дыхании.
Это фильм о том, как Америку бомбили - и как Америка отомстила, нанеся ответный удар по Японии. Но не только: это ещё фильм о долге, о любви, о настоящей мужской дружбе. Всё это передано красиво и достаточно адекватно - однако без чрезмерного патриотизма и пафоса, разумеется, не обошлось. И слух уже русского патриота тут режет финальная фраза, апофеоз: «Америка победила». И вроде радуешься за героев - но неприятный привкус остаётся.
Читайте также:
Баллады о солдатах. Безумие, развернувшее войну
Этой весной своё сорокалетие отмечает один из самых неоднозначных фильмов о вьетнамской войне - «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы...
Баллады о солдатах. Город смерти, город цветов
Фильм Чжана Имоу «Цветы войны» (2011) снят по мотивам романа Янь Гэлин «13 цветов Нанкина» и основан на реальных событиях...
Баллады о солдатах. Вернуть матери последнего сына…
Через несколько лет после премьеры своего триумфального «Списка Шиндлера» Стивен Спилберг вновь вернулся к теме Второй мировой войны и поставил батальную драму с кровопролитными боями, разорванными частями тел, взрывами и военной техникой...
Баллады о солдатах. Машина смерти
«Собибор» Константина Хабенского (2018) – история мужественного сопротивления бездушной машине уничтожения...
Баллады о солдатах. Смерть на чужой земле
Фильм Рэндалла Уоллеса «Мы были солдатами» (2002) повествует о военной операции во Вьетнаме, которая затягивается и требует всё больших ресурсов...
Баллады о солдатах. Музыка Варшавы
«Пианист» Романа Поланского (2002) снят по автобиографии Владислава Шпильмана, одного из известнейших и талантливейших пианистов Польши 30-х годов XX века...
Баллады о солдатах. Другие японцы
В 2006-м году Клинт Иствуд представил миру непривычный взгляд на трагическую битву при Иводзиме, ставшую не только переломным моментом в ходе Тихоокеанской кампании США против Японии, но и столкновением культур и мировоззрений...
Баллады о солдатах. История одной фотографии
Клинт Иствуд снял сразу два фильма об одном сражении - которое показал с точки зрения каждой из сторон. «Письма с Иводзимы» рассказывают о поражении японцев в битве за остров, но при этом демонстрируют победу духа японского народа, его стойкость и героизм перед лицом неизбежной смерти. В то же время «Флаги наших отцов»...