Рецензия на книгу Марка Фроста «Твин-Пикс: Последнее досье»

filmz

Не стоит ждать от «Последнего досье» Марка Фроста слишком многого, но некоторые загадки третьего сезона сериала «Твин Пикс» этот том всё-таки разъясняет. Даже про восьмую серию тут кое-что есть.

Что-то не так - то ли со мной, то ли с этим местом, я точно не знаю, да мне уже и всё равно.

Несмотря на то, что третий сезон «Твин Пикса» будоражил наши умы уже как год назад, интерес к этой долгоиграющей теме никуда не исчез: одни гадают, снимет ли Дэвид Линч ещё и четвёртую часть, другие пытаются пока разгадать хотя бы часть тех ребусов, что легли в основу продолжения культового сериала.

Известно, что многие авторы отказываются объяснять свои произведения, мотивируя это тем, что «всё уже сказали», непосредственно работая над предметом обсуждения. Марк Фрост, вторая половинка тандема, создавшего легендарную сагу, к числу таковых определённо не принадлежит - и в своих книгах даёт ответы на некоторые мучающие нас вопросы. Впрочем, эти его подсказки зачастую таковы, что лишь ещё больше заморачивают тех, кто их жаждет, не столько объясняя, сколько запутывая, не столько разгоняя облака, сколько напуская дополнительного тумана.

Такова была «Тайная история Твин-Пикс», вышедшая в преддверии третьего сезона как напоминание о том, что уже некогда было; таково и его «Последнее досье», появившееся уже сейчас в виде заметок по поводу этой «раздробленной сказки», произошедшей в «краю непуганных лохов».

Пишу - и сама понимаю, как безумно всё это звучит, но в нашем расследовании, шеф, нам встретились и вещи более безумные, так что я продолжу.

Разворот книги Марка Фроста «Твин-Пикс: Последнее досье»

Однако второй том, к сожалению, заметно проигрывает первому. «Тайная история» была совершенно не про сериал, а про то, что вокруг - но всё равно было интересно, книга по-настоящему интриговала. Там не было принципиальных «разгадок», но имеющегося хватало, чтобы хотя бы двигаться в правильном (заданном авторами) направлении. Сейчас ничего этого практически нет, отчего «Твин-Пикс: Последнее досье» выглядит обескураживающей пустышкой, рассчитанной ну разве что на самых преданных фанатов. На тех, кому действительно интересно узнать, как развивались жизни некоторых персонажей - действовавших как в начале девяностых, так и спустя четверть века.

Весь рассказ - а это чуть больше ста страниц, если не брать в расчёт вставные пустые полосы, призванные зрительно увеличить объём издания, - построен как служебная записка оперативного агента группы «Голубая роза» Тамары Престон (в сериале её играет певица Криста Белл), которая осталась в Твин Пикс «замять последствия случившегося {...} и устранить, как выражается Альберт, "колоссальный многомерный бардак"». Направляя свой отчёт заместителю директора ФБР Гордону Коулу, она сразу отмечает: «По вашему совету в ходе моего расследования я изучила "каждую кроличью нору и каждую яблоню", чтобы отыскать ответы», - и далее по порядку отчитывается о том, что разузнала.

Как вы наверняка уже поняли, шеф, моё расследование по большей части состоит из вопросов «Ну и о чём это всё говорит?»

Кадр из третьего сезона сериала «Твин Пикс»

В итоге в этих записках раскрывается как предыстория героев по отношению к самой первой серии сериала (например, подробности о том, как Шелли связалась с Лео Джонсоном), так и их судьбы за те 25 лет, что разделяют сезоны. И тут можно просто двигаться по списку.

Донна Хэйворд подалась в модели, и в 90-е годы её карьера «складывалась успешно», благодаря чему «Донна с головой окунулась в роскошную жизнь» - но лишь на какое-то время: уже «к сорока годам у Донны не было уверенности в завтрашнем дне».

После взрыва в банке Одри Хорн «пролежала в коме три с половиной недели», а «спустя два месяца после выписки из больницы Одри обнаружила, что беременна» (и имеются подозрения, кто отец ребёнка). «Получив диплом, Одри открыла в Твин-Пикс салон красоты и парикмахерскую и весьма преуспела в своем начинании».

Джеймс Харли в своих странствиях был беспечен и не замечал даже самых «тревожных звоночков» («предупредительный знак размером с Техас»), однако перешагнув тридцатилетний порог, успокоился: «керуаковская "романтика дорог" выветрилась у него из головы» - и он вернулся в родной городок.

Но что с Энни Блэкберн - и почему сыгравшая её Хизер Грэм не появилась в третьем сезоне?.. Оказывается, тут всё очень печально: выбравшись из Чёрного вигвама, Энни безнадежно застряла в частной психиатрической лечебнице...

Каждый год в тот самый день, когда её обнаружили в лесу, ровно в 8:38 утра Энни без подсказок, напоминаний или принуждения извне произносит в пустоту одну и ту же фразу: «Со мной всё в порядке».

