Идея «Побега из Нью-Йорка» впервые пришла Джону Карпентеру в середине 1970-х. Основными источниками вдохновения для сюжета стали роман Гарри Гаррисона «Планета проклятых» и Уотергейтский скандал, приведший к отставке президента Ричарда Никсона. Но тогда ни одна из студий не заинтересовалась идеей начинающего режиссера. Продюсеры считали такой материал слишком мрачным и провокационным.
После феноменального успеха «Хэллоуина» Джон Карпентер подписал сделку на два фильма со студией Avco-Embassy Pictures. Первой картиной был «Туман». Второй должен был стать «Филадельфийский эксперимент». Но с последним у Карпентера возникли проблемы. У него не было вменяемого третьего акта для этой истории, а сроки сдачи сценария поджимали. Так что режиссер сделал ход конем, и показал студийным чиновникам свои старые наработки по «Побегу из Нью-Йорка», надеясь снять его вместо «Филадельфийского эксперимента». Студия решила рискнуть и согласилась профинансировать проект.
Джон Карпентер долго не мог придумать запоминающееся имя для главного героя «Побега из Нью-Йорка». На помощь ему пришел друг. Тот знал человека, который в свою очередь знавал американца по имени Змей Плискин. Известно, что прототип киношного Плискина жил в Кливленде, у него на груди была татуировка змеи и говорили о нем, как о крутом парне. Описание Плискина впечатлило Карпентера и вопрос с именем героя был решен.
Съемки в Нью-Йорке во все времена являлись достаточно дорогим удовольствием. А Джон Карпентер с самого начала отлично понимал, что вряд ли получит большой бюджет на свою картину. Так что он решил перенести действие в мрачное будущее, что позволило бы выдать за Нью-Йорк другой город.
Когда проект был утвержден, Джон Карпентер объездил всю страну в поисках худшего города Америки. Выбор пал на Ист-Сент-Луис. Некогда город был крупным промышленным центром, но во второй половине XX века постепенно начал приходить в упадок. В довершение ко всему в 1976 году в Ист-Сент-Луисе произошел мощный пожар, уничтоживший целые кварталы. Так что съемочной группе не нужно было строить никаких особых декораций — город и вправду выглядел так, словно пережил апокалипсис.
Чтобы проиллюстрировать тяжелую ситуацию, в которой находился город, достаточно сказать, что власти в буквальном смысле продали съемочной группе местный мост за один доллар. Когда съемки завершились, Карпентер вернул городу мост все за тот же доллар. Единственные кадры фильма, снимавшиеся в настоящем Нью-Йорке, — это заход вертолета на посадку на острове Либерти и панорама утреннего Манхэттена.
Шутки про неосмотрительно укусившую Чака Норриса кобру в сторону. Актер действительно был одной из основных кандидатур на роль Змея Плискина. Другими студийными фаворитами были Чарльз Бронсон и Томми Ли Джонс. Но Карпентер хотел снимать Курта Рассела, с которым он уже поработал во время картины «Элвис». Рассел также горел желанием исполнить главную роль к картине. Он уже был достаточно известным актером, но задействовали его в основном в диснеевских комедиях. Рассел очень хотел изменить этот имидж. Актера легко понять — ну кто же откажется от возможности сыграть настолько брутального антигероя?
В итоге Карпентер все же протащил кандидатуру Курта Рассела. Он убедил студию в том, что Норрис и Бронсон слишком возрастные актеры, а Томми Ли Джонс хоть и хорош, но не так известен публике. Рассел не остался в долгу и сделал множество переложений по дополнению образа своего героя. Одним из них стала знаменитая повязка на глазу. Также он выдвинул идею того, что в будущем все сигареты должны быть самозажигающимися, но эту задумку не удалось реализовать из-за бюджетных ограничений.
Стоит сказать, что Рассел так вжился в роль Плискина, что однажды решил прогуляться в одиночку по трущобам Ист-Сент-Луис, где белому человеку было небезопасно находиться в темное время суток. Но Рассел-то был в полной экипировке Змея Плискина, включая нож и бутафорский автомат. По словам актера, когда по пути ему встретилась компания из четырех опасно выглядевших молодчиков, они как следует рассмотрели Рассела и сказали ему: «Мужик, мы не хотим проблем», после чего поспешно ретировались.
В фильме мы в первый раз встречаем Змея Плискина когда его уже собираются отправить в тюрьму. Но Джон Карпентер снял большую открывающую сцену, в которой нам показывали, как герой попал в руки полиции.
Карпентер решил удалить эту сцену после тест-просмотров. По словам режиссера, многие зрители посчитали ее слишком сумбурной и не понимали, что в ней происходит. Позже Карпентер признал, что рад тому, что избавился от пролога. Он замедлял повествование и давал публике слишком много предыстории главного героя, хотя это было необязательно.
В 1980 году Джеймс Кэмерон еще только начинал свою голливудскую карьеру. В то время молодой канадец работал на студии культового режиссера фильмов категории «В» Роджера Кормана, занимаясь созданием визуальных эффектов для таких лент как «Битва за пределами звезд». На этом посту Кэмерон быстро зарекомендовал себя наилучшим образом и вскоре получил приглашение поучаствовать в «Побеге из Нью-Йорка».
