Людей всегда восхищает то, что актерам приходится делать в фильмах, будь то езда верхом или стрельба из пистолета. Всё это вам приходилось делать в «Выжившем». Также вам доводилось вскрывать тушу лошади и питаться кровью, есть сырую рыбу и сырую буйволятину. Было это по-настоящему или нет, мы не знаем, но давайте поговорим о ваших навыках выживания и о том, что в этом смысле стало для вас пиковым моментом.
Это была настоящая печень буйвола, это я вам могу сказать. В моей жизни было немало экстремальных видов времяпрепровождения, от подводного плавания с аквалангом до скайдайвинга. Я об этом не раз рассказывал. Но после этого фильма вы вряд ли сможете сравнить свою жизнь с тем, какие испытания выпадают на долю человека в дикой природе. Я многое почерпнул из одного потрясающего журнала, он называется «Дневник траппера». Это ведь была целая историческая эпоха, практически никак и никем не задокументированная. Там рассказывалось о человеке, занимавшемся торговлей мехами, и о том, что его заставляли делать. Я был очень удивлен, даже шокирован силой человеческого духа, триумфа воли, эти люди выживали в таких жутких обстоятельствах. Хью Гласс, великий американский колонист, выжил после нападения медведя и ползком добрался через дикую местность до цивилизации. Таких людей, как он, больше просто не делают. На съемках мы выслушивали миллиарды советов, я научился всему, чему только было возможно научиться, но в конце дня я шел-то к себе в отель. Не знаю, как бы я смог уцелеть в тех обстоятельствах, в которых оказывались эти люди. Экстремальных, даже смертельно опасных ситуаций у меня хватало, но вот такого не было никогда.
Леонардо ДиКаприо в «Выжившем»
Был ли такой фильм, который вдохновил вас, открыл вам глаза на другой мир, когда вы только начинали свою карьеру? Или, может быть, фильм, вспоминая который, вы вдохновляетесь, когда приступаете к новой работе.
Когда я был начинающим актером, для меня таким фильмом был «Таксист». Когда я в юности посмотрел его, для меня это был один из сильнейших опытов в плане столкновения с психикой другого человека. И до сих пор я считаю, что это один из величайших независимых фильмов в истории. Кроме того, были и другие фильмы, и вестерны, и Тарковский вспоминается, и картины сходной природы. Но наш фильм уникальный. Я знал, что Алехандро хотел в каком-то смысле рассказать эпическую кинематографическую поэму. В ней прямой линейный сюжет, в котором один человек сражается с природой. Изначально это история о мести, но постепенно она превращается в нечто более экзистенциальное, когда герой осознаёт, что не только хочет жить, но и хочет жить для чего-то, и это происходит после того, как он теряет абсолютно всё. Я знал, что это будет исключительный опыт, и его тяжело сравнивать с любым из прежних моих проектов. Отчасти поэтому мы все ввязались в эту авантюру — и еще потому, что хотели увидеть, какое кино получится из этого потрясающего сценария после того, как Алехандро заполнит его тем, что в итоге вы и увидели. Мы провели там девять месяцев, и всё, что нас окружало, помогало мне оживить этого потрясающего персонажа.
То, как этот персонаж, живший двести лет назад, сражался за собственную жизнь, как-то резонирует с днем сегодняшним? Как именно? И насколько важны были для результата реальные физические страдание, через которые вам и вашим коллегам пришлось пройти на съемках?
Как я уже сказал, это целая незадокументированная эпоха в американской истории, так что во многом это было похоже на съемки научно-фантастического фильма: мы устанавливали контакт с той частью Америки, которая еще не была Америкой. Очень похоже на дельту Амазонки, территория беззакония, где французские и английские трапперы и коренные жители сражаются друг с другом за ее ресурсы. Нам пришлось собирать вместе модель прежнего мира, формулировать то, как бы взаимодействовали друг с другом именно эти конкретные персонажи, но ядром этого фильма остается история человека, который пытается выжить в дикой природе. Но между строк таится тоже немало, и как раз эти вещи и важны, и современны. И как раз это мы с Алехандро очень часто и подолгу обсуждали. После промышленной революции на запад хлынула огромная волна — за ресурсами Нового Света, что фактически привело к геноциду коренного населения. В таком разрезе это первый подобный всплеск активности в истории этой земли. Так что для меня это было очень актуально. Параллельно со съемками картины я делал документальный фильм о глобальном потеплении. Приходилось ездить по всему миру. Например, битуминозные пески в Канаде, Южной Америке и Индонезии — там происходит то же самое: мы рвемся туда за нефтью и ископаемыми, выживаем коренное население с их исконных земель, жертвуем целыми культурами, уничтожаем их ради ресурсов. Мне нравится отвага, с которой Алехандро изобразил коренных американцев, обойдясь без стереотипов и карикатурности. Он показал их очень гуманными, показал разнообразие племен, разницу между ними. Вообще, вся эта история для меня — о том, как непохожие друг на друга герои пытаются жить и выживать. А это актуально для всего мира.
