Фантастическое путешествие «Властелина колец»

filmz

Совсем скоро в прокат выйдет заключительная часть трилогии «Хоббит», и Питер Джексон попрощается со Средиземьем во второй и, вероятно, в заключительный раз. Впрочем, нельзя забывать о том, что поговорка «никогда не говори никогда» всегда была актуальна для «Фабрики грез». Голливуд известен тем, что способен изыскивать самые странные пути для продления жизни франшиз — так что, кто сейчас рискнет поручиться, что «Битва пяти воинств» действительно поставит точку в истории Средиземья?

Однако хотя нам и не суждено заглянуть в будущее, зато мы можем обратить свой взор в прошлое, чтобы оценить почти полувековой путь, проделанный творением Дж. Р. Р. Толкина от книги, про которую никто в Голливуде и не слышал, до одной из самых успешных франшиз XXI века.

Несостоявшееся путешествие

На то, чтобы создать «Властелина колец», профессору Дж. Р. Р. Толкину потребовалось почти двенадцать лет. Однако мало просто написать книгу — ее еще нужно и опубликовать, а с этим у Толкина возникли проблемы, ибо большинство издательств требовало значительно урезать 1200-страничную рукопись.

Средиземье началось с этого человека

Наконец Толкин нашел издательство, готовое напечатать роман целиком. Однако и тут возникли свои подводные камни: из-за нехватки бумаги в послевоенное время и стремлении удешевить книгу, издательство приняло решение разбить «Властелина колец» на шесть книг (позже они были объединены попарно в три тома). Сам Толкин был категорически против такого разделения, но альтернатива в виде урезания текста была еще хуже.

Но даже после его согласия, прошло несколько лет, прежде чем роман был опубликован. Это произошло в 1954-1955 годах.

Публикация книги принесла некоторую прибыль, однако «Властелин колец» не стал большим хитом — частично из-за своего большого объема, частично из-за того, что своим произведением Толкин, по сути, создал новый жанр, что вызвало большие проблемы с позиционированием книги.

Тем не менее уже тогда некоторым удалось понять, что сотворил Толкин, и оценить потенциальные возможности его произведения. Одним из этих людей был издатель, фантаст и литературный агент Форрест Джей Акерман. В 1957 году он отправился в Англию, чтобы обсудить с Толкином продажу прав на экранизацию эпопеи. По словам Акермана, во время встречи Толкин постоянно курил трубку и говорил с таким сильным акцентом, что тот мог разобрать лишь одно слово из пяти. Но самые главные слова он все-таки понял — Толкин дал ему год, чтобы найти продюсера, которого бы заинтересовала идея экранизации книги. Сам Толкин считал наиболее оптимальным форматом анимационный, но Акерман склонялся к варианту съемок живого фильма или, по крайней мере, использования комбинации натурных съемок и анимации.

Стоит подчеркнуть, что сам Толкин не питал особых иллюзий по поводу потенциального качества экранизации. Но к тому моменту он уже собирался выйти в отставку, и ему нужны были деньги, чтобы обеспечить себе спокойное существование на пенсии. По словам самого Толкина, неизбежная, на его взгляд, вульгаризация произведения Голливудом все равно была бы для него менее болезненной, чем приводившее его в настоящий ужас предложение BBC сделать по мотивам романа радиопостановку.

Вскоре Мортон Циммерман начал работу над тритментом, а дизайнер Рон Кобб приступил к поиску подходящих съемочных локаций в Калифорнии. Сам же Акерман достаточно быстро убедился, что идея экранизации «Властелина колец» не пользуется большой популярностью в Голливуде. Но, несмотря на это, он не сдавался и продолжал попытки найти инвесторов.

В 1958 году Толкин получил синопсис будущего фильма, который не слишком обрадовал его. Помимо раздражавших профессора грамматических ошибок и опечаток (в частности, Циммерман упорно называл Боромира — Боримором), ему абсолютно не понравилось построение истории. Толкин таким образом описал свои впечатления:

«Он вырезал части истории, которые задавали тон и настроение произведения, отдавая предпочтение сценам поединков; и он не сделал никаких серьезных попыток адекватно отобразить сердце истории: путешествие Хранителя кольца. Ее последняя и самая важная часть была, и это еще не самое сильное слово, попросту убита».

