Правила питчинга: студии ищут Героя

filmz

На днях московская киношкола «Свободное кино» - в преддверии своего очередного сценарного курса - провела открытую встречу под названием «Редакторский разбор логлайнов и заявок». Её краткий конспект пригодится тем, кто сам задумывается или уже работает над созданием кино- и телесценариев.

Встреча была задумана как условный питчинг, в ходе которого выступления участников подвергались тщательному разбору мастерами будущего курса: редактором кинокомпании «СТВ» Анной Андрушевич и редактором кинокомпании «Нон-Стоп Продакшн» Никитой Ватулиным; свои замечания вставлял и художественный руководитель студии «Свободное кино», продюсер и режиссёр Дмитрий Куповых. Вот тезисы сказанного ими в ходе вечера - то, что касается как питчинга, так и заявок.

- На питчинге не надо читать - надо рассказывать, иначе испортится впечатление. И не стоит ничего говорить «просто так»: только по делу. В кино очень важно быть настойчивым и смелым.

- В заявке и на питчинге не нужно пересказывать сюжет, не надо удивлять набором событий. Студиям интересны истории про людей, и главное - показать героя: какой он. Важно краткими формулировками описать его отношение к возникающей ситуации, донести его характер.

- Сценарий, как и дом, не построить без человека. Необходимо оживить историю и дать ей хозяина. Свой замысел вам необходимо преподнести через человека. Фокусируясь на герое, вы «подтягиваете» и свой описываемый мир.

- Герой / событие / сомнение / от сомнения - к решению. Так рождается сопереживание. При этом обязательно следует показать: кто главный герой? почему перед героем стоит такая проблема? кто ему противостоит? почему его противники против него? Мы следим за тем, какой путь проходит герой.

- Надо выделять главное, а это можно сделать только через персонажа. Все хождения героя в заявке рассказывать не надо, только самые важные: те, которые меняют его жизнь. За пассивным героем наблюдать не так интересно. Надо увидеть превращение героя - если он меняется. Рассказать, как и почему он таким становится.

- В конкурентной среде преимущество - оригинальный характер. Нужен герой с индивидуальностью. Надо уже на старте показать: чем он отличается от других?

- Не беда, если чем-то похожая история уже была рассказана в других фильмах. Вы создаёте Персонаж. Если герой оригинальный, фильм всё равно будет отличаться от других сорока историй на эту тему. Оригинальность истории определяется характером героя. За ним интересно смотреть: как он меняется, как решает этические проблемы.

- Важные события - те, где меняется герой. Сны, флешбэки, разговоры сами по себе - недейственны. Ошибка - когда герой принимает решение, потому что он что-то вспомнил или увидел во сне. Должна быть ситуация сложного этического выбора: между «сложно» и «совсем ужасно». Пример: нейрохирург, спешащий на операцию, и барыга, едущий на крупную сделку, - кто из них остановится, чтобы спасти детей из горящего автобуса?

- У героя должна быть чёткая цель: что он хочет сделать. Мотивации всегда надо проговаривать. И лучше хотя бы кратко ответить на это уже в заявке, закладывая в описание героя. Важно правильно расставлять акценты.

- У многих авторов чувствуется желание побыстрее отделаться в заявке от героев - и побыстрее перейти к описанию событий. Одна из причин тому: герои - это самое сложное и самое мучительное для создания.

- Если заявлена профессия героя, она должна использоваться. Не придумывайте род занятий героя просто так. Это должно сработать в истории, как и его социальное происхождение. Иначе - зачем? Ничего лишнего.

- Отношения с окружающими (Петя любит Машу, но никогда в этом не признается) - это уже характеристика героя. Лучше входить в характер героя через ситуацию (особенно в комедии). Сам по себе герой со своим сложным характером и запустит события. Почти по Аристотелю: характер рождает конфликт, конфликт рождает путь решения, путь решения показывает жанр.

- Молодые авторы уходят от конфликта вместо того, чтобы его наращивать. Не бойтесь сталкивать в остром, ярком конфликте своих героев, именно этого от вас и ждут. Это не кино, если не разрешается конфликт.

- Финал - то, к чему приходит герой - определяет авторское высказывание. В финале по отношению к герою следует задать по меньшей мере два вопроса: в чём его победа? в чём его перспектива?

Дмитрий Куповых, Анна Андрушевич, Никита Ватулин и участница питчинга

- Под свой придуманный мир нужно подвести причинно-следственную связь. Постарайтесь критично думать о том, как описываемые вами события происходили бы в реальности. Можно многое допустить, но логика реальности (особенно, если действие именно в реальности и происходит) важнее киношных допущений.

- Если вы в заявке обозначаете жанр, то он должен быть в заявке же и оправдан. Нужно самому знать ответы на все вопросы. Важно чётко сформулировать высказывание, идею. Идея даст вам концовку.

- Сегодня в заявках много антиутопий, это тренд. Хорроры востребованы и интересны.

- Прелесть короткометражек - можно экспериментировать с жанрами. В полном метре это сделать сложнее.

- Восемь серий - это формат драматического сериала. Ситком - от 16-24 серий с возможностью растянуть их до ста. Учтите, что ситком - это командная работа.

- Для сериала особенно важно понимать развитие отношений и конфликтов между героями. Если в заявке этого нет, это надо дополнить.

- Как было недавно объявлено, «Нон-Стоп Продакшн» ждёт заявки в жанре научно-фантастического или супергеройского кино, диапазон - от «Интерстеллара» до «Мстителей». Дедлайн - 1-е сентября.

- «СТВ» ищет не столько заявки, сколько авторов. Хотя и интересные истории самых разных жанров. У студии в избытке авторских проектов, поэтому предпочтение - жанру (но жанру на стыке, всё равно с уклоном в авторство).

- Все письма читаются. Идей немало, но есть проблема в их реализации. Редакторы могут заметить автора, даже если им не нужна его конкретная заявка. Поэтому всегда стоит посылать свои работы.

- Не хватает хорошо, внятно рассказанной жанровой истории, не скопированной с Запада. «Недорогая» в реализации история сама по себе - не критерий.

- Студии ищут героя - интересного и современного. Это, по сути, то единственное, что может предложить дебютант: если у продюсера уже есть свой проект, то он, естественно, скорее позовёт на него уже состоявшегося профессионала. Единственный способ прийти в профессию - рассказать о том, что вы знаете, кого знаете. Всегда нужны люди, которые рассказывают о людях.

- И ещё раз, в завершении: герой - он король, он всё диктует.

См. также:

Встреча с Робертом Макки: «Я стремлюсь учить людей тому, что действительно вечно»

Разбор фильма «Silver Linings Playbook»: мастер-класс Пола Брауна

«Харэ себя стесняться»: мастер-класс сценариста Николая Куликова


Все новости