40 ММКФ: документальное кино

filmz

Документальные программы Московского кинофестиваля - включающие конкурс неигрового кино - интересны не меньше игровых и в той же мере заслуживают зрительского внимания.

«Генезис 2.0.», Швейцария - Россия - Китай - Республика Корея - США, реж. Кристиан Фрай, Максим Арбугаев

Охотники за бивнями мамонтов находят на Новосибирских островах целую тушу - причём самую лучшую за всю историю по сохранности мягких тканей. Это даёт учёным надежду на клонирование первобытного зверя - и якутский специалист отправляется к зарубежным коллегам, на постоянной основе занимающимся как клонированием, так и оцифровкой жизни.

В фильме чередуются эпизоды из двух разных миров. С одной стороны - суровый якутский Крайний Север (их снял наш режиссёр-оператор), где охотники за бивнями живут в хлипких палатках и с риском для жизни пересекают Северный Ледовитый океан на резиновых шлюпках, зарабатывая за сезон всего-то несколько сотен долларов (хотя, конечно, ещё как повезёт).

Кадр из документального фильма «Генезис 2.0»

С другой - чужеземный (американский и китайский) цивилизованный научный мир, где студенты на научной конференции в Бостоне стремятся усовершенствовать человека и как поп-звезду встречают знаменитого учёного-генетика; где роскошные, огромные и чистые научные центры; где за сто тысяч долларов тебе сделают клона любимой собачки (вторую получишь бесплатно); где берут под контроль эволюцию, укрощая и конструируя код жизни.

«Это не научная фантастика», - это про них. Это наша реальность - это про нас. Впрочем, это столкновение весьма условно, и эпизоды связаны друг с другом только одним: понятно, что без учёных клонировать мамонта не получится, но и без якутских охотников за бивнями как пригодную к этому тушу найти?..

Кадр из документального фильма «Генезис 2.0»

И по-настоящему впечатляет фильм совсем иным: он о том, как далеко в принципе продвинулась нынче наука, какие цели и задачи ставят перед собою учёные сегодняшнего дня!.. Вот ты сидишь и смотришь кино - а они где-то там творят такое!.. Уму непостижимо просто. Деталей не понять - осилить бы вообще сам принцип того, что подобное возможно!

Уверен, для популяризации науки такой фильм может сделать очень многое - показывай его в школах. Другое дело, что какие в наших школах перспективы - ну по-серьёзному-то?.. Наш удел - искать бивни, а не клонировать мамонтов...

«Мания», Канада - США, реж. Калина Бертен

24-летняя девушка-режиссёр переживает, что всех в её семье скосили психиатрические заболевания, и решает разобраться в фигуре своего отца - ключевой в этой проблеме.

Кадр из документального фильма «Мания»

Фигура эта и правда колоритная - что и составляет основное обаяние (если тут так можно выразиться) данной картины. Мало того, что разные люди знали его под разными именами. Мало того, что он был предводителем религиозного культа, с точки зрения закона оказавшегося воровской шайкой. Так у него ещё - выясняется - нарожалось пятнадцать детей от пяти разных женщин, и вот отношения с этими женщинами - вообще особая статья его жизни. Он как бы и не таился даже, что у него есть другие; одна его последовательница и любовница, родившая ему шестерых детей, так вообще принимала участие в том, как он обставил предложение другой (на которой поженился «ради денег»).

То есть, лёгкое (но порой и тяжёлое) безумие тут беспрестанно витает в воздухе - в том числе и в непосредственном окружении Калины. Наблюдать за этим и интересно (но вряд ли более того).

«Старый морпех», Республика Корея - Финляндия, реж. Чин Моёнг

История 50-летнего ныряльщика, который каждый день выходит в море, ловит прекрасных чудищ (осьминогов) и всяких морских ежей, после обеда делает зарядку, усиленно заботясь о своём здоровье - без него никак. Живёт он с семьёй (жена и два сына) в южнокорейском порту на границе с Северной Кореей - откуда некогда сбежал, прослужив там двадцать лет и захотев иной жизни.

Кадр из документального фильма «Старый морпех»

Как водится в такого рода картинах, самый смак здесь в том, сколь близко сможет оператор приблизиться к своему герою, сколь сильно сможет «раствориться» и стать невидимым для всех участников событий. С этим автор справляется, в остальном - ничего принципиально нового. Подводных съёмок (они тут самое красивое), к сожалению, немного, зато есть относительно занимательные подробности как о самой работе ныряльщика (погибнуть в море - жене подарок: страховка двести тысяч долларов; если что - похоронить наказывает в водолазном костюме), так и о Северной Корее (где главные праздники - дни рождения вождей).

«Хуго», Польша, реж. Войцех Климала

Живущий в трейлере польский дедушка воспитывает маленького внука-китайца, привезённого им из Испании на то время, пока папаша мальчика мотает срок за торговлю нигерийскими женщинами.

Кадр из документального фильма «Хуго»

Понятный и в меру душевный фильм, сумевший подглядеть много нежных моментов (а заодно и чёрствость польского суда). Жизненная история, но вряд ли больше.

«Князь и Диббук», Польша - Германия, реж. Эльвира Невера, Петр Росоловский (внеконкурсная программа «Свободная мысль»)

Документальный «байопик» выдающегося режиссёра Михала Вашинского, выходца из Польши, сделавшего карьеру в Голливуде и скончавшегося в Риме в середине 60-х. Он снимал фильмы с Одри Хепберн и Софи Лорен, но о его жизни известно преступно мало...

Кадр из фильма «Князь и Диббук»

Главный вопрос, который, конечно, возникает во время и после просмотра этой картины: а был ли мальчик, действительно ты упустил из вида такую значимую фигуру?.. То, что отборщик фестиваля представил ленту как комедию, даёт основания полагать, что мы всё же имеем дело с блистательной мистификацией почти уровня «Зелига» - с идеальной стилизацией эпохи (до- и послевоенной). Понятно, что легко сделать фотомонтаж, но тут есть и репортажи со съёмок, и трейлеры, и отрывки из фильмов!.. А среди вспоминающих - не только неизвестные нам помощник, шофёр и графолог, но, например, также вдова и дочь режиссёра Манкевича - в «Босоногую графиню» которого Вашинский даже попал по дружбе «статистом» за карточным столиком...

Но нет, всё-таки лезу в IMDb - и надо же: нахожу там и Вашинского, и его фильм «Диббук» - еврейскую мистическую драму с участием некоего духа. И как теперь относиться к моменту из увиденной ленты, где Геббельс в своей речи говорит, что лишний раз убедился в том, что еврейская нация – самая опасная в мире, именно в связи с «Диббуком»?.. «Шутка» перестаёт быть таковой.

Так что впечатления в итоге двоякие - но виноват в этом скорее я сам, нежели создатели картины. Быть может, им следовало как-то иначе свой рассказ подать?.. Чтобы всё-таки не было неоднозначного прочтения?..

Добавлю к этому, что стопроцентно интерес к своему расследованию авторы всё же не удерживают - и где-то с середины их рассказ становится и путанным, и скучноватым. Хотя объём проделанной работы впечатляет в любом случае - будь это фейк или всё-таки настоящая работа с архивами.

См. также:

40 ММКФ: конкурсная программа, часть 1

40 ММКФ: фильмы внеконкурсных программ, часть I

Большой гид по программам сорокового Московского кинофестиваля


Все новости