В дальнейшей переписке профессор несколько смягчил свой тон — во многом из-за того, что ему на тот момент всё еще были нужны деньги. Однако дальше разговоров дело так и не пошло: с одной стороны — Толкин так и не поверил, что его произведение будет в надежных руках; с другой — Акерману не удалось найти в Голливуде кого-нибудь, кто бы заинтересовался идеей постановки «Властелина колец». Так сорвалась первая попытка экранизировать роман Толкина. Оставалось еще несколько лет до того, как книга станет хитом американской молодежи.

Что касается Акермана, то по забавной иронии судьбы в 1992 году он появился в камео в фильме «Живая мертвечина», режиссером которой был Питер Джексон.

«Хоббит» за 10 центов

Мало кому это известно, но «Хоббит» впервые был экранизирован в 1966 году. Правда, до недавнего времени, когда фильм был выложен в интернете, помимо создателей эту версию видело лишь несколько весьма смущенных зрителей, волею судьбы попавших на сеанс, который был устроен 30 июня 1966 года в Нью-Йорке. Но обо всем по порядку.

В 1964 году продюсер Уильям Снайдер решил поставить анимационную версию «Хоббита». За относительно небольшие деньги ему удалось приобрести права на экранизацию — правда, условия контракта гласили, что он должен был выпустить цветной анимационный фильм по мотивам «Хоббита» до 30 июня 1966 года. В случае невыполнения данного условия, все права возвращались Толкину.

Снайдер начал работать над сценарием, в то время как прославленный мультипликатор Джин Дейч продумывал анимацию будущей картины. Судя по тому, что сегодня известно, они не слишком придерживались первоисточника — например, поменяли имена многих героев и придумали персонаж некой принцессы в качестве любовного интереса Бильбо Бэггинса. А затем, судя по всему, кто-то из киношников повнимательнее прочитал контракт и узнал, что имеющиеся у них права покрывают не только «Хоббита», но и «Властелина колец», про который ни Снайдер, ни Дейч ранее вообще ничего не слышали. Прочитав ради интереса роман, Снайдер понял, насколько это более эпичное и всеобъемлющее произведение, если сравнивать его с «Хоббитом», и какие возможности открываются перед ним.

Убежденный, что у него на руках материал, который его озолотит, продюсер решил всё переиграть и вместо продолжения работы над «Хоббитом», сделать всеобъемлющую экранизацию истории Средиземья. В начале 1966 года Снайдер устроил презентацию своих идей по переносу вселенной Толкина на большой экран для студии «20 Век Фокс». Однако, как вскоре выяснилось, на тот момент никто из чиновников никогда ранее не слышал про «Властелина колец». Студия решила, что Снайдер просит слишком много денег на экранизацию никому не известной книги и отказала ему.

В итоге Снайдер остался ни с чем. При этом у него уже не оставалось ни времени, ни средств, чтобы сделать изначально запланированную версию «Хоббита» в срок. А затем Снайдер еще раз перечитал контракт. Согласно его условиям, он должен был выпустить цветную версию «Хоббита» до 30 июня 1966 года. Но контракт не оговаривал, что фильм должен быть полнометражным. Или в каком количестве кинотеатров он должен показываться, и сколько должен длиться прокат. Или какой именно вид анимации должен использоваться. Или, что самое удивительное, что фильм должен быть хорошим.

Потому Снайдер решился на откровенную авантюру. Он поставил перед Дейчем задачу — за несколько остававшихся до истечения срока недель придумать, как уместить сюжет «Хоббита» в 12-минутный формат (хронометраж одной катушки 35-милииметровой пленки), а затем, используя наиболее простую анимацию в форме бумажных рисунков и закадровый голос, чтобы рассказать историю, успеть снять фильм до 30 июня.

Дейч привлек всех возможных друзей и каким-то чудом успел закончить свою работу 29 июня. На следующий день Снайдер арендовал просмотровый зал на Манхэттене, после чего начал искать потенциальных зрителей прямо на улице, предлагая им уникальную возможность стать первыми, кто посмотрит новый анимационный фильм. Для этого им нужно было заплатить всего 10 центов.

Набрав нескольких человек, Снайдер устроил им эксклюзивный показ, после чего попросил недоумевающих зрителей подписать заявление, удостоверяющее то, что 30 июня 1966 они действительно заплатили деньги за просмотр анимационного фильма по мотивам книги Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит».

С моральной точкой зрения трюк Снайдера вряд ли заслуживает хоть малейшего уважения, но зато юридически его позиция была безупречна: он выполнил условия контракта и потому сохранил за собой права на экранизацию произведений Толкина. Очень скоро Снайдер перепродал их за 100 000 долларов. Чудеса бизнеса, да и только.

