«Око дьявола» (Djävulens öga), Швеция, 1960; реж. Ингмар Бергман, в ролях: Ярл Кулле, Стуре Лагервалль, Биби Андерссон, Нильс Поппе, Гертруд Фрид, Стиг Яррель, Рагнар Арведсон, Аксель Дюберг, Аллан Эдвалль, Кристина Адольфсон, Гуннар Бьёрнстранд.
У Сатаны неожиданно воспалился глаз, а если верить поговоркам, причиной тому - непорочность юной девы. 20-летней девственницей оказывается дочка викария Бритт-Мари, собирающаяся замуж за Йонаса, но не позволившая пока ничего лишнего. В аду решают, что если она вступит в брак незапятнанной, то последствия будет трудно предугадать - и посылают срочно исправлять ситуацию томящегося без женских ласк Дон Жуана.
Несмотря на то, что Ингмар Бергман уже прославленный режиссёр, чьи картины получают призы на фестивалях и прокатываются в других странах, продюсеры по-прежнему хотят от него «кассовых хитов» - то есть, вовсе не серьёзных драм, а лёгких комедий, причём непременно с сексуальным оттенком. Так между двумя отмеченными «Оскарами» картинами оказалась относительно беззаботная лента про чертей, пытающихся совратить невинные души.
Можно предположить, что подобный материал давался Бергману «одной левой» (тем более что в данном случае в основе лежала пьеса Улофа Банга), однако сам он признавался, что ничего хорошего в такого рода компромиссах вовсе не было. Сейчас «Око дьявола» выглядит «пустячком» даже на фоне других его «пустяков»: в меру забавным, но проходным фильмом.
Конечно, совсем уж халтурить Бергман себе не позволял - и здесь есть по-своему виртуозные сцены, демонстрирующие, например, сколь непринуждённо режиссёр с оператором обращаются с камерой и сколь ответственно относятся артисты к поставленной перед ними задаче. Анекдот анекдотом, но всё равно присутствуют и отношения, и характеры - то, что называется психологией: героев хочется понять, в них вполне можно поверить.
Среди прочего Бергман экранизирует классическую историю про Дон Жуана и статую командора, а также позволяет забавную самоцитату: викарию посреди ночи видится демон, которого благонравный священник хитростью запирает в шкафу. Шутка в том, что этого персонажа играет Нильс Поппе - до этого видевший саму Деву Марию в «Седьмой печати».
Другая хохма картины доказывает, что нимб «великого автора» ещё не стянул Бергману голову: в финальной сцене обладающий отменным слухом чёрт пересказывает подслушанные им вздохи первой брачной ночи. От падения в бездну пошлости автора отделяет тут всего полшажка, но он, по счастью, умудряется сохранить пристойное равновесие.
Обратите, кстати, внимание на заглавные титры: Бергман, уже пришедший к выверенной строгости обязательного вступления, здесь выдерживает первые кадры в «старой» манере. А заодно возвращает фигуру рассказчика, призванную упростить повествование, максимально «разжевав» его для широкой публики.
Несмотря на то, что «Око дьявола» определённо не входит в число лучших работ режиссёра (в отличие от «Тюрьмы», где «дьявольская» тема раскрывается, напротив, на примере «порочной» молодой женщины), фильм всё-таки любопытен тем, как Бергман переплетает важные для него темы в комический узор одним лишь постулатом: «Брак - это основа ада». Так разговор о Семье и Боге принимает новое, непривычное для мастера измерение - и ад, как можно понять, в конечном итоге одерживает пусть незначительную, но всё-таки победу.
См. также:
Ни дня без Бергмана: «Девичий источник» (1960)
Ни дня без Бергмана: «Лицо» (1958)
Ни дня без Бергмана: «На пороге жизни» (1958)
Ни дня без Бергмана: «Седьмая печать» (1957)
Ни дня без Бергмана: «Улыбки летней ночи» (1955)
Ни дня без Бергмана: «Урок любви» (1954)