«Окно в Европу», часть 2: Разновидности любви

filmz

Выборгский кинофестиваль, наверное, единственный отечественный киносмотр, который в плане поднимаемых тем не стесняется идти в ногу со временем, поднимая актуальные темы, хотя без фильмов-долгостроев тут тоже не обходится.

«Беглецы», режиссер: Ара Оганесян

Криминальная комедия Ары Оганесяна («Держи удар, детка!») снималась в 2013 году и последние пять лет продюсеры не представляли, как сделать получившийся материал интересным зрителю. Нанимали сценаристов, переписывали диалоги, доснимали новые сцены, да все не впрок. Поп-певца Алекса (Константин Крюков) решает заказать киллерам его продюсер (первая за десять лет роль Анастасии фон Колманович). Заказ этот достается совестливому киллеру, который до сих пор ни разу никого не убивал, и с поставленной задачей «убрать» певца тоже не справился. В результате, киллер (Евгений Ткачук), Алекс и примкнувшая к ним поклонница таланта Алекса (Равшана Куркова).

С хорошим сценарием из этой истории вполне мог бы получиться неплохой фильм, но на одной концепции, к сожалению, далеко не уедешь. В результате, фильм слепили из того, что было, и представили это творение Франкенштейна публике. Стоит ли удивляться результату?

«Почти среда», режиссер: Елизавета Королёва

Эту ленту с бесцельным перемещением главной героини по летней Москве создатели, наверное, видели вольной интерпретацией «Алисы в стране чудес», в подтверждение этому в одном из эпизодов даже звучит фрагмент одноименного радиоспектакля с песнями Владимира Высоцкого, о том, что никто не видел никогда, как вторник становится средой. Под предлогом встречи с бывшим молодым человеком, героиня бальзаковского возраста отправляется сначала в Жулебино для короткого диалога с матерью, возвращается на Покровку, бродит по переулкам Хитровки, куда-то едет на такси по Тверской и Ленинградскому проспекту, вдруг оказывается на Ленинском, телепортируется в район Земляного вала и продолжает свои прогулки уже на территории Арт-плея. В процессе этого хаотичного движения она встречает разных людей, которые, по задумке авторов, должны продемонстрировать многообразие видов, населяющих столицу, а отчаявшись за весь день найти человека, с котором готова пройти путь до конца жизни, угоняет велосипед у подростка и стремится навстречу личной свободе мимо вывески «Аренда». Оправдать съемки подобной картины можно, разве что, средствами, которые за виды Москвы, выделяют в департаменте культуры города Москвы. Хочется надеяться, что хотя бы тут авторы фильма остались не внакладе.

«Жизнь раз», режиссер: Владимир Ракша

Владимир Ракша, сын режиссера Владимира Пасичника (постановщика фильма «Путь» с дзюдоистом Дмитрием Носовым), уже некоторое время творит в Лондоне и взирает на происходящее в России издалека и предпочитает любить свою родину на расстоянии. Он, кажется, чувствует себя, как героиня Ингеборги Дапкунайте, которая спустя годы возвращается в Россию из США, где стала успешным литератором. В городе, который она когда-то покинула, остались ее школьные подруги, которые, в отличие от нее, не смогли вырваться из болота быта, хотя, казалось бы, имели все шансы и подавали надежды. Встреча с прошлым несет ей разочарование, ведь вчерашние подруги или ненавидят ее за успех, или с радостью готовы этим успехом подпитаться, получая щедрые подарки от заокеанской миллионерши. Позиция автора понятна, но разделять ее почему-то не хочется.

Приносим извинения режиссеру Владимиру Ракше за неверно указанную ранее принадлежность к фильму «Путь»

«Фагот», режиссер: Борис Гуц

Полнометражная комедия, полностью снятая на iPhone и GoPro за четыре дня – это, пожалуй, то, чего так не хватало фестивалю с самого его открытия. Живая история о человеке, который решил расстаться с девушкой, придумал для этого самый нелепый аргумент и стал жертвой собственной глупости. Четыре актрисы в кадре, в том числе и Юлия Ауг в роли мамы, повествование от первого лица героя, которого мы до конца фильма так и не увидим. Удивительным образом, но прием, который работал в экшне у Ильи Наишуллера и фантастическом триллере Заура Болотаева и Ильи Куликова «Моими глазами», прекрасно работает и в комедии. Это живое кино, которое прекрасно удерживает внимание зрителя на всем протяжении, несмотря, а может и благодаря, всем сознательным ограничениям, которые для себя определил Борис Гуц.

«Амбивалентность», режиссер: Антон Бильжо

Еще до начала фестиваля главным фильмом программы многие называли фильм Антона Бильжо по сценарию участников мастерской Петра Фоменко Сергея Тарамаева и Любови Львовой «Амбивалентность». Пять лет назад здесь же в Выборге «Зимний путь» по их сценарию получил приз Гильдии киноведов и кинокритиков, а также награду за лучшее исполнение мужской роли Евгением Ткачуком. Следующий фильм творческого дуэта «Метаморфозис» был менее успешным, но это не стало поводом для авторов опускать руки.

В центре истории конфликт двух студентов кафедры психиатрии в исполнении Егора Морозова и Данилы Стеклова – между давними друзьями пробежала черная кошка после того, как один из них стал любовником матери второго. По краткому описанию сюжета фильм выглядит заурядной мелодрамой, если бы не одно обстоятельство – авторы заложили в историю мину, которая делает фильм триллером и приводит героев к трагическому финалу. Ведь амбивалентность одного из героев – любовь и ненависть к одному человеку одновременно – проявляется не столько в отношении матери, сколько к другу, который своим поступком разрушает некогда крепкую семью.

Кадр из фильма

Памятуя о проблемах, которые преследовали «Зимний путь» из-за гомосексуальной ориентации персонажа Алексея Франдетти, из «Амбивалентности» Антон Бильжо раскидал намеки на природу ревности героя Егора Морозова к любовнику своей матери, но сделал так, чтобы они лишь объясняли мотивацию персонажа, но никак не отражались на поступках героев. И это режиссерское решение не дает повода упрекнуть авторов фильма в пропаганде гомосексуализма.

Ожидания оправдались, на текущий момент «Амбивалентность» — самое яркое и цельное кино фестиваля, которое бы украсило собой любой международный киносмотр.


Все новости