The Beatles и «Властелин колец»

К тому моменту Толкин из мало кому известного в США автора уже превратился в знаменитость, а «Властелин колец» стремительно стал бестселлером. Этому поспособствовало как новое издание романа в мягком переплета, так и сформировавшаяся к тому моменту особая атмосфера 1960-х: дух свободы, движение хиппи, надежды на мир во всем мире — всё это сложилось таким образом, что придуманный Толкином мир Средиземья стал невероятно притягательным для молодежи тех лет.

Параллельно с «Властелином колец» в США стремительно набирал популярность и другой феномен 1960-х — The Beatles. Казалось, что сама судьба благоволила их встрече.

По словам Пола Маккартни, основной движущей силой в идее экранизации «Властелина колец» был Джон Леннон, который хотел исполнить роль Фродо — что сразу же не понравилось Маккартни, считавшему, что Леннон старается перетянуть на себя всё внимание. Впрочем, автор книги «Биттлз и кино» Рой Карр утверждает, что на самом деле Леннон планировал сыграть Голлума, в то время как Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр должны были сыграть Фродо, Гэндальфа и Сэма соответственно.

Как бы там ни было, известно, что летом 1969 года United Artists выкупила права на экранизацию «Властелина колец» за 250 000 долларов. Также известно, что примерно тогда же «битлы» сделали предложение Стэнли Кубрику стать режиссером фильма — однако тот после недолгих раздумий отказался, так как посчитал, что история ввиду своей колоссальности просто не экранизируема.

В то же время Хайнц Эдельман, дизайнер и художественный директор «Желтой подводной лодки», загорелся идеей съемок анимационной версии «Властелина колец». Эдельман считал, что с помощью средств анимации не передать истории в жанре экшн и видел «Властелина колец» в виде своеобразной анимационной оперы — чего-то вроде диснеевской «Фантазии», приправленной духом фильмов Акира Куросавы. По словам Эдельмана, его версия «Властелина колец» не была бы стилистически похожа на его предыдущую работу: «Анимация была бы абсолютно другой: с куда менее насыщенными цветами, нереалистичной, но без деталей в стиле модерна, какие имелись у «Желтой подводной лодки».

Впрочем, у студии были другие планы: после некоторых колебаний было принято решении снять «живой» фильм. Предложение стать его режиссером получил Джон Бурмэн, который в те годы работал над адаптацией «Короля Артура». Однако, получив предложение поставить «Властелина колец», он, не раздумывая, согласился. Вместе со сценаристом Роспо Палленбергом он устроил мозговой штурм, пытаясь определиться, как же лучше всего подступиться к такой махине — превратить ли ее в «фильм Феллини в Нетландии» или же сделать что-то более традиционное, большой студийный фильм в духе «Мулен Руж», где всё красиво и не по-настоящему.

Актеры из фильма Питера Джексона воссоздают обложку альбома The Beatles «Abbey Road»

В конце концов оптимальной была сочтена более стилистически простая экранизация. Однако студия настаивала на том, чтобы уложить содержание всех трех книг в один фильм (да, когда-то были такие времена, когда экранизации искусственно сокращали, а не растягивали), что поставило перед Бурмэном весьма непростую задачу. В итоге он с Палленбергом написал 176-страничный сценарий. На его 81-й странице, сразу после того, как Братство преодолевало пороги, и взору героев открывался великолепный пейзаж, был предусмотрен антракт для зрителей.

По словам Бурмэна, фильм начинался бы с того, что камера въезжала в кабинет Толкина и показывала профессора за работой, после чего следовала открывающая сцена в стиле театра Кабуки, рассказывающая про Саурона и создание кольца Всевластия.

Известно, что Палленберг добавил в сценарий ряд новых элементов. Например, у Фродо появился любовный интерес в виде Галадриэль. Персонажу Арвин в этой версии было всего тринадцать лет, а Арагорн женился на Эовин. Орки в Мории находились в состоянии наркотического сна, и шаги героев пробуждали их от спячки. Дуэль Гэндальфа и Сарумана проходила в словесной форме примерно в таком стиле:

Гэндальф: Саруман, я змея готовящаяся нанести удар!
Саруман: Я посох, который давит змею!
Гэндальф: Я огонь, который обращает посох в пепел!
Саруман: Я ливень, который гасит пламя!
Гэндальф: Я колодец, который удерживает воду!

Нечто подобное можно встретить в одном из выпусков комикса Нила Геймана The Sandman.

Также в сценарии появился очень странный эпизод, где Гимли избивали и бросали в яму, чтобы тот «обратился к своей наследственной памяти и вспомнил слово, открывающее врата Мории».

