Ни дня без Бергмана: «Око дьявола» (1960)

filmz

Двадцать второй фильм Ингмара Бергмана - ещё одна комедия про отношения, на сей раз с участием Сатаны и Дон Жуана. Кино необязательное, но по-своему примечательное.

«Око дьявола» (Djävulens öga), Швеция, 1960; реж. Ингмар Бергман, в ролях: Ярл Кулле, Стуре Лагервалль, Биби Андерссон, Нильс Поппе, Гертруд Фрид, Стиг Яррель, Рагнар Арведсон, Аксель Дюберг, Аллан Эдвалль, Кристина Адольфсон, Гуннар Бьёрнстранд.

У Сатаны неожиданно воспалился глаз, а если верить поговоркам, причиной тому - непорочность юной девы. 20-летней девственницей оказывается дочка викария Бритт-Мари, собирающаяся замуж за Йонаса, но не позволившая пока ничего лишнего. В аду решают, что если она вступит в брак незапятнанной, то последствия будет трудно предугадать - и посылают срочно исправлять ситуацию томящегося без женских ласк Дон Жуана.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Око дьявола»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Око дьявола»

Несмотря на то, что Ингмар Бергман уже прославленный режиссёр, чьи картины получают призы на фестивалях и прокатываются в других странах, продюсеры по-прежнему хотят от него «кассовых хитов» - то есть, вовсе не серьёзных драм, а лёгких комедий, причём непременно с сексуальным оттенком. Так между двумя отмеченными «Оскарами» картинами оказалась относительно беззаботная лента про чертей, пытающихся совратить невинные души.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Око дьявола»

Можно предположить, что подобный материал давался Бергману «одной левой» (тем более что в данном случае в основе лежала пьеса Улофа Банга), однако сам он признавался, что ничего хорошего в такого рода компромиссах вовсе не было. Сейчас «Око дьявола» выглядит «пустячком» даже на фоне других его «пустяков»: в меру забавным, но проходным фильмом.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Око дьявола»

Конечно, совсем уж халтурить Бергман себе не позволял - и здесь есть по-своему виртуозные сцены, демонстрирующие, например, сколь непринуждённо режиссёр с оператором обращаются с камерой и сколь ответственно относятся артисты к поставленной перед ними задаче. Анекдот анекдотом, но всё равно присутствуют и отношения, и характеры - то, что называется психологией: героев хочется понять, в них вполне можно поверить.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Око дьявола»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Око дьявола»

Среди прочего Бергман экранизирует классическую историю про Дон Жуана и статую командора, а также позволяет забавную самоцитату: викарию посреди ночи видится демон, которого благонравный священник хитростью запирает в шкафу. Шутка в том, что этого персонажа играет Нильс Поппе - до этого видевший саму Деву Марию в «Седьмой печати».

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Око дьявола»

Другая хохма картины доказывает, что нимб «великого автора» ещё не стянул Бергману голову: в финальной сцене обладающий отменным слухом чёрт пересказывает подслушанные им вздохи первой брачной ночи. От падения в бездну пошлости автора отделяет тут всего полшажка, но он, по счастью, умудряется сохранить пристойное равновесие.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Око дьявола»

Обратите, кстати, внимание на заглавные титры: Бергман, уже пришедший к выверенной строгости обязательного вступления, здесь выдерживает первые кадры в «старой» манере. А заодно возвращает фигуру рассказчика, призванную упростить повествование, максимально «разжевав» его для широкой публики.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Око дьявола»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Око дьявола»

Несмотря на то, что «Око дьявола» определённо не входит в число лучших работ режиссёра (в отличие от «Тюрьмы», где «дьявольская» тема раскрывается, напротив, на примере «порочной» молодой женщины), фильм всё-таки любопытен тем, как Бергман переплетает важные для него темы в комический узор одним лишь постулатом: «Брак - это основа ада». Так разговор о Семье и Боге принимает новое, непривычное для мастера измерение - и ад, как можно понять, в конечном итоге одерживает пусть незначительную, но всё-таки победу.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Око дьявола»

См. также:

Ни дня без Бергмана: «Девичий источник» (1960)

Ни дня без Бергмана: «Лицо» (1958)

Ни дня без Бергмана: «На пороге жизни» (1958)

Ни дня без Бергмана: «Седьмая печать» (1957)

Ни дня без Бергмана: «Улыбки летней ночи» (1955)

Ни дня без Бергмана: «Урок любви» (1954)

Ни дня без Бергмана: «Женщины ждут» (1952)

Ни дня без Бергмана: «Тюрьма» (1949)


Все новости