Ни дня без Бергмана: «Сарабанда» (2003)

filmz

«Сарабанда» - сорок четвёртый и последний игровой фильм Ингмара Бергмана, великого мастера, чьё столетие мы отмечаем в этом году. На этом наш проект «Ни дня без Бергмана» можно было бы считать завершённым, но нет: впереди нас, по всем правилам коллекционного издания, ждут ещё приятные бонусы!

«Сарабанда» (Saraband), Швеция - Италия - Германия - Финляндия - Дания - Австрия, 2003; реж. Ингмар Бергман, в ролях: Лив Ульман, Юлия Дуфвениус, Бёрье Альстедт, Эрланд Юзефсон.

Марианна приезжает к бывшему мужу «на минутку», но задерживается на неопределённое время. Подружившись с внучкой Юхана Карин, она узнаёт, что юная виолончелистка страдает от чрезмерной опеки со стороны своего отца Хенрика.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Сарабанда»

Формально «Сарабанда» считается запоздавшим, появившимся через тридцать лет продолжением «Сцен из супружеской жизни», однако в этом есть определённого рода лукавство, смахивающее на расчётливый маркетинговый ход. Понятно, что Бергману, снимающему накануне 85-летия теперь уж точно последний фильм, захотелось вновь поработать со своими любимыми артистами: с Эрландом Юзефсоном он дружил в общей сложности порядка семидесяти лет, а Лив Ульман родила ему дочку. Но можно понять и продюсеров, в сильно изменившемся за годы бергмановской режиссёрской карьеры мире вынужденных думать, как бы получше продать будущее кино. И очевидно, что «Новая работа Бергмана» - это одно, а «Продолжение легендарных "Сцен"» - совершенно другое: сериал 1973-го года был в Скандинавии (да и не только) настоящим хитом - и узнать, сошлись ли снова полюбившиеся герои, наверняка захотели бы многие.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Сарабанда»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Сарабанда»

И Бергман вроде бы начинает «правильно». В прологе Марианна обращается напрямую к зрителям, рассказывая, что они с бывшим супругом не общались уже много лет (по сути, те самые три десятилетия: то есть, шестая серия вовсе не запустила их близость на новую орбиту). Их дочери давно выросли и от родителей отдалились: Марта больна (она появится на пару кадров в финале), а Сара замужем в Австралии. Позднее героиня вновь слегка углубится в воспоминания, поведав новой знакомой, что её брак с Юханом длился шестнадцать лет, пока он не изменил; потом они сошлись, но он изменил снова - и тут уже она порвала окончательно. «Вы любили его?» - спросит Карин, и какое-то время ещё кажется, что именно ради ответа на этот вопрос автор и воскресил памятных нам героев...

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Сарабанда»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Сарабанда»

Но нет. История распавшейся семьи - не более чем рамка для рассказа совершенно иного толка. И в центре сюжета неожиданно оказываются потомки Юхана от его первого брака: шестидесятилетний сын, руководитель местного оркестра, и его дочь, которую он лично обучает искусству игры на виолончели. Анна, его жена и её мать, умерла два года назад, но по-прежнему незримо оказывает влияние на их отношения - которые, как может показаться, довольно противоречивы. То отец с дочерью яростно дерутся, то почему-то оказываются в одной постели, то пусть и ненадолго, но сливаются в страстном поцелуе... Имел ли автор в виду инцест или нет - каждый решит для себя сам по итогу просмотра.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Сарабанда»

Хенрик не только жаждет кончины никогда не любившего его Юхана, но и сам всё чаще задумывается о смерти - угрожая покончить с собой, если что-то пойдёт не по его воле. Карин и хочет, и не может оставить отца - как боится ему рассказать и о самом главном своём выборе: оказывается, ей вовсе не мила участь солистки, она готова довольствоваться скромной ролью рядового музыканта в обычном оркестре (но под управлением великого дирижёра)...

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Сарабанда»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Сарабанда»

Любопытен этот фильм (если отвлечься от того, что это последняя работа гения) несколькими моментами. В качестве структурно образующего приёма Бергман использует главки, в каждой из которых задействована только пара героев (на что даже не сразу обращаешь внимание). По ходу дела то тут, то там попадаются самоцитаты: вот Марианна стоит у стола, заваленного фотографиями - совсем как бабушка Фанни и Александра, вот она же на протяжении минуты отсчитает секунды - похожая сцена была в «Часе волка»; вновь появляется бумажное солнышко из тех же «Сцен» (мелькало оно и в предыдущей бергмановской ленте «В присутствии клоуна»). А сам Юхан, получивший миллионное состояние, живёт теперь в доме, некогда построенном дедом Ингмара Бергмана - его снимок узнает всякий, кто знаком с биографией мастера.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Сарабанда»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Сарабанда»

В финале картины режиссёр раздевает своих престарелых персонажей, словно бы говоря: мы вместе с ними обнажали наши души более полувека (от первой его ленты до последней - 57 лет!), более нам сказать и показать нечего. И хотя после этого следует ещё эпилог (и вроде как находится новая тема для разговора), ощущение остаётся: обнажённые герои Бергмана засыпают - и вместе с его фильмами навсегда отправляются в вечность.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Сарабанда»

См. также:

Ни дня без Бергмана: «В присутствии клоуна» (1997)

Ни дня без Бергмана: «Двое блаженных» (1986)

Ни дня без Бергмана: «После репетиции» (1983)

Ни дня без Бергмана: «Фанни и Александр. Хроника создания фильма» (1984)

Ни дня без Бергмана: «Фанни и Александр» (1982)

Ни дня без Бергмана: «Из жизни марионеток» (1980)

Ни дня без Бергмана: «Форё - документ 1979» (1979)

Ни дня без Бергмана: «Осенняя соната» (1978)

Ни дня без Бергмана: «Змеиное яйцо» (1977)

Ни дня без Бергмана: «Лицом к лицу» (1976)

Ни дня без Бергмана: «Волшебная флейта» (1975)

Ни дня без Бергмана: «Сцены из супружеской жизни» (1973)


Все новости