Звездные Войны. Хроника событий

Глава первая, в которой будет рассказано про то, с чего все началось
Глава вторая, из которой внимательный читатель узнает старые и познакомится с новыми лицами
Глава третья, в которой Лукас проиграет дело о порнографии, но получит нечто большее
Глава четвертая, которая расскажет про где и как все происходило на самом деле
Глава пятая о том, как Лукас совершил очередную революцию


Культ "Звездных войн" родился в 1977 году, когда на экраны вышел четвертый эпизод космической саги о живших в стародавние времена на дальних планетах рыцарях Джедай. В те годы только рассказавший эту историю Джордж Лукас верил в существование Дарта Вейдера, могущественной Империи и последователей Силы Рыцарей Джедай. С выходом первого фильма на экраны кинотеатров в эту легенду поверили все.


Давным-давно в одной далекой-предалекой галактике...

Сага начиналась с середины

А сначала в "Звездные войны" не верил никто. Киностудии отказывались вкладывать деньги в проект, состоящий из девяти историй о космических путешествиях. Где это видано, чтобы зритель ходил в кинотеатры на просмотр историй о космических приключениях и битве Добра и Зла! Джорджу Лукасу пришлось уступить. Он предложил снимать космическую сагу не с самого начала, а с четвертого эпизода. То есть почти с середины.

Первый вариант сценария "Новой надежды" был написан еще в 1973 году и сильно отличался от того, что мы можем видеть сегодня в "Звездных войнах". История под названием "Приключения Старкиллера" рассказывала о пареньке из 33 века, ставшего генералом некоей принцессы повстанцев и сильно напоминал "Дюну". Это и стало первой проблемой на пути реализации проекта. Съемки экранизации книги Френка Херберта уже отменили годом раньше, и не было никакой гарантии, что студия примет иное решение относительно нового фильма. Сценарий пришлось переработать.


Классический момент из фильма "Империя наносит ответный удар". На фото: R2-D2, C3PO, Люк Скайвокер и принцесса Лейя Органа

В варианте сюжета, появившемся годом позже, уже появился мальчик по имени Энакен Старкиллер, чей отец был учителем Рыцарей последователей Силы. Название Джедай тоже появилось не сразу. За год до съемок первого фильма Джордж Лукас отправился в Японию. Там он услышал выражение <жидаи геки>. Так по-японски звучит название <мыльной оперы> о временах самураев <Эпоха драмы>. Выражение так понравилось Лукасу, что он назвал рыцарей Джедаями. Собственно, японская культуры имела непосредственное отношение и к созданию светлого образа Оби-Ван Кеноби. Этот герой был списан с самурая из японского фильма "Kakushi toride no san akunin" (1958).

Кинокомпания 20-th Century FOX, которая согласилась на авантюру Джорджа Лукаса, в 1977 году была на грани разорения. На успех фильма "Звездные войны", (его второе название "Эпизод IV. Новая надежда" появилось позже, в 1980 году), никто особенно не рассчитывал. Убытки студии были таковы, что даже пленка, использованная во время съемок картины, была заложена в счет неуплаченных налогов. Выход же ленты на экраны не только спас компанию от разорения, но и возвел в ранг наиболее престижных кинокомпаний в мире. Сегодня в десятке самых кассовых фильмов Голливуда находится три из четырех эпизодов "Звездных войн". Суммарные кассовые сборы уже вышедших на экраны частей эпопеи только на территории США составляют 1 миллиард 491 миллион долларов. А в общемировом прокате эта сумма еще более впечатляет - 2 миллиарда 687 миллионов долларов. И это не считая проданных видеокассет, DVD и атрибутики "Звездных войн". Бюджет же первой картины составил чуть больше 11,5 миллионов долларов.


Классический момент из фильма "Новая надежда". На фото: Энтони Эдвардс, Алек Гинесс и Марк Хэмилл

