Интервью с Анной Меликян о фильме «Про Любовь»

filmz

Режиссер Анна Меликян рассказала о том, из чего выросла идея ее нового фильма «Про Любовь», о работе с Владимиром Машковым, который всех покорил, и о многом другом, что ее вдохновляло во время съемок.

Правильно ли я понимаю, что всё началось с двух короткометражек, которые появились специально для какого-то проекта?
Да, всё началось с короткометражек, которые я снимаю каждый год для благотворительного аукциона Action. Это такая прекрасная идея, где разные режиссеры снимают короткие метры, они потом продаются на аукционе, и деньги идут в разные благотворительные фонды. Во время съемок этих фильмов все — известные и неизвестные артисты, операторы, художники, гримеры — выходят на площадку абсолютно бесплатно. И в этом году меня удивили разные кинокомпании, которые предоставили всякие мощности — звук, камеры — тоже совершенно бесплатно. И поскольку мне очень нравится, как эти фильмы снимаются, с какой легкостью они получаются, у меня и родилась мысль: а не снять ли еще несколько таких короткометражек и собрать их в альманах. Но потом, когда мы начали писать этот альманах, стало ясно, что те старые короткометражки сюда уже не помещаются, потому что мы придумали что-то совершенно новое. И в итоге они стали вдохновителями, но в фильм не вошли. Всё, что снято в фильме, снято специально для него, с чистого листа.
В проекте было задействовано много актеров, но при этом снимали достаточно быстро?
Да, это очень быстрое кино, мы его сняли за 25 дней. Невероятно. За месяц подготовились, за 25 дней сняли, и вообще, очень быстрый пост-продакшн: год — и мы уже показываем фильм на «Кинотавре».
А как у вас собиралась массовка?
В одной из новелл была некая лекция, которую читает героиня Ренаты Литвиновой. Я как-то сразу решила, что эту лекцию может прочитать только Рената, и она, конечно, молодец, что сразу согласилась, потому что, если бы она отказалась, то, наверное, и сцены бы этой не было. И мы сразу поняли, что позовем на эту лекцию живых людей. Мы не хотели звать массовку, а просто дали объявление о том, что будет лекция о любви, и ее будет читать Рената Литвинова. На Стрелке. И пришли просто молодые ребята, которым было это интересно, и они сработали как актеры, потому что они приходили два дня подряд в одной и той же одежде (я их попросила об этом), и, в общем-то, и для них, и в какой-то степени для Ренаты всё, что происходило, было довольно документально. Я им разрешала задавать вопросы, специально для этого у них у всех были звуковые петли. Это было живое общение. Конечно, у Ренаты был текст, который она подготовила и зачитывала, но самые хорошие и интересные куски получились благодаря импровизации. И у нее, и у них.
То есть, получается, что это не совсем альманах, есть какая-то связующая история?
Да, я вообще не называю это альманахом, потому что, мне кажется, у меня вообще всегда все фильмы — это истории маленьких людей в большом городе, просто они линейно рассказаны. Но всегда есть маленькие герои, может быть, не такие главные. В этой истории тоже так, просто такой конструктор, что есть пять маленьких историй. Они не то, что переплетаются, они рассказаны поочередно, но внутри фильма они все-таки пересекаются. Поэтому мне бы и не хотелось называть это альманахом, для меня это просто фильм. Фильм, где много героев.
Не было соблазна позвать актеров, которые снимались в короткометражках?
Нет, потому что сначала я думала, что это всё войдет в фильм отдельными новеллами, но потом, поскольку это не вошло, я стала думать: может быть, я сделаю еще один фильм, и вот тогда они все точно войдут. Я их держу, потому что думаю, что их час еще придет. Не знаю, может быть, это будет какая-то жизнь на телевидение, может, он там заживет как некий сериал из таких коротких фильмов, но, в общем, я верю, что первые мои короткие фильмы во что-то соберутся. На самом деле, они и так живут, очень богатой жизнью — в интернете, ни один мой фильм не пользовался такой популярностью, как эти короткометражки. Это успех.
После безусловного успеха «Звезды», большого фильма, приходить на «Кинотавр» с таким немножко студенческим проектом — какие ощущения это вызывает?
Прекрасные. Я считаю, это мой лучший фильм, он отражает меня сегодняшнюю. Я очень люблю этот фильм. У меня нет ощущения, что до этого было что-то большое и серьезное, а сейчас что-то глупое и легкомысленное. Нет, сейчас просто что-то совершенно другое, в чем-то для меня абсолютно новаторское, непохожее на меня, поэтому мне было даже гораздо интереснее это дело. Для меня эти фильмы равнозначны. Хотя я планировала этот фильм как коммерческое кино, мне хотелось сделать кино для зрителя. Я не знаю, что получилось — для фестиваля или для зрителя. Сейчас уже чего гадать, что получилось, то и получилось. Но мне очень нравится эта работа, мне нравится, что сегодня я пошла по этому пути.
Несколько слов про каждую из новелл. Как я понял, там есть какая-то японская история, что-то про косплей…