Заканчивался сценарий сценой, в которой Гэндальф, Фродо, Бильбо, Галадриэль, Арвин и Элронд покидали Средиземье на корабле. Появлялась радуга, что заставляло оставшегося на берегу Леголаса воскликнуть: «Взгляните — всего семь цветов! Миру в самом деле приходит конец».

На тот момент «битлы» всё еще оставались закреплены за проектом, и Бурмэн с Палленбергом пытались изыскать способ уделить каждому из них равное количество экранного времени. Идеальным Фродо они считали Пола Маккартни.

Основные сложности проекта были, разумеется, связаны со спецэффектами. Бурмэн пытался придумать, как снять основные сцены фильма и при этом не разорить студию. Например, из сюжета были убраны все летающие существа — те же Назгулы в его сценарии передвигались на лошадях со снятой кожей.

С другой стороны, многие из идей Бурмэна всё равно были весьма затратны и сложны в реализации. Например, он планировал построить настолько огромную и подробную модель Средиземья, что на ней даже была бы видна кривизна поверхности. Натурные съемки должны были проходить в Ирландии, что было связано с местными налоговыми льготами для кинопроизводства, павильонные съемки проводились бы на студии «Ардмор».

Однако когда сценарий был готов, и Бурмэн уже выбрал локации для съемок, студия вынесла окончательный вердикт: слишком сложно, слишком дорого, слишком рискованно. Говорят, что на отмену съемок повлиял и сам Толкин: по слухам, он был не в очень большом восторге от идеи взять на главные роли «битлов». Да и сам квартет в 1970 года окончательно распался, и так и не смог воссоединиться.

Таким образом, и вторая попытка адаптировать роман Толкина для большого экрана снова закончилась ничем. Что же касается Бурмэна и Палленберга, то через десять лет после этой истории они поставили «Экскалибур», в котором использовали многие из своих оригинальных задумок для своей версии «Властелина колец».

Незавершенная история Ральфа Бакши

Мультипликатор Ральф Бакши был большим поклонником романа Толкина. Узнав о неудавшейся попытке Джона Бурмэна экранизировать «Властелина колец», Бакши обратился к United Artists с предложением снять свою анимационную версию. Однако к этому моменту студия, истратившая на проект три миллиона долларов, но так и не отснявшая ни единого кадра, уже разуверилась в возможности экранизации Толкина.

Постер мультфильма Ральфа Бакши

Тогда Бакши обратился к главе студии MGM Дэну Мельнику, чей офис находился в том же здании, что и офис United Artists. Тому понравилась идея Бакши, особенно после того, как Бакши сумел заручиться поддержкой продюсера Сола Зейнца, с которым он уже работал над «Приключениями кота Фрица». Вскоре MGM и Зейнц выкупили у United Artists права на постановку «Властелина колец» и все имеющиеся наработки Бурмэна. После получения благословления от семьи Толкина на съемки, Бакши приступил к работе. Он хотел разбить экранизацию на три части, но в итоге MGM настояла на том, чтобы фильмов было два. Первая версия сценария была готова уже к сентябрю 1976 года, тогда же начались и работы над созданием первой части.

Работая над картиной, Бакши активно использовал технику ротроскопии, при которой анимация создавалась путем последовательной обрисовки отдельных кадров отснятой кинопленки с реальными актерами и декорациями. Это помогало уменьшить затраты и добиться большего реализма на экране.

Однако за время работы над первой частью анимационного «Властелина колец», на MGM успело смениться руководство, и новый глава студии не испытывал большого энтузиазма по отношению к проекту. Изначально творение Бакши должно было выходить в прокат под заголовком «Властелин колец: часть 1». Однако новое руководство студии настояло на том, чтобы убрать упоминание о первой части из заголовка, мотивировав это тем, что зрители не пойдут в кино, чтобы увидеть половину истории.

В итоге, когда в ноябре 1978 года лента вышла в прокат, критики буквально распяли ее из-за того, что история обрывалась на середине. Многие зрители тоже пребывали в недоумении, так как, исходя из названия, считали, что увидят экранизацию всего произведения, а не его части.

Несмотря на это, лента окупилась и принесла прибыль — но даже это не заставило новое руководство пересмотреть свое мнение по поводу проекта. В итоге было принято решение не снимать сиквел. В качестве формального оправдания отказа было использовано отсутствие упоминания «части 1» в заголовке: дескать, мы обещали экранизировать «Властелина колец», мы его и экранизировали.

