Тимур Вайнштейн: Правда и мифы о «Родине»

filmz

Мы встретились с продюсером Тимуром Вайнштейном на съемочной площадке сериала «Родина» летом прошлого года и выяснили, чем отличается русская «Родина» от американского «Чужого среди своих» и израильских «Военнопленных», каким должен быть российский сериал, чтобы его купили за рубежом, и почему наши сериалы зачастую выглядят хуже зарубежных. Только ли в бюджетах дело?

Тимур, как Вам пришла в голову идея купить этот формат? Это ведь изначально израильский продукт, вы смотрели оригинальный сериал или это случилось уже по итогам успехов «Чужого среди своих»?
Это случилось еще до выхода «Чужого среди своих» в Америке. Коллеги из израильской компании Keshet показали нам этот формат, который очень успешно там прошел. Нам понравилась сама идея, показалось, что она достаточно близка нашей стране, нашей истории, и мы начали переговоры. Когда уже практически обо всем договорились и подписали контракт, тогда и обнаружилось, что Homeland с его невероятными успехами и рейтингами в Америке — это и есть израильские «Военнопленные». То есть, наши действия были никак не связаны с успехом «Чужого среди своих», но приятно, что интуиция сработала. Мы сделали нашу версию на основе двух проектов, соблюдая баланс: некоторые вещи нам ближе из израильской, нежели из американской версии, потому что сама эта тема пленных, терроризма, к сожалению, близка нашей стране, как и Израилю. Или тот же момент, что у жены Брагина роман не с другом, как у американцев, а с родным братом, что было в израильском формате. Более болезненная и эмоциональная история получается.
Кадр из сериала «Родина»
Когда приобретался формат, планов, кто конкретно будет заниматься этим проектом, у вас не было? Или уже были какие-то идеи?
Обычно, когда приобретаешь тот или иной формат, ты приобретаешь историю, которая тебе интересна. Могут зарождаться какие-то мысли, но, по большому счету… Я бы слукавил, сказав, что сразу было понятно — только Лунгин и обязательно Машков с Исаковой. Нет, ничего такого не было, был просто интересный нам формат. Надо сказать, что команда у нас собралась действительно удивительная. Уже во время работы над «Пеплом» я рассказал Володе Машкову, что есть такой проект, который я хотел бы ему предложить. Он не видел на тот момент оригинал, но по рассказам ему он показался очень интересным. Потом я вдруг получил звонок от Павла Семеновича, которому очень понравился оригинал и который очень захотел сделать российскую версию и искал, кому же принадлежат права. Кусочки пазла начали сходиться, на общем интересе мы все и сошлись. Это очень важно, ведь сегодня во всем мире сериальная промышленность выходит на совершенно новый уровень. Есть разные форматы, разные сериалы, довольно большие, и такие проекты должны делаться, конечно, большими мастерами, каковым и является Павел Семенович Лунгин. И для Володи тоже было очень важно, с каким режиссером будет создаваться эта история. В общем, всё хорошо сошлось. Мы много спорили, но к съемкам подошли все в едином порыве.
Кадр из сериала «Родина»
Сейчас принято считать, что тема последних войн, чеченских и прочих, — это прерогатива канала НТВ. Вы же сделали этот проект для канала «Россия». Здесь, конечно, история войны проходит скорее лейтмотивом, а в основном это драма и триллер, но все-таки, приобретая этот формат, вы примерно понимали, с каким каналом будете эту картину делать?
Да, конечно, это очевидно. Давайте все-таки разделим. НТВ — это боевики, недорогое производство, всё примерно одно и то же. А это проект другого уровня и другого масштаба, это «золотой кирпич», как мы его называем, высокая драма. Было понятно, что мы его будем делать либо с каналом «Россия», либо с «Первым», потому что только эти два канала на сегодня понимают всю значимость такого рода проектов, во всех отношениях — от идеологического до финансового. Никакого НТВ даже в мыслях не было, ни НТВ, ни ТВ-3.
На последнем MipCom (международный форум и рынок телевизионного контента — прим. ред.) был довольно успешно продан один из наших форматов — «Оттепель»
Кому?
Я так понял, что его продали чуть ли не в Штаты, нет?
Не слышал.
По крайней мере, слухи такие ходят.
Слухов действительно очень много, к сожалению. Я был бы только счастлив, если бы они оказались правдой. Подобные слухи возникают уже несколько лет: происходят какие-то встречи, кто-то что-то хочет купить, разные сериалы… Я буду первым, кто зааплодирует и заплачет от счастья, если вдруг российские форматы, российские сериалы выйдут на международный рынок, потому что в этом заинтересованы все российские продюсеры. Но при этом еще очень важно ведь не просто продать сериал, а чтобы он там отработал на высоком уровне. Продать-то можно всё, что угодно. Нам важно, чтобы российский проект либо сам по себе (что вряд ли, потому что дублированные проекты везде работают не очень хорошо), либо вот так, по лицензии, сработал за рубежом. Тогда мы будем все гордиться и поддерживать. Но пока это всё только разговоры.