Да, есть прекрасная японская история про японку, которая любит русскую культуру и приезжает в Москву в поисках русского мужчины. Заканчивается всё тем, что единственным человеком, с кем можно поговорить о России, русской культуре и русской душе, оказывается японец. Такая новелла. У нас был кастинг в Токио, мы искали актеров, и были удивлены, когда после долгих поисков выбрали девушку и, когда она приехала в Москву, выяснили, что она первый раз в жизни снимается в кино. Почему-то мы упустили этот факт ее биографии. Ее зовут Мияко Шимомура, мне кажется, это жемчужина нашего фильма. Я очень ею довольна. Очень милая новелла, она появилась одной из первых, и как-то случайно мы со сценаристом на улице увидели косплееров — это люди, которые переодеваются в костюмы разных героев японских фильмов или мультфильмов, комиксов иногда. Проще их называют анимешники. Это было невероятно красивое зрелище: вдруг из клуба вывалилась такая толпа ряженых. И мы поняли, что это очень интересно и есть огромное количество людей в России, которые этим увлекаются — каждый месяц в каком-нибудь городе происходит фестиваль косплея. Они ищут правду в японской культуре, и я подумала, что это была бы прекрасная новелла. Есть японская новелла, где японка любит Достоевского, Высоцкого и считает, что правда здесь; и есть русские косплееры, которые считают, что правда там. Они как бы дополняют друг друга, эти две новеллы. Она и родилась так, чтобы дополнить японскую, но в итоге выросла в нечто очень яркое и самодостаточное. И я позвала, наконец, туда свою любимую актрису, с которой давно хотела поработать еще раз, мою русалку Машу Шалаеву. На этот раз выкрасила ее в розовый цвет.
Есть прекрасная новелла, где играют Владимир Машков, Юля Снигирь и Алексей Филимонов. Вообще, у нас в каждой новелле какие-то такие дуэты, или два, или три человека… В этой новелле с моей стороны было хулиганством предлагать такое Машкову, но он меня поразил. Я знаю, как долго он выбирает роли, как много ему нужно времени на то, чтобы согласиться или не согласиться, а здесь он практически сразу, не читая сценарий, согласился, и, конечно, для меня это был невероятный профессиональный рост — работа на площадке с таким артистом. Всего два дня, к сожалению, но он нам всем показал какой-то невероятный профессиональный класс, и мы все были в восторге. И партнерша его, Юля Снигирь, и вся группа — все сразу в него влюбились. Какого-то невероятного обаяния человек. Я очень рада, что мне довелось поработать с такими артистом. Теперь хочется что-нибудь специально для него придумать.
И есть еще новелла, в которой снимаются две замечательные молодые актрисы Мария Данилюк и Саша Бортич и не менее замечательный и не менее молодой Евгений Цыганов. Один из самых моих любимых артистов. В этом фильме опять встретились Цыганов и Шалаева из моей «Русалки», но не пересеклись. Вернее, пересеклись только один раз в кадре, так, формально. Это такая сложная история, я старалась, чтобы были разные слои, и социальные, и просто по интересам, и возрастные. Новеллы все очень разные. Вот эта новелла, может быть, мне ближе всех, потому что она про таких как я, про моих ровесников, про проблемы, которые нам близки. И вообще, она какая-то очень моя, эта новелла. Про художника, который разрывается между разными девушками, которые, естественно, в него влюблены. Это же Цыганов в кадре, естественно, все в него влюблены и воюют за шкуру Цыганова.
А в финале все танцуют?
Да. Моя любовь к индийскому кино наконец-то выразилась, пусть и в таком микроскопическом варианте, но все-таки выразилась в этом финальном танце. Мне это так нравится, что, возможно, в моем следующем фильме вообще все будут петь и танцевать, потому что это прекрасно. Мне нравится.
Что касается музыкального ряда, там кто? Noize MC?
Да. Если в фильме «Звезда» все исполнители были западными или, если они российские, то поют по-английски, то здесь с самого начала я поняла, что это будет русская музыка. Мы стали искать что-то интересное, что существует сегодня в российской поп-музыке. А потом сразу возникла мысль: почему эти песни должны звучать за кадром? Если в кадре звучит песня, так пусть он стоит в кадре и поет, а в это время мимо будет идти какой-нибудь персонаж. Или как-то его поставить в обстоятельства, в которых он может петь. Все наши певцы будут петь в кадре, и они все с удовольствием пришли, спели. У нас будет Ёлка, Noize MC, молодая группа «Каспий», Настя Пальчикова, группа «Сухие». Это из тех, кто стоит в кадре. Есть также за кадром, я сама для себя открыла, раньше не знала, — Роджен и Сюзанна Абдулла, такая замечательная девочка. Они возникли уже поздно, на периоде монтажа. Если бы я их услышала раньше, может быть, они бы тоже пели в кадре, но, к сожалению, поют за кадром. Будет Земфира за кадром. Будет Владимир Высоцкий за кадром и еще японские песни. В общем, по-моему, саундтрек прекрасен в этом фильме.
На сегодняшний день есть тенденция: государство больше поддерживает либо дебютное кино, либо кино большое, событийное. Вопрос как продюсеру: а как быть фильмам, которые ни туда и ни сюда — и не дебютные, и не экспериментальные, но при этом и не масштабные.
То есть, такому кино, как мое?
Например.
Конечно, без господдержки невозможно, поэтому я очень благодарна, что все-таки меня поддержал Минкульт. Ко мне изначально и «Фонд кино» был благосклонен, но потом решили, что эта история ближе к Министерству культуры. Конечно, без дополнительных вливаний этих денег недостаточно. На сегодня, несмотря на то, что у меня очень небольшой бюджет, всё очень экономно снималось и артисты соглашались на очень небольшие гонорары, тем не менее, нужны дополнительные инвестиции, чтобы снять такое кино. И поэтому я и надеюсь, что все-таки в этот раз это будет коммерческое кино. Я в это верю, верю, что смогу вернуть деньги, которые позаимствовала.

Все новости