скачать видео на filmz.ru

Сам Бакши позже сказал, что если бы знал, что ему не позволят завершить историю, то никогда бы не стал снимать половину «Властелина колец». Главным утешением для него стало письмо от семьи Толкина с благодарностью за проделанный труд.

Двумя годами позже телеканалом ABC был выпущен анимационный мюзикл «Возвращение короля», который многие считают своего рода неофициальным сиквелом фильма Бакши. Однако сам Бакши не имел никакого отношения ни к нему, ни к трилогии Питера Джексона.

В ряде интервью, он высказывал откровенную обиду на то, что никто из создателей трилогии Джексона ни разу не пытался связаться с ним. Интересно, что сам Питер Джексон изначально отрицал, что вообще видел версию Бакши, однако позже всё же заявил, что она послужила одним из источников вдохновения для его версии «Властелина колец».

Эпоха Питера Джексона

В 1995 году Питер Джексон активно работал над фильмом «Страшилы». Картина требовала создания большого количество разнообразных визуальных спецэффектов, и потому его компания Weta Digital приобрела большое количество мощной по тем временам компьютерной техники. Разумеется, Джексон не мог не задуматься над вопросом о том, в каком новом проекте ее можно было бы использовать после завершения работы над «Страшилами». И первое, что пришло ему в голову — произведения Толкина, которые, по непонятной для Джексона причине, никто до сих пор так толком и не экранизировал.

И вот, заручившись поддержкой боссов Miramax Харви и Боба Вайнштейнов, Джексон начал переговоры с Солом Зейнцом, у которого на тот момент всё еще оставались права на «Властелина колец». Этот процесс затянулся на несколько лет: с одной стороны, Джексон вскоре получил предложение от студии Universal снять ремейк «Кинг Конга», а с другой, выяснилось, что имеющиеся у Зейнца права не распространяются на «Хоббита».

Питер Джексон времен «Братства кольца»

В 1997 году после того, как Universal отменила съемки «Кинг Конга», Джексон снова вернулся к идее «Властелина колец». В конце концов, вопрос с правами был улажен, и Джексон приступил к работе над сценариями двух фильмов, общий бюджет которых изначально оценивался в 75 миллионов долларов.

Однако чем больше длилась работа над проектом, тем большие сомнения возникали по поводу способности Miramax финансировать съемки, масштаб которых всё увеличивался. И в итоге, когда общая смета проекта выросла до 150 миллионов долларов, братья Вайнштейн решили оправдать свое прозвище «Руки-Ножницы» и максимально урезать материал, чтобы его можно было уложить в один фильм.

17 июня 1998 году Боб Вайнштейн представил тритмент для двухчасового фильма. Согласно имеющейся информации, он, в частности, предложил:

• полностью вырезать Бри и Битву в Хельмовой Пади;
• объединить Рохан и Гондор;
• сократить сцены в Ривенделле и Мории;
• вырезать персонаж Сарумана;
• сделать Эовин сестрой Боромира;
• вставить сцены, где Энты бы помешали Урук-хаю похитить Мерри и Пиппина.

Джексон, категорически не согласный с таким решением, принялся обивать пороги других голливудских студий, используя в качестве своеобразной рекламы 35-минутное видео с нарезкой проделанной им работы. Спустя четыре недели поисков, ему наконец-то повезло: продюсер New Line Cinema Роберт Шэй не только заинтересовался идеей, но и вдобавок спросил у Джексона, почему они работали над двумя фильмами, в то время как «Властелин колец» опубликован в трех томах.

Вскоре была оформлена сделка: New Line получила все права на «Властелина колец», а братья Вайнштейны — 5% от всех сборов будущей трилогии, что, учитывая ее почти трехмиллиардную итоговую кассу, стало весьма выгодным вложением капитала. Впрочем, как показали дальнейшие события, даже этих денег им оказалось мало: позже Вайнштейны судились с Warner Bros., требуя еще и 5% от всех сборов «Хоббита».

Питер Джексон в итоге переработал материал уже для трех фильмов. Основные съемки стартовали в Новой Зеландии 11 октября 1999 года и завершились спустя 438 дней — 22 декабря 2000 года. В целях удешевления производства все три фильма снимались одновременно.

«Братство кольца» вышло в прокат 19 декабря 2001 года и мгновенно стало хитом. За ним последовали еще два фильма, которые стали настоящим звездным часом для New Line, сумевшей создать одну из самых прибыльных и успешных киносерий всех времен. Растянувшееся почти на пятьдесят лет путешествие «Властелина колец» к большому экрану было, наконец, завершено.


Все новости