Фильм Чжана Имоу «Цветы войны» (2011) снят по мотивам романа Янь Гэлин «13 цветов Нанкина» и основан на реальных событиях. В центре повествования - американский гробовщик (Кристиан Бэйл), который приезжает в католическую церковь китайского Нанкина, чтобы достойно похоронить священника. Джон оказывается единственным мужчиной среди юных учениц монастыря (если не считать мальчика-воспитанника) и проституток из соседнего борделя, прибежавших сюда в поисках убежища во время ожесточённых военных действий: город разрывается под натиском противника. Герою приходится выдать себя за пастора, чтобы попытаться спасти девочек и женщин от беспринципных и жестоких японских солдат.
В декабре 1937-го года во время второй Японо-китайской войны Японская императорская армия, ожесточённая неожиданно самоотверженной обороной Шанхая, вступила в столицу Китая тех лет - Нанкин. Массированное наступление на Нанкин обрекло мирных жителей на смерть: президент Чан Кайши сдал город, предоставив отдельным военным единицам продолжать сопротивление, а гражданским - выживать как могут. За несколько недель погибло около трёхсот тысяч человек. И не многим «повезло» быть просто убитым: японские солдаты предпочитали зверские способы казни - вешали, закапывали живьём, сжигали на огне, заживо расчленяли... Японские офицеры устраивали состязания: кто из них первым зарубит сотню человек. С особой жестокостью они убивали беременных женщин. Примерная цифра изнасилованных за шесть недель китаянок - десятки тысяч всех возрастов.
Кровавая и бесчеловечная история нанкинской резни – тема, болезненная для китайского кино; и в то же время – это пример национального героизма. Незадолго до Чжана Имоу свой фильм об этих событиях - «Город жизни и смерти» - снял режиссёр Чуань Лу.
Но при всех ужасах показываемого «Цветы войны» - невероятно красивый фильм: салюты камней, вызванные взрывами бомб, фейерверки кровавых капель, переливающиеся в лучах зимнего солнца пылинки... Он тонкий и до умопомрачения жёсткий, зрелищный и горький. Здесь всё перевернуто: и точёная красота в пыли и копоти погибающего Нанкина, и вдохновляющие грустные китайские напевы на фоне грохота взрывов и рокота стрельбы.
Балагур и забулдыга Джон берёт под крыло обитательниц монастыря, защищает их своей грудью от оголтелой японской солдатни, которая врывается в монастырь и начинает бегать за юными девочками, чтобы поразвлечься. Джон становится стеной для двух дюжин обречённых и перепуганных женщин.
Есть в картине и (казалось бы) «хороший японец»: полковник с тонкой душевной организацией. Он просит девочек простить его солдат, играет им на органе милую песенку и начинает периодически их навещать, чтобы послушать их ангельское пение. Но впоследствии именно он покажет себя во всей монструозной «красоте» и отдаст приказ отправить воспитанниц монастыря к солдатам, чтобы японская армия сделала с ними то же самое, что сделала и с десятками тысяч других нанкинских женщин. И тогда капризные и привыкшие к ярким нарядам китайские проститутки идут на самоотверженный подвиг, чтобы хоть что-то изменить в этом адском потоке бесперебойной жестокости...
Перед тем как приступить к съемкам, Чжан Имоу на протяжении трёх лет изучал историю «нанкинской резни» - и некоторые кадры в его фильме воссозданы по фотографиям тех лет. Стремление к визуальности, иллюстрации красоты ритуала и китайского шёлка резко контрастирует с горем и ужасом «изнасилованного» Нанкина, города «жизни и смерти». Режиссёр затянуто наслаждается солнечными бликами в радужных стёклах монастырского витража, в то время как всё это многоцветие падает на окровавленное лицо юной поруганной послушницы монастыря, а прекрасное лицо проститутки озаряет счастливая улыбка, пока её заталкивают в японский грузовик, отправляя на верную смерть…
Читайте также:
Баллады о солдатах. Безумие, развернувшее войну
Этой весной своё сорокалетие отмечает один из самых неоднозначных фильмов о вьетнамской войне - «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы...
Баллады о солдатах. Пафосная Жемчужная гавань
В 2001-м году Майкл Бэй выпустил фильм «Пёрл-Харбор» - о двух лётчиках-друзьях, в жизнь и дружбу которых вторгаются одна женщина и почти сразу же – война: нападение японцев на Пёрл-Харбор 7-го декабря 1941-го года...
Баллады о солдатах. Вернуть матери последнего сына…
Через несколько лет после премьеры своего триумфального «Списка Шиндлера» Стивен Спилберг вновь вернулся к теме Второй мировой войны и поставил батальную драму с кровопролитными боями, разорванными частями тел, взрывами и военной техникой...
Баллады о солдатах. Машина смерти
«Собибор» Константина Хабенского (2018) – история мужественного сопротивления бездушной машине уничтожения...
Баллады о солдатах. Смерть на чужой земле
Фильм Рэндалла Уоллеса «Мы были солдатами» (2002) повествует о военной операции во Вьетнаме, которая затягивается и требует всё больших ресурсов...
Баллады о солдатах. Музыка Варшавы
«Пианист» Романа Поланского (2002) снят по автобиографии Владислава Шпильмана, одного из известнейших и талантливейших пианистов Польши 30-х годов XX века...
Баллады о солдатах. Другие японцы
В 2006-м году Клинт Иствуд представил миру непривычный взгляд на трагическую битву при Иводзиме, ставшую не только переломным моментом в ходе Тихоокеанской кампании США против Японии, но и столкновением культур и мировоззрений...
Баллады о солдатах. История одной фотографии
Клинт Иствуд снял сразу два фильма об одном сражении - которое показал с точки зрения каждой из сторон. «Письма с Иводзимы» рассказывают о поражении японцев в битве за остров, но при этом демонстрируют победу духа японского народа, его стойкость и героизм перед лицом неизбежной смерти. В то же время «Флаги наших отцов»...