Ни дня без Бергмана: «Седьмая печать» (1957)

filmz

У Бергмана и ранее были определённые удачи, но семнадцатый его фильм - безусловный мировой шедевр. И к тому же - наиболее часто цитируемая его работа: мотив игры в шахматы со Смертью стал в результате одним из самых узнаваемых в поп-культуре.

«Седьмая печать» (Det Sjunde Inseglet), Швеция, 1957; реж. Ингмар Бергман, в ролях: Макс фон Сюдов, Гуннар Бьёрнстранд, Нильс Поппе, Биби Андерсон, Бенгт Экерут, Эрик Страндмарк, Инга Гилль, Оке Фриделль, Гуннель Линдблум, Бертиль Андерберг, Мод Ханссон, Инга Ландгре.

В середине четырнадцатого столетия после десяти лет, проведённых в крестовом походе, на охваченную чумой родину возвращаются рыцарь Антониус Блок и его оруженосец Йонс. По пути к рыцарскому замку они встречают актёров, которые едут в Эльсинор на престольный праздник, кузнеца, разыскивающего сбежавшую с одним из них жену, бывшего семинариста, ныне обирающего покойников, «ведьму», которую ведут на костёр… Но самая главная встреча происходит в самом начале, ещё на морском берегу: там к рыцарю приходит сама Смерть - но он предлагает ей поиграть в шахматы...

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Седьмая печать»

Писать о «Седьмой печати» непросто, потому что это не просто семнадцатый фильм Ингмара Бергмана, но первый, имеющий статус безусловного мирового шедевра. Как мы могли уже увидеть, до этого у молодого автора (ему ещё нет сорока!) были разного рода удачи: «Тюрьма», например, или «Лето с Моникой»; но «Седьмая печать» - это кино из разряда Великих. Если его нет в топе лучших лент всех времён и народов - вероятно, что-то не так с этим топом. Если вы решите (по какой-то своей причуде) посмотреть у Бергмана не более трёх картин, я обязательно рекомендовал бы начинать именно с этой.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Седьмая печать»

Здесь органично переплелись многие темы, давно (на самом деле - всегда) интересовавшие мастера, и в первую очередь - вопросы богоискательства и отношения к смерти. Не возьмусь сейчас трактовать ни само название, ни полную цитату из Откровения Иоанна Богослова, но очевидно, что религиозными мотивами пропитано всё произведение. Ведь снятие седьмой печати - о котором говорится как в библейском эпиграфе к фильму, так и финальной сцене - сопровождается воцаряющимся безмолвием, которое символизирует приближение царства Христова и тем самым - начало вечного покоя...

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Седьмая печать»

Церковный художник показывает оруженосцу «Пляску смерти» (что отразится рифмой в последних - и легендарных! - кадрах). Приговорённую к костру девушку обвиняют в том, что она принесла чуму, так как состояла в плотской связи с дьяволом (что и вызывает интерес рыцаря). Весёлое уличное представление прерывается страшным в своей выразительности крестным ходом, едва ли не каждый участник которого находит моральное удовлетворение в яростном самобичевании...

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Седьмая печать»

Рыцарь жаждет обрести некое Знание, но Бог не слышит его и молчит - а потому Антониус и проклинает его, и вновь, раз за разом, пытается до него достучаться (а не до него, так до дьявола: быть может, тот что-то знает о Боге). «А ты всё не перестанешь задавать вопросы», - пеняет ему Смерть, обернувшаяся монахом (до этого она уже принимала у него исповедь под видом священника). «Не перестану. Никогда», - пылко отвечает Блок. «Только ответов по-прежнему нет»; их не было тогда, не появились они и сегодня.

«Моё тело боится, но сам я нет», - уверяет рыцарь, предлагая Смерти сражение на шахматном поле не столько для того, чтобы отсрочить неминуемое, сколько для того, чтобы самому осознать смысл проживаемой жизни - и в эту отсрочку совершить хотя бы один по-настоящему осознанный поступок.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Седьмая печать»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Седьмая печать»

Этим поступком оказывается спасение семьи бродячих артистов. У милого Юфа иногда бывают волшебные видения (мы знакомимся с ним, когда он видит Деву Марию, которая учит ходить маленького Иисуса). Его очаровательная жена Миа угощает рыцаря лукошком земляники с молоком. Их годовалый малыш ещё не гадает, не ведает, что ждёт его впереди в этом неприветливом мире. Для них смерть - это только тот «череп», что можно напялить для увеселения друзей или публики, маска - всего лишь одна из многих.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Седьмая печать»

Якобы случайно смахнув фигуры с доски, Антониус Блок ненадолго отвлекает свою опасную соперницу - и тем самым даёт своим друзьям-попутчикам возможность ускользнуть незамеченными. Конечно, вряд ли это можно назвать метафорой во славу вечно живого Театра (тем более что под другим актёром Смерть всё-таки спилила перед этим дерево), но тем не менее: в этой истории выживают представители именно сценического искусства. Эту мысль Бергман разовьёт позднее и в других своих важных картинах.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Седьмая печать»

Словно бы ненароком ставит автор фильма и такой вопрос: а достойна ли выживания неблагодарная публика - тот «серый» народ, что окружает героев, обсуждая на постоялом дворе досужие слухи («Говорят, вчера одна женщина родила телячью голову») и не без удовольствия принимаясь издеваться над загнанным в угол артистом?.. Может, и хорошо, что «чума расползается по нашей земле», может, люди и правда заслужили насланной на них кары?.. Велика ли вероятность того, что тут нашли отражение сокровенные размышления Ингмара Бергмана, к тому времени не пользовавшегося ещё расположением широкого зрителя?..

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Седьмая печать»

Однако «Седьмая печать», отмеченная одной из главных наград Каннского кинофестиваля (Призом жюри, который тогда считался вторым по значению), вывела, наконец-то, плодовитого шведа в число действительно первостепенных режиссёров момента. И благодаря своему вмиг узнаваемому визуальному ряду (оператор Гуннар Фишер – один из постоянных сподвижников мэтра) стала, пожалуй, самым цитируемым его произведением - вплоть до того, что в «Последнем киногерое» Смерть отвлекается от шахмат и неспешно приближается к ... Арнольду Шварценеггеру (интересно, известна ли реакция на это самого Бергмана?..).

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Седьмая печать»

Но главное, что и сегодня, спустя шестидесят лет после премьеры, фильм производит всё такое же мощное, а иногда даже оглушительное впечатление. Потому что годы идут, а люди в сути своей не меняются: какими они были в четырнадцатом веке, какими были в середине двадцатого - такими остаются и сейчас, несмотря на все новомодные технологии. Среди нас есть и рыцари, и подлецы, жертвы и герои, кривляки-шуты и большие актёры; никому из нас не хочется встречаться со смертью - но у кого-то достанет мужества посмотреть ей прямо в лицо и предложить партию в шахматы.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Седьмая печать»

См. также:

Ни дня без Бергмана: «Улыбки летней ночи» (1955)

Ни дня без Бергмана: «Вечер шутов» (1953)

Ни дня без Бергмана: «Лето с Моникой» (1953)

Ни дня без Бергмана: «Летняя игра» (1951)

Ни дня без Бергмана: «Тюрьма» (1949)


Все новости