После выхода на экраны шестого эпизода саги "Возвращение Джедая" Джордж Лукас сделал небольшой перерыв. Потребовали усилий другие проекты. К тому же стремительно ушедшие вперед технологии не давали покоя режиссеру. Сперва для трех уже вышедших на экраны эпизодов потребовалось создание совершенного звучания. Разработанная компанией ILM технология записи звука THX (названная так вовсе не по аналогии с первым полнометражным фильмом Джорджа Лукаса "THX-1138" (1970), а по имени Тома Холмана, разработавшего эту систему) должна была стать альтернативой появившейся в то же время Dolby Stereo. По мнению Лукаса, качество звука в системе Dolby не выдерживало никакой критики. Новая разработка позволяла получать одинаково высокое качество звучания фильма, как в кинотеатре, так и при просмотре на домашнем видеомагнитофоне, к которому подключена соответствующая звуковая система. Джордж Лукас, в расчете на развитие своей технологии, уже записывал звук в фильмах, выходящих на студии LucasFilm, в новом формате. Позднее, в ходе работы над обновленной версией "Star Wars. Special Edition", он не только обновил некоторые спецэффекты, то и заново записал звук, уже в формате THX. К сожалению, надеждам Джорджа Лукаса на всеобщий переход кинотеатров на новую технологию не суждено было сбыться.

В этом, кстати, кроется причина того, что до 2001 года ни один фильм, снятый на студии , не был выпущен на DVD, ибо стандарт этой системы предусматривает воспроизведение звука с помощью процессора конкурирующей Dolby.

После окончания работ над обновленной версией первой трилогии <Звездных войн> в 1997 году Джордж Лукас взялся за постановку новой картины, вышедшей на экраны под названием <Эпизод I. Скрытая угроза>. Повторный выпуск на экраны кинотеатров всех фильмов трилогии доказал, что интерес к Рыцарям Джедай еще жив и способен приносить немалый доход. Поскольку каждая история имеет начало, к нему и было решено вернуться.

продолжение следует...


Новая история потребовала новых лиц. Возвращение на экран никого из актеров, сыгравших людей в фильме 20-летней давности, было невозможно.


Глава 2. Герои и лица.

Речь конечно не идет об экзотических существах C-3PO, R2-D2 и Магистра Йоды. Звездная троица Энтони Дэниэлс, Кенни Бейкер и Френк Оз, как в старые добрые времена, сыграли в "Эпизоде I", но уже в "Атаке Клонов" только Энтони Дэниэлс (робот C-3PO) снимается во всех сценах сам. В некоторых эпизодах других актеров подменяли компьютерные эффекты. Проблема состояла в том, что в новом фильме от них требовалась подвижность, которую не могли обеспечить своим героям реальные актеры.

Кенни Бейкер и Энтони Эдвардс в гриме

Тем не менее, Джордж Лукас во время съемок в Италии одной из "дворцовых сцен" сказал: "Переход кино в цифровую эру - нормальный процесс и роль актеров в новой среде будет такой же, как она была во времена немых фильмов. Правда, иногда возникает вопрос: не вымрет ли актерство как вид искусства с появлением более компьютерных персонажей... Задающие его, забывают, что нельзя просто создать визуальное подобие человека и заставить его играть, как бы Вы не старались. Актеры требуются, чтобы его озвучить, актеры требуются, чтобы его анимировать, актеры требуются, чтобы создать характер. По моему мнению, цифровые технологии - благо для них, которое предоставит больший объем работы большему числу актеров, а не заменит их".

Высокую честь сыграть молодого Оби-Ван Кеноби досталась шотландскому актеру Эвану Макгрегору. В первых трех фильмах эту роль исполнял Алек Гинесс. В ходе работы над "Эпизодом II" пришло трагическое известие о кончине этого великого актера.

Эван Макгрегор в роли Оби-Ван Кеноби

Досье: Эван Макгрегор. Родился 31 марта 1971 года в городе Криф в Шотландии. В 16 лет покинул родной город и бросил Моррисонскую Академию, и вопреки воле родителей пошел работать театр "Перт Репертори" (Perth Repertory), потому сменил несколько театральных вузов, прежде чем попал на съемочную площадку телевизионного сериала "След губной помады на воротничке". Там его заметил режиссер Дэнни Бойл и пригласил сниматься в "Неглубокую могилу", а позже и в ставший культовым фильм "На игле". Творческий союз с Дэни Бойлом распался, когда в фильм "Пляж" вместо Макгрегора был приглашен Леонардо Дикаприо. С тех пор Эван не общался Дэни Бойлом. В компании с друзьями Джудом Ло, Джонни Ли Миллером, Шоном Пертви и Сэди Фростом он основал студию независимого кино "Natural Nylon". Женат, двое детей.

Натали Потрман в роли Сенатора Амидалы

На роль королевы Падме Амидалы матери Люка Скайвокера и Леи Органы, была выбрана молодая актриса Натали Портман. У нее уже был опыт работы в фантастическом фильме ("Марс Атакует!". реж. Тим Бертон), где она сыграла дочь Президента США. Но в "Звездных Войнах" роль была гораздо более важной. Оттого, как будет представлена Королева Амидала, зависело восприятие зрителями всей новой трилогии.