Леонардо ДиКаприо в «Выжившем»
Погода — важный элемент этого фильма. Расскажите немного о том, как вы готовились к съемкам в таких погодных условиях, как репетировали, как готовились психологически?
Раньше мне в таких фильмах сниматься не приходилось, это уникальный опыт, непохожий ни на одну из моих прежних работ. Репетиций было очень много. Чиво (прозвище оператора Эммануэля Любецки — прим. ред.) и Алехандро стремились к тому, чтобы в аспекте природы добиться эпических масштабов даже в статичных кадрах и при этом передавать глубокие личностные переживания персонажей, от дыхания до ощущения того, что герой вспотел. Сначала — общий план в духе Дэвида Лина, а потом — взгляд в самую душу персонажа. Лично я подобного не видел еще никогда. Они словно хотели создать кинематографическую реальность, а для этого необходимы были месяцы и месяцы подготовки, и каждый день был немного похож на театр: мы репетировали целый день, изучали своих героев, улучшали их. Со стороны это смахивает на тюрьму, но на самом деле наоборот, это освобождало нас. А в конце каждого такого дня у нас оставалось час-полтора, когда свет совершенно волшебный, и только в это время можно снимать. Каждый день мы ждали этого магического времени. И съемки были безумными для всех, мы должны были работать точно, как швейцарские часы. По ту сторону камеры происходит столько всего, столько людей взаимодействует друг с другом, но кадр выходит глубоко интимным. Они добиваются такого ощущения «наедине с героями», что создается впечатление полного погружения в фильм.
Вы сказали, что никогда раньше не делали подобного. И о самом фильме говорят, что подобного в кинематографе еще никто не добивался. Мне стало интересно: вы ведь один из самых успешных и талантливых современных актеров, осталось ли что-то, чего вы еще раньше не делали и чего еще не добились?
Чего я еще не добился? Я еще много чего не сделал для нашего мира, но хотел бы сделать. Я не собираюсь жаловаться, потому что мне в жизни очень повезло. Конечно, есть много такого, что я хотел бы видеть реализованным на нашей планете, если бы мое желание могло исполниться. Что касается меня лично, мне грех жаловаться. Конечно, я говорил иногда: вот бы то-то и то-то, но мне в жизни настолько повезло, что голова кругом идет. Если бы можно было загадать желание, которое исполнилось бы, то я бы хотел, чтобы на конференции по проблемам климата в Париже страны наконец-то пришли к согласию и занялись решениями этих ужасных проблем, касающихся глобального потепления.
Какое влияние на вас оказал ваш отец, сам имеющий отношение к искусству (Джордж ДиКаприо является автором комиксов — прим. ред.)?
Мне нравится этот вопрос. Папа оказал на меня потрясающее влияние, не только на карьеру, но и на меня как на человека. Мы с ним партнеры во многих экологических проектах, и именно он, когда я был моложе, направлял меня в работе над некоторыми фильмами и героями, имеющими исторический вес. Я ходил в обыкновенную школу, но самые лучшие уроки получил, когда слушал своего отца. Он один из самых начитанных и образованных людей, кого я знаю, и во многом надо благодарить именно его за то, какие решения я принимал в смысле актерской карьеры, особенно на ранних этапах. Он подталкивал меня к не самым очевидным ролям, учил рисковать. Так я, например, в 17 лет сыграл Артюра Рембо.
В чем выражается то, что вам повезло в жизни? Я не кинозвезду Леонардо ДиКаприо имею в виду, а вас просто как человека. Какие важные жизненные этапы вы прошли?
