40 ММКФ: конкурсная программа, часть 2

filmz

В конкурсе ММКФ - шестнадцать картин. Про первые восемь рассказано раньше, здесь - обзор второй половины конкурсной программы.

«С пеной у рта», Латвия - Литва - Польша, реж. Янис Нордс

Яна, врач-физиотерапевт в спортивной школе, принимает ухаживания 17-летнего Роберта, пловца из двенадцатого класса. За поцелуями они врезаются на машине в кабана, после чего Янин муж, одноногий Дидзис, начинает что-то подозревать. Любовный треугольник усиливается бегством из клетки агрессивно настроенных бойцовых собак - которые начинают терроризировать как округу, так и главных героев...

Кадр из фильма «С пеной у рта»

Возможно, с собаками они зря: это всё-таки лобовое решение. Человек человеку волк, но когда дело доходит всё же до настоящей опасности - то, быть может, и брат. Однако на них, на собаках, всё напряжение и держится: не переживать же всерьёз за юного широкоплечего Роберта, познающего плоть, влюбившись в замужнюю бабёнку?.. Впрочем, и с ним есть моменты (а вдруг чего учудит), и мать у него - представительница христианской общины (а вдруг она что скажет), только вот фильм упускает многие из представленных возможностей, выбирая пусть не самые простые, но всё же и не самые интересные пути для сюжетного развития.

Тем не менее, это приличный фильм - типично приличный фильм для Московского конкурса.

«Ночной бог», Казахстан, реж. Адильхан Ержанов

В некий «вымирающий город», застывший «в ожидании Апокалипсиса» («Я целую вечность не видел солнца», «Я уже запутался, кто против кого тут воюет», «подлое время», «красный уровень опасности») прибывает некий человек с 15-летней дочерью; некогда он работал здесь бухгалтером. Некие люди говорят ему идти на центральную телестудию и записаться в массовку; там для участия в телеигре с вопросами на общую эрудицию на него нацепляют «бомбу», которая должна «взорваться» (краской и конфетти) в случае его неправильного ответа. Тут ведущий замечает, что бомба, кажется, настоящая.

Кадр из фильма «Ночной бог»

Медитативно-абстрактная постапокалиптическая антиутопия, такой Герман-младший (на старшего тут не тянет, хотя понятно, что автор тянется), снимающий «Бегущего по лезвию». Протяжные сложносочинённые планы (салют, например, тут виден в открытом люке безразмерного автобуса). Беспрестанные многозначительные образы (фреска с Богоматерью за обвалившейся штукатуркой, в кувшинах песок вместо воды). И множество вдумчиво-глубоких фраз, обращённых одновременно в пустоту, к себе и к вечности: «Ты ничто в этой жизни без денег», «Я просто иду, чтоб мы думали, что идём», «Я верю, что есть что-то хорошее», «Даже в аду есть свет. Иначе никак», «Мир вокруг - это диковинные рисунки, накарябанные каким-то мальчиком, забившимся в тёмном углу». И, конечно, не меньше вопросов, не ждущих и не предполагающих ответов: «Что у меня есть против этой тьмы?», «Почему я кричу, а никто вокруг не слышит? Почему мы привыкли к этому?», «Куда мне идти? Что я ищу?..»

Кадр из фильма «Ночной бог»

Смотреть всё это два часа непросто, выдержат, наверное, не все, но в контексте фестиваля это, конечно, весьма крупная работа - весомое или нет, но художественное высказывание, попытка привести героя и зрителей к свойственному любой, наверное, антиутопии идее: можно и нужно «противостоять, пока есть мысль, пока есть воля». Это неидеальный, но всё-таки значимый фильм: очень важно, что его автор нам хочет что-то сказать - и надо дать ему возможность быть услышанным.

«Царь-птица», Россия, реж. Эдуард Новиков

Якутия, 1930-е годы. Где-то в глуши живут дед да баба, прикидывают, как бы им зиму вдвоём протянуть - но есть корова-трёхлетка на убой да зайцы в лесу, должно хватить. Но беспокоит их визит незваного гостя: прилетевшего к дому грозного орла. Не проклятие ли это за какие-то грехи? Не умаслить ли его дарами, не принести ли ему жертву?..

Кадр из фильма «Царь-птица»

Очень простая и весьма выразительная лента: два героя, орёл, зима. И это даже не притча (такое определение было бы банальным) - просто история про одну пережитую зиму. Конечно, с соблюдением якутской экзотики: жена просит «покормить огонь», шаман говорит принести в жертву чёрного бычка (за разорённое в детстве гнездо); заготовка дров, охота (Никифор - лучший охотник). Став постепенно другом, орёл в благодарность приносит сперва лису, затем соболя. Ловит бегущего зайца, дед улыбается: «Тёплое мясо для него - как оладьи для нас».

Разнообразие вносят пару раз появляющиеся красноармейцы в будёновках (как можно понять, в Якутии война белых с красными затянулась). Они сообщают об идущей борьбе с туберкулёзом, о нынешнем равноправии женщин, о том, что стали комсомольцами («Союз молодёжи для борьбы с отсталостью прежней жизни»), передают приказ отделить коровник от жилища. С ними связан и финал картины, дающий простор для неизменно актуальных трактовок.

Кадр из фильма «Царь-птица»

На пресс-конференции сказали, что бюджет картины - всего три миллиона рублей. Учитесь, господа кинематографисты.

См. также:

40 ММКФ: документальное кино

40 ММКФ: конкурсная программа, часть 1

40 ММКФ: фильмы внеконкурсных программ, часть I

Большой гид по программам сорокового Московского кинофестиваля


Все новости