Бумажные комиксы. «Зелёный Фонарь. Возрождение» Джеффа Джонса

filmz

Хэла Джордана все ненавидят, сам он то ли умер, то ли нет, всего же на Земле проживают сразу четыре Зелёных Фонаря. Сложновато? Только не для Джеффа Джонса.

Открывая зелёный том «Зелёный Фонарь. Возрождение», читатель натыкается на вступление автора бестселлеров Брэда Мельцера, в котором тот описывает настоящую книгу как «историю о возвращении Хэла Джордана», - в связи с чем возникает логичный вопрос: а разве он куда-то пропадал?!?

Ведь вроде бы только что на русском языке впервые было издано «Тайное происхождение», рассказывающее о становлении знаменитого героя и заканчивающееся устремлённым в будущее многоточием; о каком же «возрождении» и возвращении идёт тогда речь?..

Никак не легче становится и от самого романа: продираясь сквозь сюжет, можно постепенно понять, что здесь одновременно действуют сразу ... четыре (!) Зелёных Фонаря - но кто они и откуда взялись?.. И почему говорят о Хэле как об умершем, хотя вот же он?.. Почему называют его призраком?.. Почему вспоминают, как он «слетел с катушек», почему сожалеют, что «свет Зелёных Фонарей угас» и на всю вселенную остался лишь один всемогущий охранник?.. Слишком много «почему» для супергеройского комикса.

Он погиб, спасая планету. Своей энергией заново зажёг солнце. А теперь его душа заперта внутри Спектра - духа божественного возмездия - или как его там.

Разворот графического романа Джеффа Джонса и Итана Ван Скайвера «Зелёный Фонарь. Возрождение»

А всё дело в том, что «Возрождение» следует читать не с начала, а с примечаний, к которым также прилагается «Первоначальное предложение Джеффа Джонса» от января 2004-го года. Именно в конце (почему-то) этой книги даётся, наконец, объяснение, что же мы держим в руках.

А это - не просто сверхуспешная мини-серия, выходившая с октября 2004-го по май 2005-го и положившая начало десятилетней работе Джонса над космической вселенной «DC» («За время работы над сагой Джефф Джонс не только развил некоторые идеи своих предшественников, но и добавил очень много своего»).

Это роман, подытоживающий некую огромную историю, нами, увы, не прочитанную. Между принятием Хэла Джордана в корпус Зелёных Фонарей и разворачивающимися здесь событиями - годы регулярных выпусков, сложившихся в некий хорошо известный американскому читателю канон; «Возрождение» этот канон разрывает и начинает повесть о первом из земных Фонарей заново.

Именно с примечаний стоит начинать, чтобы понять, что же случилось между, чтобы в полной мере разобраться в мифологии Зелёных Фонарей, возрождать которую собрался в этой книге Джефф Джонс. Как отмечает Брэд Мельцер, «эта история написана фанатом для фанатов», - и это действительно чувствуется по тому, как ловко автор оперирует с вверенным ему миром, тасуя события и мотивируя героев. И на вопрос «Кто такой Хэл Джордан?», Джефф сам себе отвечает:

Главным козырем Хэла всегда была его сила воли, уверенность в том, что ему всё по плечу. Эту уверенность он должен себе вернуть.

Фрагмент иллюстрации графического романа Джеффа Джонса и Итана Ван Скайвера «Зелёный Фонарь. Возрождение»

Если попытаться коротко обобщить, то на замену Хэлу Джордану в своё время был выбран Гай Гарднер, а когда он «выбыл из строя», то обязанности Зелёного Фонаря взял на себя Джон Стюарт. И уже после него в корпус приняли Кайла Рэйнера - ставшего «последним Зелёным Фонарём» («И первым, познавшим, что такое страх»).

Хэл между тем ополчился против всех: всё дело в том, что в его сердце вполз, «как слизень», некто Параллакс - жёлтая тварь, исказившая «его представления о добре и зле», «используя гнев Джордана, его скорбь и жажду мести». В результате последовавших затем событий, на Земле теперь «презирают саму память о Хэле Джордане» («Никто больше в него не верит. Никто ему не поможет») - хотя к настоящему моменту душа Хэла и переместилась из Параллакса в Спектра, соединившись «с одной из самых могущественных мистических сил в мире» (но не желая при этом участвовать в его «извращённом правосудии»).

И пусть на страницах романа Хэл присутствует вполне себе как живой (и даже встречается с Кэрол: «Мне надо отыскать путь назад. {...} К тому, кем я был»), его бренное тело покоится в гробу без видимых признаков разложения...

Разрулить всё это и пытается (небезуспешно) Джефф Джонс, вместе с художником Итаном Ван Скайвером помогая нам при помощи разнообразных лучей различать задействованных в сюжете четырёх земных Фонарей (это не считая Киловога):

Конструкты Джона строятся изнутри. Если присмотреться, можно различить каждый винтик и гаечку. Все его творения очень логичны. {...} Кольцо Гарднера - как прохудившийся шланг. Искры так и сыплются, даже если он просто стоит на месте. {...} Он бьёт в цель. И вся его безудержность воплощается в вихре изумрудной энергии. {...} Кайл мысленно рисует эскиз. Создаёт конструкт и тут же подправляет его, создаёт и подправляет. Кайл стремится к совершенству. Он - художник. {...} Для меня главное - точность. Максимальная эффективность в достижении цели. Полностью сосредоточиться. Собрать волю в кулак.

Фрагмент иллюстрации графического романа Джеффа Джонса и Итана Ван Скайвера «Зелёный Фонарь. Возрождение»

Лишь дочитав эту книгу до последней страницы, можно вообразить себе, каким краеугольным камнем стало «Возрождение» для американских гиков. Тут и правда завершилась одна история - и с чистого листа (ну, почти) начинается совсем другая. Тот же Мельцер пишет, что «появление этой истории в наши дни - прямое доказательство актуальности космических рыцарей Круглого стола»; вместе с «Тайным происхождением», надо полагать, она закладывает основу настоящего знакомства русских читателей с важным и довольно популярным, но до сих по не самым известным у нас супергероем.

Что бы там ни болтали про НЛО и «Зону-51»... На самом деле тут просто испытывали краденые советские самолёты. Их было столько, что лётчики прозвали это место «Красной площадью».

В своей текстовой раскадровке и в пробной версии сценария первого выпуска (они также приведены в издании) автор сравнивает некоторые свои сцены с эпизодами из «Звёздных войн», «Индианы Джонса» и сериала «Скорая помощь» - быть может, и не подозревая ещё, что совсем скоро (в том числе и благодаря успеху этой мини-серии) сам сможет творить не только на бумаге, но и в кино: сегодня, как известно, Джефф Джонс - один из создателей кинематографической «Вселенной DC». Эта книга - с её энергичным монтажом, путанным, но в то же время распутывающимся сюжетом - позволяет нам лучше понять, как он этого добился.

Обложка графического романа Джеффа Джонса и Итана Ван Скайвера «Зелёный Фонарь. Возрождение»


Все новости