Досье: Натали Портман. Родилась 9 июня 1981 года в Иерусалиме. Она была единственным ребенком в семье врача и художницы. Натали была еще совсем юной, когда вся семья переехала из Израиля в Вашингтон. Прежде, чем обосноваться в Нью-Йорке, семья сменила еще не один город. Возможно, тот факт, что Нью-Йорк сал последним городом в череде переездов, был знак судьбы. В одной из городских пиццерий ее увидел агент. Он предложил заняться модельным бизнесом, но Натали предпочла актерскую карьеру и не ошиблась. Несколько незначительных ролей в телевизионных постановках в итоге привели юную Натали к мощному дебюту в картине Люка Бессона "Леон", где ее партнерами по съемочной площадке стали Жан Рено и Гари Олдман. Ей предстояло сыграть еще в нескольких фильмах, прежде чем Джордж Лукас пригласил ее участвовать в постановке картины "Звездные Войны. Эпизод I. Скрытая угроза".

Эти актеры появились еще в "Скрытой угрозе". Там же появился связующая нить всей истории "Звездных Войн" - юный моделист-конструктор Энакен Скайвокер - мальчик, наделенный Силой. Тогда произошла и первая встреча с будущей матерью его детей - сенатором Падме Амидалой. Но между событиями первого и второго эпизода прошло десять лет. Снимать в роли Энакина юного Джейка Ллойда, сыгравшего Энакина в "Скрытой угрозе", не требовалось. Нужно было найти новое лицо. Отбор был долгим. Кандидатов на роль было более четырехсот. В числе прочих в списке можно было найти Леонардо Дикаприо и Джонатана Джексона.

Хаден Кристенсен в роли Энакена Скайвокера

Слух о том, что Хайден Кристенсен приглашен на вечеринку к Джорджу Лукасу, устроенную по случаю начала работы над "Эпизодом II", прошел за несколько дней до официального объявления актера исполнителем главной роли. К этому моменту журналисты и поклонники киноэпопеи были уже подготовлены во всеоружии. Об актере успели собрать максимум информации, благо ее было совсем немного.

Досье: Хайден Кристенсен. Родился 19 апреля 1981 года в Ванкувере. С тринадцати лет юный канадский актер снимался в нескольких телевизионный сериалах, сыграл эпизодическую роль у Софии Копполы в картине "Девственницы-самоубийцы" вместе с Джеймсом Вудсом и Джошом Хартнеттом. Но приглашение на роль Энакина Скайвокера он получил только после двух ролей в сериалах канала FOX-TV, "Пойманные в Пурпурном Тумане" и "Грубый помол".

Сюжет картины держался в строжайшем секрете. И все-таки компании "LucasFilm" не удалось избежать утечки информации. В интернете появилась информация о существовании украденной версии сценария "Эпизода II". С большой неохотой представители киностудии подтвердили факт пропажи одного экземпляра и предупредили журналистов и владельцев сайтов, посвященных кино, об ответственности, которая наступит в случае публикации информации, охраняемой законом об Авторском Праве. С Джорджем Лукасом решили не спорить. Никто не решался опубликовать даже краткого содержания картины, хотя владелец сайта Ain't a Cool News заявил о поступившем ему предложении выкупить похищенный сценарий за круглую сумму.

Не дремала и желтая пресса. В октябре 2000 года на страницах таблоидов появилась информация об искре, проскочившей между исполнителями главных ролей в "Атаке Клонов" Натали Портман и Хайденом Кристенсеном. По слухам после изматывающей 16-часовой съемки в австралийской глубинке 19-летние актеры не могли расстаться. Официальные представители актеров, как водится, все отрицали.

[продолжение следует...]

Глава 3. Автора!

