Первоначально Кэмерон Кроу держал в голове совершенно другой актерский состав — в частности, роль лидера группы Stillwater Расселла Хэммонда писалась под Брэда Питта. Режиссер встречался с ним, они долго обсуждали грядущий проект, но так и не смогли прийти к соглашению.
— Головой он был все еще в «Бойцовском клубе», — вспоминает Кроу. — Брэд просто почувствовал, что не может поверить в этого героя. Не так давно мы с ним общались, он классный парень, очень забавный, и я думаю, что он бы отлично вписался в фильм, но увы. Если бы я подождал пару месяцев, то мы могли бы договориться, но что вышло — то вышло.
Главная женская роль также могла достаться совершенно другой актрисе: Кэмерон рассматривал Сару Полли на партию «прекрасной помощницы» Пенни Лэйн, однако девушка предпочла сняться в драме «Подзаборный закон».
По прошествии лет Полли ни капельки не жалеет о принятом тогда решении.
— Я не Кейт Хадсон. Во мне нет красоты кинозвезды, которая может войти в комнату, и все мужчины сразу почувствуют дрожь в коленках. Я чувствовала, что совсем не подхожу на эту роль. И когда я, в итоге, посмотрела фильм, то поняла, что поступила правильно — она просто невероятная. Кейт просто идеальна.
Наверное все помнят, что в основе «Почти знаменит» лежит реальная история самого Кроу, начавшего писать статьи и делать интервью для журнала Rolling Stone еще в подростковом возрасте. Именно поэтому большинство героев ленты имеют реальные прототипы — в том числе и очаровательная муза Пенни Лэйн.
Итак, настоящая Пенни Энн Трамбл провела в компании группиз под названием The Flying Carter Girls три года. В 1973 году, когда ей было 19 лет, она действительно познакомилась на гастролях с молодым журналистом:
— Каждый раз, когда я представлялась музыканту, то он инстинктивно начинал напевать строчки из песни The Beatles, так что прозвище Пенни Лэйн привязалось ко мне очень быстро. У нас с Кэмероном были особенные отношения. Ему очень нравилось мое имя, а я всегда говорила ему: «Кэмерон, ты будешь очень известным, я чувствую это в твоей ауре». И я действительно искренне верила в него. Тогда ему было 16 лет. В фильме очень много реальных диалогов, фраз, которые я говорила — он все это запомнил и записал, но я никогда не была такой тощей и уж точно не принимала столько метаквалона!
В 1974 году Трамбл приняла решение покончить с рок-н-рольной жизнью и вернуться к реальности: девушка поступила в колледж, стала профессионалом по маркетингу, успела выйти замуж и развестись. После выхода «Почти знаменит» на экраны Пенни долгое время не признавалась, что именно она была главным прототипом героини Кейт Хадсон — в частности, из-за того, чтобы ее отец не узнал детали тех трех лет развязного бытия.
— Помню, как Кэмерон спросил меня, что я думаю о Кейт. Поначалу мне казалось, что это ошибка, и что она совсем на меня не похожа. Когда я полетела на закрытый скрининг фильма в Калифорнию, то думала, что мое сердце просто взорвется. Так сильно я нервничала! Но когда поднялся занавес и началась открывающая сцена, то я поняла что все в порядке. На показе рядом со мной сидели давние друзья по The Flying Carter Girls, которые постоянно толкали меня в бок и шептали: «Да, ты действительно говорила это!» И да, теперь я не могу представить кого-то другого вместо Кейт Хадсон, она просто гениальна.
Еще одной девушкой, без которой никогда бы не было Пенни Лэйн, оказалась Бебе Бьюэлл. Она была не только «прекрасной помощницей» для музыкантов, но еще и моделью — ее карьера началась в 1972 году, а в 1974-м она даже стала «подружкой месяца» по версии Playboy. Красотка Бебе крутила романы налево и направо — среди ее ухажеров числились Тодд Рандгрен, Игги Поп, Дэвид Боуи, Мик Джаггер, Джимми Пэйдж и Стивен Тайлер (последний даже подарил ей дочку — да-да, она мама той самой Лив).
С Кроу девушка познакомилась все в том же 1973 году, когда Кэмерон делал материал про Рандгрена и поехал с ним в тур.
— Я всегда считала, что он — младший брат Тодда, — смеясь, рассказывает Бьюэлл. — Это было магическое время. Я прорыдала весь фильм, словно впервые увидела инопланетянина. Плакала от начала до конца. Я увидела в нем так много себя, своей жизни и того, что действительно происходило в реальности. В Пенни Лэйн сочетаются черты разных людей, но он так точно показал все то, что взял от меня…
Внимательный зритель сразу же вспомнит, что вокалиста группы Stillwater в исполнении Джейсона Ли звали Джефф Бебе, и, разумеется, все это неспроста — Кроу решил таким образом отблагодарить подругу юности за приятные воспоминания.
