Секреты Sony Pictures: деньги и телевидение

filmz

Проблемы Sony Pictures, начавшиеся после хакерской атаки, включают в себя не только обнародование очень личной информации, касающейся сотрудников студии, и утечку в сеть нескольких кинокартин. В числе прочего взломщики выставили на всеобщее обозрение любопытные документы, сообщающие о том, как именно и сколько зарабатывает мейджор на телевизионных проектах. Публикация этих сведений может здорово повредить кинематографистам в будущем — разумеется, в первую очередь в финансовом плане.

Первое, на что стоит обратить внимание, это договор, заключенный между Sony и медиакомпанией Tribune Broadcasting. Суть сделки между кино- и телегигантом заключается в следующем: TB (Tribune Broadcasting) приобрела у студии право на трансляцию популярного телевизионного шоу «Сайнфелд*» (Seinfeld) по ставке $37 500 в неделю на протяжении следующих трех лет. Сериал планируется к показу на девяти принадлежащих Trubine станциях, которые ретранслируют, в частности, программы CBS, Fox, ABC, NBC и The CW в отдельных городах и штатах. Таким образом, TB заплатят Sony $5,85 млн за демонстрацию сериала, последний эпизод которого выходил в эфир 16 лет назад. Договор заключается уже в пятый раз, то есть, подобные деньги Sony получали уже четыре раза.

Подобных контрактов, заключенных мейджором с телевизионными компаниями, оказалось несколько сотен: речь в них шла о таких проектах, как «Король Квинса*» (King of Queens), закончившийся в 2007 году; «Шоу доктора Оза*» и, например, «Все в семье*» (в эфире с 1971 по 1979 годы). Подобная утечка не только дает примерное представление о том, как происходит лицензирование тех или иных шоу и сериалов, но и выдает конкурентам Sony всех потенциальных покупателей, а также сообщает им, как именно конкретно эта студия делает дела на соответствующем рынке. Таким образом, Эми Паскаль и компания вполне могут лишиться рычагов, которые они используют во взаимодействии с нынешними партнерами и могли бы использовать в сотрудничестве с потенциальными покупателями и конкурентами на рынке лицензирования телевизионной продукции. Фактически хакеры заставили Sony засветить свои карты за покерным столом.

«Сайнфелд»: старые кони борозды не портят

Особенно болезненной вся эта история может стать для Sony Pictures еще и потому, что теле- и киностудии, так же, как и звукозаписывающие компании, пытаясь сгенерировать устойчивый денежный поток, очень рассчитывают на свой, скажем так, запасной каталог контента (не на новинки, а на проверенные временем материалы), чтобы обеспечить финансовую безопасность в своем бизнесе, который, как и всякий бизнес, существует по принципу переменного успеха. Тот факт, что в собственности Sony находятся такие сериалы и кинофильмы, как «Черный список», «Акулы бизнеса*» (Shark tank), «Мачо и ботан» и «Человек-паук», дает мейджору возможность охватить практически любой канал дистрибуции, от платного ТВ и VOD-сервисов до эфирного и интернет-телевидения. Чем больше хитов находится в загашнике студии, тем легче их продавать, так сказать, оптом, целыми пакетами.

Например, один из попавших в сеть документов содержит в себе информацию, касающуюся десяти кинопакетов Sony, находящихся в ведении разных студийных подразделений — Showcase VII, Sony Classic и Sony Pictures Elite. В эти пакеты входит несколько кинокартин, которые должны выходить в определенное время и определенное количество раз до истечения срока действия договора. Один такой пакет называется Broadcast Favorites II (переведем это как «Телефавориты II»), и в него входит 41 фильм, находившийся в доступе с июля 2009 по июль 2010 года. Срок активности лицензии на каждый из них не превышал двух месяцев, а в эфир эти картины можно было пускать не меньше двух и не больше четырех раз за это время.

Описание этого кинопакета гласит:

«В данный комплект входит несколько хитов от Sony, таких как «Сделка с дьяволом», «Переходный момент» и «Второй шанс». В жанровом разнообразии — от боевика до драмы, от комедии до романтической истории — в пакет входят такие классические ленты, как две части картины «Моя девочка» (сиквел — «Вперед в прошлое», — прим. ред.), новые релизы — «Персонаж» и «Опустевший город», — и праздничные фильмы наподобие «Щелкунчик — принц орехов». Среди звездных имен, которые можно встретить в этом кинокомплекте, — Том Хэнкс, Дензел Вашингтон и Брюс Уиллис».

Подобные продажи комплектами являлись одной из важнейших тем для обсуждения в медиаиндустрии на протяжении всего последнего года. В сфере телевидения идет борьба против обременительной платы за лицензирование таких вот пакетов между каналами-лидерами и их конкурентами, не имеющими таких высоких рейтингов. В частности, именно из этих соображений корпорация Comcast потратила $45,2 млрд, чтобы приобрести Time Warner Cable, а сотовая компания AT&T вложила более $60 млрд в покупку DirecTV: это стало их собственными рычагами воздействия на продавца в лицензионных переговорах. В то же время рост VOD-сервисов и потоковых интернет-каналов, таких как Netflix, Hulu и Amazon Prime дал возможность распространять продукцию вне комплектов: потребителю больше не нужно подписываться на платный канал, чтобы иметь возможность смотреть продукцию AMC, если его интересует исключительно сериал «Во все тяжкие», его можно посмотреть на Netflix целиком и сразу — если, конечно, потребитель готов немного подождать.

Обнародование таких контрактов потенциально ставит под удар будущие миллионные сделки. Все эти теле- и кинопроекты вместе ежегодно добавляют в казну Sony миллиарды долларов. Заключенное в 2009 году соглашение с телевизионной станцией в Детройте, которая покажет 133 эпизода сериала «Хорошие времена*» (1974-1979) приносит мейджору $26 600 в неделю; кажется, что это не такие уж большие деньги, но следует учесть, что Sony получает плату за шоу тридцатипятилетней давности, то есть, немалый доход студия получает благодаря библиотеке контента, мягко выражаясь, не отличающегося новизной. Если вернуться к теме «Сайнфелда*», не говоря уже о таких мегапопулярных телешоу, как «Колесо фортуны» (российский аналог — «Поле Чудес») и «Jeopardy!» (российский аналог — «Своя игра»), которые также находятся в правовой собственности Sony, то прибыли, которые эти проекты способны принести в течение следующих двадцати лет, из-за деятельности хакеров из Guardians of Peace могут существенно сократиться. Это весьма неприятный сценарий, учитывая, что к 2018 году Sony Pictures всерьез планирует повысить свой ежегодный доход до одиннадцати миллиардов против нынешних восьми.


Все новости