Кэмерон занимался режиссурой эпизодов с физическими специальными эффектами, а также рисовал задние планы (например, виды Нью-Йорка) которые затем совмещались с живой съемкой.
Стоит отметить, что, несмотря на наличие в картине нескольких кадров, демонстрирующих трехмерную модель Нью-Йорка на мониторе, — это не компьютерная графика. У съемочной группы не было денег, чтобы позволить себе использование CGI. Сцену сняли следующим образом: была сделана миниатюрная модель Нью-Йорка, которую выкрасили в черный цвет и прилепили по краям зданий светящуюся ленту. В результате, на большом экране кадры с моделью выглядели точь-в-точь как компьютерная анимация.
Что же касается Кэмерона, то во многом благодаря «Побегу из Нью-Йорка» он получил приглашение отправиться в Рим на съемки «Пираньи 2». Планировалось, что канадец будет заниматься спецэффектами, но после увольнения режиссера Миллера Дрейка, неожиданно для самого себя получил возможность снять ленту. Правда первая попытка сделать полнометражный фильм закончилась для Кэмерона полной катастрофой — его даже не пустили за монтажный стол. В довершение всех бед, он слег с пищевым отравлением и ему приснился кошмар, в котором увидел вылезающий из огня металлический скелет с ножом. Но это уже другая история.
На момент съемок «Побега из Нью-Йорка» Джей Джей Абрамсу было всего 14 лет. Но уже тогда он был хорошо знаком с киноиндустрией — ведь его родители работали продюсерами. Благодаря отцу, юному Абрамсу удалось посмотреть черновую версию «Побега из Нью-Йорка». Он и обратил внимание на то, что картине недостает кадра, удостоверяющего смерть персонажа Эдриэнн Барбо. Карпентер внял совету и доснял эту сцену в собственном гараже. С привлечением Барбо к досъемкам не возникло проблем, благо в то время она была женой режиссера.
Лента вышла в американский прокат 10 июля 1981 года. «Побег из Нью-Йорка» собрал хорошую кассу, мгновенно обрел культовый статус и в последующие годы послужил вдохновением для многих авторов. Уильям Гибсон, например, был так впечатлен репликой про полеты Змея Плискина на планере над Ленинградом, что включил сюжет в предысторию «Нейроманта». Знаменитый постер картины с лежащей на улицах Нью-Йорка головой статуи Свободы вдохновил создателей «Монстро» (среди которых был все тот же Дж. Дж. Абрамс) на аналогичную сцену. Кроме того, образ Змея Плискина послужил основой для Солида Снейка — главного героя серии видеоигр Metal Gear.
Карпентер же, благодаря успеху картины, получил возможность снять свой первый большой студийный фильм. И пускай «Нечто» провалилось в прокате, сейчас оно считается одним из шедевров фантастики и лучшей картиной во всей фильмографии режиссера.
Через 15 лет после оригинального фильма на экраны кинотеатров вышел его сиквел «Побег из Лос-Анджелеса». Перед премьерой ленты Джон Карпентер и Курт Рассел несколько раз упоминали в интервью о том, что у них уже есть концепция третьей части, которую они описывали, как «Побег с Земли». Идея казалось логичной. И в самом деле, после того, как земные тюрьмы оказались не в состоянии сдержать Змея Плискина, оставалось лишь отправить героя в космос.
В 2001 году Джон Карпентер снял картину «Призраки Марса», который начинался, как третья часть похождений Змея Плискина и носил рабочее название «Побег с Марса». В сюжете фигурировал неудачный эксперимент, превративший большую часть марсианских колонистов в зомби. Но провал «Побега из Лос-Анджелеса» похоронил всякие надежды на продолжение, так что проект был переработан в оригинальный фильм. Однако, на съемках «Призраков Марса», по своему собственному признанию режиссера, Карпентер полностью «выгорел» и, после оглушительного провала ленты, ушел из кинематографа на девять лет.
В 2012 году на экраны кинотеатров вышла спродюсированная Люком Бессонном лента «Напролом». В ее сюжете фигурировал циничный и не признающий властей антигерой, контролируемая уголовниками тюрьма строго режима, из которой нужно было спасти дочь американского президента, а также другие элементы, создававшие впечатление, что перед тобой космический ремейк «Побега из Нью-Йорка». Посмотрев ленту, Джон Карпентер решил, что сходств между картинами уж слишком много, чтобы считать это случайным совпадением, и подал на компанию Бессона в суд.
Дела о плагиате редко заканчиваются успехом. Не так то просто доказать, что автор намеренно копировал сюжет какого-то произведения. Но этот случай стал исключением. Французский суд признал правоту Карпентера и обязал EuropaCorp выплатить 80 тысяч евро штрафа. Из них Карпентеру досталось 20 тысяч, 10 тысяч соавтору сценария «Побега из Нью-Йорка» Нику Каслу, и 50 тысяч студии MGM. По меркам киноиндустрии, это конечно не самые большие деньги, но тут скорее важен сам принцип. Несмотря на почтенный возраст, Змей Плискин снова доказал, что с ним по-прежнему лучше не связываться — как в кино, так и реальном мире.