Вокруг "Атаки клонов" (на тот момент еще не имевшей официального названия и проходившей во всех новостях, как "Эпизод II") поднялась волна слухов. Наиболее распространенным слухом было название картины - "Расцвет Империи". Более того, один из юных фанатов опубликовал в интернете ролик, смонтированный из фрагментов фильмов разных времен, в которых были изображены актеры, чье участие было заявлено в "Эпизоде II". К сценам были дорисованы некоторые детали - лазерные мечи и двойные солнца. В частности, в смонтированном двухминутном фильме присутствовали кадры из фильмов: В другом месте (Anywhere But Here) (Натали Портман), Дракула Брема Стокера (Гари Олдман), Храброе сердце (Braveheart), Мрачный город (Dark City), Дюна (Dune), Елизавета (Elizabeth), Имерия наносит ответный удар (Empire Strikes Back), Английский пациент (The English Patient), "Эпизод I. Скрытая угроза" (Episode I), Пятый Элемент (The Fifth Element), кадры из сериала "Грубый помол" (Хайден Кристенсен), Айвенго (Кристофер Ли), Последний из Могикан, Пророчество 2 (Кристофер Уокен), Возвращение Джедая, Сфера (Sphere) (Самуэль Джексон), Стигмата (Гебриэл Бирн) и "Странные гости" (The Tommyknockers) (Джимми Смитс). К моменту появления первого варианта ролика, где в роли Энакена Скайвокера был представлен Леонардо Дикарприо, съемки фильма еще не начинались.

По словам представителей "LucasFilm", самому Джорджу Лукасу этот ролик очень понравился. Единственным условием, которое было поставлено перед создателем этого клипа - его свободное, сиречь "бесплатное", распространение. В противном случае автору творения могло быть предъявлено обвинение в нарушении авторских прав.

В пылу борьбы за торговую марку "Звездные Войны" Джордж Лукас в минувшем июле буквально "раздавил" производителя медицинских инструментов, которые назвали новое лазерное устройство "Световой саблей".

Тем не менее, одно дело о нарушении авторских прав Джордж Лукас все-таки проиграл. В октябре 2001 года Джордж Лукас подал в суд на Media Market Group, создателя порнографического мультфильма "Star Ballz", с требованием запретить распространение в интернете продукции компании, как порочащей имя торговой марки "Звездные войны". В этой мультипликационной ленте, снятой в стиле "анимэ", создатели от души повеселились не только над "Звездными Войнами", но и над многими прочими столпами киноиндустрии. В частности, Дарт Вейдер носит маску Микки-Мауса.

Решение суда было таково: "Фильм "Звездные войны" так широко известен, поэтому вероятность того, что зрители смогут воспринимать "Звездные яйца" продолжением "Звездных войн" очень мала".

Сам Джордж Лукас так не считает. "Мы решительно не согласны с решением суда", - заявлял прессе представитель "LucasFilm" Лин Хоул. - "Это порнографический мультфильм использует образы "Звездных войн", являющихся интеллектуальной собственностью. Мы настоятельно требуем, чтобы было пресечено распространение пародии порнографического содержания, когда оно ущемляет чьи-либо интеллектуальные права".

[продолжение следует...]


Первую попытку использовать цифровую камеру для съемок фильма Джордж Лукас осуществил еще в "Скрытой Угрозе". Два эпизода картины были полностью сняты с использованием технологии High Definition (HD).


Глава 4. Съемки и интерьеры.

Лукас был очень доволен качеством изображения, полученного с помощью цифровой камеры. После выхода фильма на экраны он шутил, предлагая зрителям догадаться, какие именно сцены картины были сняты без использования 35-миллиметровой пленки.

Преимущество использования новой технологии было очевидно. Благодаря HD процесс съемок значительно упрощался. Если съемки проходили в студии, декорации можно было разбирать сразу после команды "Снято!". В традиционном процессе отснятый материал просматривается только на следующий день. Цифровая же технология сразу давала представление о том, как будет смотреться на экране та или иная сцена.

Вопрос с декорациями в "Звездных Войнах" отнюдь не праздный. Несмотря на то, что многие сцены снимаются на фоне монохромного экрана, для большинства сцен требуется создание сложных интерьеров. Если для "Эпизода I" подобных сооружений было 54, то в "Атаке Клонов" декораторам пришлось соорудить 68 различных конструкций.

Одной из наиболее сложных декораций, как это ни странно, было воссоздание в мельчайших деталях интерьера фермы Оуэна Ларса и Беру Уайтсан на Татуине, местечке, где воспитывался юный Люк Скайвокер. Эти интерьеры уже однажды создавались для съемок "Новой надежды" и монтировались в Тунисе в 1976 году. От современных декораторов потребовалось немало усилий, чтобы воссоздать ферму на съемочной площадке в Австралии не только во всех деталях, но и добиться ощущения "человеческого духа", которая по задумке режиссера должна была обеспечить причастность зрителя к происходящему на экране.