Фрагмент из книги Марка Фроста «Твин-Пикс: Последнее досье»

Рассказывая же о судьбе очаровывающей мужчин Ланы Баддинг Милфорд (которая всё-таки заняла пост «мисс Твин-Пикс» после случившегося с победительницей), Фрост не без удовольствия шутит:

Карабкаясь по вертикали плутократии, Лана одно время встречалась с печально известным обитателем одноименного небоскреба на пятой авеню... {...} Лана быстро рассталась с этим типом - его обуревали многочисленные финансовые проблемы, банкротства, судебные разбирательства и прочие неприятности. {...} Ха! Ну, вы знаете, как потом сложилась его карьера.

Если кто не заметил подвоха сразу, то в этом ему поможет автор примечаний, разглядевший в этом (и надо полагать, небезосновательно) «намёк на Дональда Трампа, 45-го президента США».

Также нам становится известно, что у Альберта Розенфилда «коллекция джаза насчитывает тысячи пластинок», а доктор Лоуренс Джакоби девяносто процентов прибыли от продажи своих золотых лопат «анонимно жертвует на всевозможные благотворительные цели». На свадьбу Эда Харли и Нормы Дженнингс возле памятника Бревну «пришли все друзья - практически половина города», а на похоронах Дамы с поленом, Маргарет Коулсон, «присутствовали все жители города».

Кадр из третьего сезона сериала «Твин Пикс»

Но куда важнее и интереснее оказывается последняя треть книги, хотя бы немного приближающая нас к загадкам непосредственно третьего сезона. Правда, сокрушаясь, что «множество таинственных улик и невероятных историй, включенных Бриггсом в досье, складываются в головоломку, разгадывать которую мы будем еще долгие годы» (напомню, что именно он был одним из составителем вышеупомянутой «Тайной истории»), агент Престон так и не даёт толкового ответа на вопрос, «где именно "скрывался" или "пребывал в спячке" майор Бриггс в течение двадцати пяти лет».

Есть ли у нас сомнения, что всё это произошло на самом деле? Всё это трудно оспаривать, когда по большей части мы сами и были свидетелями случившегося.

Но мы всё-таки узнаём, что за нью-йоркским экспериментом со стеклянным кубом действительно стоял – «через цепочку подставных лиц» - Двойник (которого мы также знаем как Доппельгангера Купера, что звучит, согласитесь, и загадочнее, и красивее). Рассуждая о природе этого Двойника, Престон упоминает мадам Елену Петровну Блаватскую и, среди прочего, приходит к любопытнейшему выводу:

Судя по всему, за двадцать пять лет на свободе Двойник умудрился не только создать международный криминальный синдикат, превосходящий по размаху любой известный нам картель или криминальную организацию, но и успешно управлять им. {...} ...По предварительным и весьма скромным оценкам доходы главы этой криминальной организации исчисляются в миллиардах долларов.

Кадр из третьего сезона сериала «Твин Пикс»

Самый же жирный свой восклицательный знак Марк Фрост приберёг для финальных страниц - и будь это разговор о кино, то это был бы даже не нежелательный спойлер, а попросту запрещённое раскрытие концовки. Но у нас - иной случай, поэтому позволим хотя бы тезисно обозначить две важнейшие темы:

- в сохранившейся на страницах старых газет истории Твин Пикс Лора Палмер ...

Внимание! Спойлервовсе не умерла (!!!) - а только пропала без вести
;

- мать Лоры, Сара Джудит Новак Палмер, и была

Внимание! Спойлертой девочкой, что потеряла сознание в ходе самой странной из всех радиотрансляций от 6-го августа 1956-го года
(уверен, по итогам великой восьмой серии далеко не все это поняли).

Тут мой разум, привыкший к строго научным рассуждениям, начинает испытывать серьёзный когнитивный диссонанс.

Кадр из третьего сезона сериала «Твин Пикс»

Стоит ли всё это того, чтобы брать и читать эту книгу?.. Даже не знаю. С одной стороны, значимость сериала столь велика, что любой его спин-офф, даже литературный, волей-неволей вызывает интерес и приковывает к себе внимание. С другой, «Последнее досье» очевидным образом не самый великий из художественных памятников, а к тому же ещё и не самый информативный. Многого вы отсюда не узнаете, а то, что узнаете, вряд ли хоть сколько-нибудь облегчит вашу жизнь, и без того полную вопросов, не имеющих однозначных ответов.

Поэтому тут каждый решает сам за себя, так ли велика его любовь к Твин Пиксу, что её хватит ещё и на эту книгу. В какой-то мере, про это говорит и сам автор:

Мне известно, что оперативная группа «Голубая роза» занимается такими расследованиями, от одного упоминания о которых у обычных граждан - и даже у самых знаменитых нейрофизиков - волосы не то что встанут дыбом, а самопроизвольно вспыхнут ясным пламенем,

- словно бы намекая: а вам это точно надо?..

Обложка книги Марка Фроста «Твин-Пикс: Последнее досье»

Читайте также:

Цитаты - не то, чем они кажутся: «Тайная история Твин-Пикс» Марка Фроста

«Твин Пикс»: Избранные цитаты из воспоминаний Дейла Купера

«Твин Пикс»: Избранные цитаты из тайного дневника Лоры Палмер

Ещё одна книга про «Твин Пикс»: плохая, но не без своих жемчужин


Все новости