За время работы с музыкальными журналами у будущего режиссера накопилось огромное количество историй, однако он не мог использовать их в фильме, если бы назывались конкретные имена: так и родилась идея придумать свой коллектив.
Группа Stillwater действительно существовала в 70-х годах, но из общего с киношным двойником у них только название (музыканты согласились дать права на его использование сразу после прочтения сценария), поэтому создателям ленты пришлось написать песни, которые бы соответствовали духу того времени. За дело взялись сам Кроу, его супруга Нэнси Уилсон и бывший участник Humble Pie Питер Фрэмптон, выступавший на проекте музыкальным консультантом.
Но главная проблема заключалась в «участниках» Stillwater: двое из них были актерами, причем Джейсон Ли должен был прекрасно петь, а Билли Крадап — технично играть на гитаре.
— Наша группа была наполовину живой, — вспоминает режиссер. — Барабанщик Джон Федевич — очень талантливый парень, который и свел нас со своим давним другом, басистом Марком Козелеком, игравшим еще в Red House Painters. И они готовились играть вживую на съемках поверх фонограммы для Билли и Джейсона. Мы репетировали с ними каждую ночь, чтобы Stillwater выглядела максимально реалистичной, и благодаря этому нам вполне удалось одурачить аудиторию.
И если Крадап брал уроки гитары у Фрэмптона, и ближе к концу съемок уже мог сам довольно неплохо играть, то Ли спеть так и не дали — все вокальные партии за него исполнил Марти Фредериксен, довольно тесно работавший в середине 90-х с Aerosmith.
Стоит отметить, что сами Stillwater описывались Кроу как некая смесь Allman Brothers Band, Led Zeppelin, The Eagles и Lynyrd Skynyrd, однако у тандема Хэммонд-Бебе были более четкие прототипы:
— Когда я писал Расселла Хэммонда, то представлял себе Гленна Фрэя из The Eagles. В частности, реплика «пиши что хочешь, я тебе доверяю — только пусть мы выглядим круто» была сказана именно им. Помню это дословно. А Джейсону Ли я поручил изображать из себя Пола Роджерса, он пересмотрел очень много записей Free и Bad Company, чтобы лучше вжиться в роль.
Кэмерон Кроу подружился с Эриком Столцом на площадке «Быстрых перемен в школе Риджмонт-Хай» и тогда пообещал, что будет давать ему роль в каждом своем фильме — однако, по иронии судьбы, в «Почти знаменит» ему не нашлось места.
— Мы нарушили уговор. Просто не смогли найти правильного героя для него. Я очень хотел, чтобы Эрик сыграл Боуи, должно было получиться здорово. Но потом мне пришлось сказать ему, что я решил двигаться в другом направлении.
Кроу пришла в голову другая идея: а что, если в сцене, когда туровой автобус въезжает в Кливленд, показать вывеску с анонсами, на которой будет указано некое шоу «Безумный мир Эрика Cтолца»? Увы. Кадр так и не был снят.
— Я подумал, все, Эрик у меня, так или иначе, в фильме. Но мы потратили так много времени на съемку сцены пения Tiny Dancer в автобусе, что просто решили отказаться от вывески.
Так или иначе, в аудиокомментарии к режиссерской версии фильма Кэмерон утверждает, что в фильме есть некая отсылка к Столцу, но никто из фанатов так и не смог ее разглядеть.
Любители классического рока называют саундтрек «Почти знаменит» одним из лучших в истории кино, и это неудивительно — благодаря старой дружбе со многими музыкантами, постановщику удалось договориться об использовании их песен в фильме (стоит отметить, что общая стоимость прав на пятьдесят композиций вылилась в 3,5 млн долл — чуть ли не самый большой музыкальный бюджет в истории).
Труднее всего Кроу пришлось с правами на треки Led Zeppelin: он устроил специальный скрининг для Джимми Пэйджа и Роберта Планта, и только после просмотра ленты они разрешили использовать четыре песни (причем, впервые в кино со времен «Быстрых перемен», сценарий которых писал Кэмерон).
Но все оказалось не так просто — режиссеру также была нужна знаменитая Stairway to Heaven, которая использовалась полностью в ключевой сцене ленты: герой Патрика Фьюджита пытается уехать в тур со Stillwater и объясняет своей матери, что рок-музыка — это не зло, и что в ней заложено много философских рассуждений. В итоге, Кроу так и не смог донести до Планта с Пэйджем всю важность этого эпизода, и сцена не только была вырезана из фильма, но и оставлена в дополнительных материалах на DVD и Blu-Ray без музыкального сопровождения.