Вопрос был как раз в этом: каким должен быть формат, чтобы реализоваться за рубежом?
Это часто зависит от людей, которые его реализуют. Должно повезти с теми, кто его приобретет и кто будет его там производить. «Папины дочки» продавались в Германию, но компания, которая их делала, реализовала их не очень удачно. Мы продавали «Настоящую жизнь»… Всё идет нормально, но для того, чтобы был всплеск, как это было в свое время с латиноамериканскими сериалами, а сейчас, например, с турецкими, во-первых, должна быть выбрана некая форма. Сложно нам конкурировать с американцами в драме, давайте будем откровенными. Мы стараемся, конечно, но это так же, как соревноваться с ними, скажем, во всяких там «Властелинах Колец». Давайте поборемся в жанре фэнтези с Голливудом. Нет ни финансов таких, ни возможностей, ни технологий. Поэтому мы должны найти некую нишу, как это было с Латинской Америкой, которая стала популярной благодаря своим «мыльным» сериалам. Они же не претендуют ни на что другое. Европейские страны стали популярны за счет телевизионных программ, Израиль — тоже сериалы, точнее, их крепкая сценарная основа… Все ищут, все копают в разные стороны. Мне кажется, здесь очень важно сочетание таланта и везения. Создать что-то новое, неожиданное, не имеющее аналогов в других странах, — это колоссальный труд, конечно. Кроме того, для этого нужна четко отработанная технология. Российскому рынку всего-то лет десять. Время пройдет, всё будет нормально. Сейчас мы еще слишком молодые для того, чтобы так активно конкурировать с рынками, которым по 50-60 лет. У нас еще недавно было только государственное телевидение. То есть, мне кажется, сочетание всех этих проблем пока не дает такой возможности прорваться. Но я буду в первых рядах аплодировать любому, у кого это получится, потому что первый шаг позволит всем остальным бросаться в эту воронку за ним следом.
Кадр из сериала «Родина»
Есть такое мнение, что, поскольку бюджеты наших сериалов ниже, чем бюджеты западных, они и выглядят хуже, дешевле и так далее. Только ли в бюджетах дело?
Смотря какие сериалы, один другому рознь. Я не могу сказать, что наши ситкомы, «Кухня», скажем, или «Интерны», выглядят хуже, чем ситкомы зарубежные. Но на телевидении действительно очень много низкопробного продукта. Но при этом есть та же высококачественная «Оттепель»… Есть проекты, снятые на высоком уровне. Просто на американском телевидении, например, не так много сериалов, они идут вертикально, одну серию в неделю, то есть, можно и производить, и следить за реакцией зрителей и даже по ходу эфира сюжет двигать… А в нашем случае мы снимаем целиком и ничего не поменяешь потом. Тем более сейчас грянул кризис. У нас рынок рекламный меньше, чем в странах, где снимаются сериалы побогаче. Это объективная ситуация на сегодня, мы должны существовать в тех бюджетных рамках, которые есть. У кого-то получается прорываться и делать по-другому, но это исключения из правил. У каждой страны своя специфика рынка. Больших проблем я в этом не вижу. Будет повышаться рекламный рынок, будет повышаться и качество проектов.
По поводу вертикального и горизонтального программирования каналов. Имеет ли смысл в России предпринимать что-то по этому поводу?
Уже предпринимали. Но надо договориться и сделать это всем каналам вместе. Если по отдельности, нужно безграничное терпение. Наш зритель привык сесть и посмотреть подряд две-три серии, сидит и смотрит. Надо их отучать, но это надо делать скопом. Конечно, так выгоднее всем каналам, ты выходишь с вертикальной линейкой из четырех-пяти сериалов в неделю. Один не пошел, ты его заменил. А с горизонтальной ты уже ничего сделать не можешь. Конечно, ты тратишь больше денег в этом случае, потому что ты не можешь остановить сериал в момент производства. Снимаешь сразу 16 серий, пускаешь в эфир, не пошел, снимаешь с эфира. И что дальше?: оставшиеся серии в корзину. Конечно, всем каналам выгоднее иметь вертикальную сетку. Но они никогда друг с другом не договорятся.
То, что делал Первый канал в свое время, привело только к убыткам, и больше никто этого даже не поддержал.
Никто не поддержал, да. Другое дело, что надо было настаивать на своем, тогда люди, может быть, привыкли бы. Но — рекламный рынок. Рейтинг падает, деньги уменьшаются, сразу испугались и вернулись к привычной схеме ежедневного показа. Сейчас вообще по две серии ставят. С точки зрения бюджета для канала это очень серьезные деньги, две серии праймового сериала в день. Мы, кстати, очень благодарны каналу Россия, который показывает наш двенадцатисерийный проект «Родина» за две недели, причем четыре серии вообще идут по одной в день. Это очень важно. Большие сериалы требуют от зрителя глубокого эмоционального погружения в каждой серии. После просмотра надо подумать, попереживать, как говорится, переспать с этим, ну а потом подготовится к следующему вечеру с любимым проектом.

Все новости