Мой папа любит одну старую поговорку: не важно, чем ты занимаешься, просто живи интересной жизнью. И не важно, чем ты зарабатываешь на жизнь, не важно, как ты живешь, просто попробуй найти способ просыпаться каждое утро, радуясь тому, что ты способен сам надеть штаны. Не могу сказать, что я на сто процентов этого достиг, но стремлюсь я именно к этому, и если я чем-то горжусь, то это тем, что меня окружают потрясающие люди. Да, мне повезло не только в карьере, но и вообще.
Какое место на Земле вы бы назвали любимым, таким, где вы можете расслабиться и быть собой, уйти ненадолго от Голливуда?
Два таких места приходят на ум. Я немало попутешествовал, и одной из самых знаменательных поездок в моей жизни стало посещение Амазонки. Максимально далеко от цивилизации, кстати. (Смеется) Но это было прекрасно, напомнило мне мои детские мечты, когда я представлял себе, что попал в какой-нибудь там Юрский период и оказывался в сердце природы в самом ее чистом виде. И еще совсем недавно я совершил совершенно удивительную поездку, всем рекомендую там побывать, — это храмовый комплекс Ангкор-Ват в Камбодже. Камбоджа вообще одно из самых магических мест, в которых мне довелось побывать, люди там прекрасные, храмы красивые... Там можно запросто потеряться на много дней.
Леонардо ДиКаприо и Алехандро Гонсалес Иньярриту на съемках «Выжившего»
«Выживший» — не только реалистичное кино, но и духовное странствие. Работая над этим фильмом, вы ощущали какой-то духовный подъем?
В этом фильме есть некоторые моменты, которые создавались с таким трудом, что приходилось фантазировать, находясь внутри фантазии. Я уже говорил, что это самый сложный фильм в моей жизни, и большинство из нас, наверное, сказали бы то же самое. Столько времени провести на природе, а мне, к тому же, еще и не от кого было отталкиваться в плане изображения героя. Да, я думаю, мы с Алехандро оба понимали, что это должно быть экзистенциальным странствием, и, как я уже говорил, хоть сценарий и блестящий, это очень линейная история о человеке, которого «кидают», который теряет сына и в итоге нападает на мужика, который испортил ему жизнь. Но для нас в этой истории были свои маркеры, закладки, которые мы оставляли, когда начинали продумывать поэтику героя: кто он такой, через что он прошел, как повлияло на него всё, что случилось с ним в дикой природе, и как всё это перенести на экран. Нам пришлось адаптировать для этой истории абсолютно все обстоятельства, которые мы только смогли придумать. И наших собственных переживаний мы тоже вложили немало. Фильм снимался в непростых условиях постоянно меняющейся погоды, плюс бюджет, другие сложности тоже были. Результат всего этого — на экране. И всё это, по сути, взаправду. Так что, да, для нас обоих это было своего рода экзистенциальное странствие, во многих смыслах духовное перерождение, но мы ведь этого и хотели.
Что вы думаете об особо сильных и жестоких сценах в фильме? Режиссер говорил, что таким было то время, но что вы скажете об этом?
Наверное, у меня есть страсть к фильмам с высоким уровнем насилия, так что не знаю даже, может, я не такой восприимчивый, но для меня эта картина — точная иллюстрация определенного исторического периода. А если не углубляться в социальные аспекты и прочее, то мне просто нравится такое кино, и я считаю, что оно должно быть аутентичным. Этот фильм идеально смешивает в себе и взрывное насилие, и красоту, и природу. Мы именно этого добивались — хотели показать первозданную свирепость и красоту природы.
Леонардо ДиКаприо и Алехандро Гонсалес Иньярриту на съемках «Выжившего»
Вашему герою в фильме крайне редко выпадает возможность поговорить. Как это повлияло на вашу работу?
