Интервью с режиссером Питом Доктером о мультфильме «Головоломка»
В отечественных кинотеатрах полным ходом идет новый мультфильм студии Pixar «Головоломка». В конце мая мы встречались с режиссером этой анимации Питом Доктером, и порасспрашивали его на разные темы. В том числе и о том, что бы он предпочел: плакать конфетками или ходить по потолку.
Почему вы решили взять именно такие эмоции, живущие в голове у героини (радость, печаль, брезгливость, страх и гнев — прим. ред.)? Не было ли желания сделать нескольких героев и взять какие-то другие эмоции?
Фильм начался с того, что я наблюдал за тем, как растет моя дочь. Как и всякий родитель, я думал: «О нет, только не вырастай, оставайся такой же маленькой!» И я вдруг понял, что эмоции могут быть своего рода суррогатными родителями и пользоваться всем тем миром, о котором все мы часто думаем, но не можем увидеть, потому что он существует исключительно в наших мыслях. Объяснить, почему к нам «прилипают» песенки, почему мы забываем что-то важное, что учили, когда готовились к контрольной. Это отличная идея. Когда мы начинали работать над фильмом, я понял, насколько мало знаю об этом мире, поэтому начал консультироваться с психологами и психиатрами. Странная штука: ты получаешь разные ответы в зависимости от того, с кем разговариваешь на тему того, например, сколько всего эмоций существует и какие именно. Мы остановились на этих пяти вот почему. У нас были длинные списки, составленные этими самыми психологами, и эти пять эмоций встречались чаще других. А еще есть один врач, доктор Пол Экмен, он живет в Сан-Франциско. Он был настоящим пионером в таких исследованиях, у него получилось шесть эмоций: эти пять плюс удивление. Мы подумали, что удивление в чем-то близко к страху в плане реакций персонажа. Поэтому мы удивление убрали и оставили только пять эмоций. Какая эмоция контролирует в данный момент вас? Или все пять сразу?
Я раньше в России не бывал, поэтому поначалу был страх. Но теперь, осмотревшись, я чувствую радость. Это замечательная страна, на улице чудесная погода, мне всё очень нравится.
У нас не очень много времени, поэтому я приготовил для вас небольшой опрос.
Давайте. «Оскар» или крупные сборы?
Ну… (смеется) «Оскар». Плакать конфетками или ходить по потолку?
Ходить по потолку. Следующий проект — игровое кино или мультфильм?
Мультфильм. Эндрю Стэнтон или Брэд Берд?
Е-мое. Они же оба могут увидеть интервью… Эндрю Берд. Ваш любимый мультфильм.
Мой любимый… Я люблю мультики Чака Джонса, короткометражные от Warner Bros. Главный сюжетный поворот «Истории игрушек 4*», только быстро. («Застегивает» рот). Чуть не подловили. Ваша любимая сцена в «Головоломке».
Их много. Мне нравится реакция зрителей на сцену с обедом, когда вся семья обедает. Она была в тизере.
Да. Вся сцена очень хорошо выстроена, очень весело смотреть ее вместе со зрителями. Что вы скажете Джону Лэссетеру (одному из основателей студии Pixar — прим. ред.) при следующей встрече?
Привет, Джон. Просто я его вчера видел, мы вместе завтракали. Я недавно был в Каннах, там был показ, мировая премьера на кинофестивале, и Джон Лэссетер там тоже был, общался с людьми. В среду он делал большую презентацию о будущих проектах Disney/Pixar. Вы дружите?
Да, мы друзья уже лет двадцать пять, сколько вместе работаем.
Каждый ваш новый фильм оказывается технологическим прорывом. Например, шерсть Салли в «Корпорации монстров»…
Да, серьезная штука. А здесь был какой-то новый этап?
Самое интересное, основная часть того, что казалось мне трудным, уже делалась раньше. Мы уже хорошо делаем воду. Это непросто, но мы можем делать шерсть, ткань и всё такое. Следующим этапом, наверное, будет карикатурность, а также желание добиться невиданного ранее визуала. Компьютеры очень помогают в этом. Если бы я это рисовал, то избегал бы такого количества деталей… так, пару линий бы добавил и всё. Вопрос в том, как упростить такую богатую детализацию и сделать изображение более карикатурным. Вы снимаете замечательные мультфильмы, вы работаете в «Пиксар», ваши мечты сбылись, у вас всё замечательно. Что бы вы посоветовали тем, кто делает свои первые шаги к своей мечте?
Я бы посоветовал делать эти шаги. Есть масса способов делать свое кино, рисовать… Я, например, всегда ношу с собой скетчбук, рисую людей — в самолете, вообще везде, где бываю. И это хорошо. Это важно, потому что вы не только повышаете свой навык, но и учитесь замечать всё вокруг. Например, выражения лиц, когда, скажем, рубашка падает, или кто как держит вилку, когда ест. Такие мелкие детали. Очень часто, наблюдая за этим, можно придумать целую историю. И, кроме того — и сейчас это проще простого, — можно взять айфон и снимать свое кино. В детстве у меня такого шанса не было, это было куда сложнее, но сейчас всё возможно, и тут важна только практика. Снимайте кино.