После работы над первым фильмом остались технические рисунки, фотографии и кадры из фильма, на которых была запечатлена ферма на Татуине, но того, что можно было реально использовать, было очень мало. Пожалуй, лишь несколько кадров из фильма "Новая надежда" действительно послужили основой для воссоздания интерьера.

Некоторые сцены "Атаки Клонов", также как и "Призрачной угрозы" снимались в королевском дворце в Касерте (Италия). Причину выбора именно этого места для съемок Джордж Лукас объяснял так: "У них было очень развитое общество с богатой культурой, которую мы создали по итальянскому образцу. Это - дворец королевы, но королевы официально избранной".

Использование существующих строений в некоторых случаях помогало существенно сократить затраты на производство фильма. Многим памятны проблемы, которые возникли из-за высокого роста Лиама Нисона, сыгравшего Квай-Гона. Все созданные для "Эпизода I" декорации были сделаны до уровня голов актеров. Когда же на площадке появился Нисон, выяснилось, что перестройка декораций обойдется студии в дополнительные 150 тысяч долларов.

окончание следует...


Цифровые технологии использовались в кино исключительно на стадии создания спецэффектов и обработки звуковых эффектов, но о том, чтобы делать кинофильм с использованием исключительно подобной технологии, речи быть не могло. Но Джордж Лукас был непреклонен.


Глава 5. "Эпизод II". Снимается кино

Появление цифровой камеры стало для Джорджа Лукаса настоящим открытием. Еще в 1995 году он поделился с продюсером "Эпизода II" Риком МакКалумом о своей идее задействовать подобное техническое новшество на съемках новой картины, съемки которой были запланированы на конец 2000 года.

Идея была неплохой, но возникало множество вопросов. Прежде всего, насколько будет высоким качество изображения и сможет ли оно сравниться с используемой в производстве кинофильмов 35-миллиметровой пленкой. В то время цифровые технологии использовались в кино исключительно на стадии создания спецэффектов и обработки звуковых эффектов, но о том, чтобы делать кинофильм с использованием исключительно цифровых технологий, речи быть не могло. Но Джордж Лукас был непреклонен.

За консультациями было решено обратиться в компанию SONY, разрабатывавшую технологию High Definition, но и там сперва покачали головой. Внедрение новой технологии сильно сдвигало график разработок. После двух дней консультаций было принято решение: SONY берется за разработку не только цифровой кинокамеры, которая позволит снимать фильмы, но и оборудования, необходимого для последующей обработки изображения. К делу подключились и производители цифрового оборудования для кинозалов.

Качество изображения материала, отснятого на цифровую камеру и продемонстрированного в кинозале, оборудованном цифровым кинопроектором и новой системой звука, поражало. Джордж Лукас был готов пойти на то, чтобы разрешить демонстрацию "Эпизода II" исключительно в кинотеатрах, оборудованных новыми системами. Впечатление от просмотра кинофильмов в подобном зале не могло сравниться ни с чем. Владельцы сетей кинотеатров в США, приглашенные на демонстрацию возможностей нового оборудования, заверяли, что до выхода нового фильма большинство кинотеатров будут переоборудованы по последнему слову техники, многие зрители смогут увидеть фильм таким, как задумывалось режиссером.

Увы, этим обещаниям не суждено было сбыться. Переоборудование залов - дело дорогостоящее. За два года обеспечить всю страну достаточным числом кинотеатров нового поколения оказалось совершенно невозможно. Вероятно, на то не было и большого желания. Так или иначе, возможности увидеть фильм в кинозале с цифровым проекционным оборудованием, увы, представится нескоро. Возможно, где-то такие кинозалы появятся к 2005 году, когда ожидается появление на экранах последнего запланированного эпизода "Звездных войн". Будем ждать.

Действительно, "Эпизод III" вероятнее всего станет последним в этой космической саге. Задуманные изначально девять фильмов снять удастся навряд ли. К тому же сам Джордж Лукас заявил, что третей трилогии ждать не стоит. Есть и другие проекты. Нельзя на всю жизнь оставаться в том самом "Давным-давно, в одной далекой-предалекой галактике"…

"Давным-давно, в одной далекой-предалекой галактике... Сенатор Амидала, бывшая Королева Набу, возвращается в Космический сенат, чтобы обсудить вопрос формирования Армии Республики, способной выступать в поддержку терпящих поражение Джедаев…" (из пролога фильма "Звездные Войны. Эпизод II. Атака клонов").


Все новости