Это мне как раз очень понравилось. Когда я прочел сценарий, то принялся приставать к Алехандро с просьбами выкинуть оттуда побольше реплик. Мне хотелось как можно меньше диалогов, потому что в этом и заключалась моя актерская задача — реализовать на экране эмоциональные состояния человека без слов. И каждый раз, когда надо было говорить, я предлагал: давайте выкинем всё, кроме самой сути. Хью Гласс словами не разбрасывается и переходит сразу к делу. Ему для этого совершенно необязательно разговаривать с таким количеством людей. (Смеется) Всё, через что он проходит, мы видим его глазами, мы переживаем эту историю, не прибегая к диалогам. Главной движущей силой, которая помогла мне сделать это кино, для меня стало то, что в моей фильмографии было очень много болтливых героев, а здесь мне выпал совершенно новый опыт. Многое, кстати, было не запланировано, природа выдавала нам такое, на что приходилось реагировать не по плану, а совершенно искренне.
Частично фильм снимался в Аргентине, потому что в Канаде по какой-то причине выпало слишком мало снега.
У меня есть на это отличный ответ. (Смеется) Всё из-за меня. Много всякого рассказывают про бюджет картины, про то, как нам сложно было снимать, составлять рабочий график и так далее, но почему конкретно было так сложно, в чем главная проблема? Должен признать, Алехандро — перфекционист, и если что-то не получалось, он делал всё, чтобы это получилось. И я в этом смысле полностью на его стороне, потому что на экране все и всё находится в единой тональности. Погодные условия были жутчайшие. Погода в Калгари в 2015 году была совершенно беспрецедентная, самая беспрецедентная в истории. Феноменально тепло. Мы снимали там, где должно было быть много снега, но потом пришел антициклон, и всё растаяло. Никакого снега, никакого льда. Мы встали на несколько недель, и так случалось дважды. Полтора месяца снег не выпадал вообще. Было даже такое, что нам приходилось лопатами сбрасывать снег с горных вершин и снимать крупные планы. Поэтому пришлось ехать в Аргентину. Финальную схватку мы снимали именно там, потому что там тебе и снег, и река была, а в Канаде — вообще ничего, хотя должны были быть сугробы. На самом деле, такое происходило повсеместно, погода вытворяла нечто непонятное, поэтому были такие дикие задержки в съемках. А я параллельно делал документалку о глобальном потеплении и ездил по всему свету, наблюдая за погодными аномалиями. Какая ирония. Делать два фильма одновременно, и оба так или иначе связаны с погодой.
На съемках «Выжившего»
Вы серьезный продюсер и авторитетный голливудский деятель. Как бы вы хотели изменить будущее кинематографа?
Наш фильм — первый шаг в верном направлении, на мой взгляд. И такой режиссер — это настоящий прорыв. То же касается Мартина Скорсезе. Мартин — из Нью-Йорка, Алехандро — из Мексики. Оба были в Голливуде аутсайдерами, но благодаря терпению и своим любимым книгам и фильмам они смогли повлиять на кинематограф, изменить его. Затаив дыхание, они ждали, когда им представится такая возможность, а теперь мы видим взлет потрясающего кинематографиста, который делает такое, чего я, да и никто другой, я думаю, никогда в жизни не видел. С одной стороны, это сплав из самых разнообразных фильмов, но с другой стороны, он совершенно уникален. Так в чем же будущее кино? Телевидение становится на глазах всё круче, так что теперь еще интереснее посмотреть, каким станет будущее кинематографа благодаря нашему фильму. Такое кино появляется редко, это эпическая поэзия чистой воды. Сколько подобных картин получит финансирование в эру взлета телевидения? Каким будет будущее кинематографа? Я не знаю. Я могу только надеяться, что за год хотя бы какая-то часть таких фильмов, как этот, будет получать поддержку хотя бы от небольшой группы людей.
Шум и тишина... Ваш герой выдержал испытание и тем, и другим. А насколько вы сами чувствительны к шуму и к тишине, в прямом и переносном смысле? И какой шум вы бы назвали своим любимым?
Песня Саймона и Гарфанкела The Sounds of Silence. Я недавно посмотрел «Выпускника», и мне кажется, что тишина невероятно ценная штука. Многие великие идеи и концепции родились там, где не раздавалось посторонних голосов, даже твоего собственного. Что касается меня, то для меня с моей-то жизнью это очень важно, особенно учитывая ее темп и то, сколько всего в ней происходит. Тишина необходима. Я не самый религиозный человек, к медитациям не очень склонен, но я знаю, что такие моменты покоя мне необходимы, чтобы найти правильные ответы. Мне необходимо устранять посторонние шумы, поступающие в мозг извне. А мой любимый шум — звуки леса.