Явив миру своего идеального ксеноморфа, Ридли Скотт открыл эру новых фильмов о кровожадных инопланетянах. Хотя идея «Нечто» Джона Карпентера не нова, в его основе – повесть Джона В. Кэмпбелла-мл. «Кто идет?» (1938), уже адаптированная для кино в 1951 году (но там мало что осталось от литературного оригинала).
Невероятно атмосферный, мрачный, жесткий боевик 1982 года о группе спокойных американских полярников, сталкивающихся с инопланетным организмом, стремящимся заменить собой все человечество, до сих пор вызывает дрожь и неподдельное восхищение. Если в «Чужом» враг понятен и прекрасно отличим от союзника, инопланетный «вирус» у Карпентера незаметно заражает человека, заменяя его клетки своими - и на первый взгляд непонятно, кто из команды заражен, а кто все еще человек. Члены команды узнают о своем враге слишком поздно.
Монстры могут принимать точную форму любого сымитированного существа. Здесь реалистично оживают головы, раскрываются грудные клетки, из человеческого существа вырастает трехэтажный мутант с невообразимыми конечностями и звуками. Все модели проработаны вручную, блестяще и очень реалистично. А вот ремейк «Нечто» 2011 года в постановке Маттейса ван Хэйнингена-мл. создан уже с использованием компьютерной графики, из-за чего фильм затерялся в толпе других малоинтересных ужастиков.
Музыка Эннио Морриконе в фильме Карпентера проста, но добавляет мрачности и льда, которыми окутан весь фильм. Почти все герои здесь яркие и самобытные, со своими характерами и взглядами, они не бледнеют на фоне центрального персонажа в исполнении Курта Расселла. Как и в любом ужастике, инопланетянин всегда сильнее человека, но, в отличие от современных боевиков, герои здесь выживают не по воле случая, а только благодаря своему мужеству, разуму и умению объединиться.
«Факультет» Роберта Родригеса (1998) кажется подростковым и легким на фоне описанных выше творений, но тоже занимает свою нишу в киновселенной о космических монстрах. Простой американский колледж наполняют простые подростки – одиночки, лидеры, пижоны, кретины, наркоманы. Но самый любопытный из них – Кейси (Элайджа Вуд) вдруг делает открытие: все преподаватели … стали пришельцами.
Режиссер с успехом поддержал тему «Нечто» и снял фильм об инопланетянах, которые незаметно принимают облик людей. Но обертка - более молодежная и расслабленная: в «Нечто» все герои сплошь и рядом брутальные мужики, а здесь - уже не дети, но еще и не взрослые. Самое интересное: с пришельцами подростки борются при помощи наркотиков. И все, что нужно для успеха – это отыскать королеву, смерть которой избавит город от инопланетного засилья.
Фильм насыщен актуальной для 1997 года музыкой, атмосферой молодежного пофигизма, сарказмом и недобрыми приколами. Но даже подросткам, испытывающим друг к другу жгучую неприязнь, хватает мозгов объединиться перед лицом тотального вымирания. До этого не все взрослые могут дойти своим умом (особенно этого не хватает фильму «Чужой: Завет» с его тезисом «Я – командир, поэтому будем делать так, как я сказал»). Это качественный развлекательный молодежный хоррор без тяжелой смысловой нагрузки, который приятно иногда пересматривать.
Культовый фильм Пола Верховена «Звездный десант» (1997) снят по мотивам одноименного романа Роберта Хайлайна. В новом тысячелетии человечество сталкивается с неожиданным и новым врагом: полчища огромных, кровожадных и, самое страшное, разумных жуков с другой планеты угрожают уничтожить на Земле все живое.
Красивый фантастический боевик с продуманным сюжетом, достаточной долей драматизма, нешаблонным антагонистом, ярко выраженным почерком Верховена, зрелищными сражениями космического масштаба и качественными спецэффектами. Здесь жуки тоже не звериные ксеноморфы - это разумные существа со своей сложной организацией и развитой цивилизацией.
Пол Верховен словно откровенно насмехается над чувствительным патриотизмом Америки и показывает общество с оттенком тоталитаризма, но только в будущем. Вчерашние школьники встречаются с неожиданными вызовами и угрозами, поэтому сразу записываются в армию. Сопляки умирают с великим энтузиазмом, а гражданином может стать только военный.
Огромное количество оружия, арахнидов, оторванных человеческих конечностей, крови, но при этом на протяжении всего сурового экшена с элементами молодого героизма прослеживаются нотки лирики и иронии. Оторваться невозможно даже спустя двадцать лет.
«Звездный десант 2: Герой Федерации» (2004) Фила Типпетта едва ли имеет что-то общее с первым фильмом. Арахниды и форма пехоты – единственное, что объединяет два фильма. Новые жуки проникают в человеческий организм и захватывают его разум, чтобы добраться до верхов Федерации. Разумные жуки – интересная идея, но реализованная не той командой. Второй «Десант» совершенно невнятен, невыразителен, с посредственными спецэффектами и незапоминающимися героями. Это яркий пример того, насколько неумело можно воспользоваться легендарной вселенной - и провалиться.
Продолжение следует
Читайте также: