Как Роланд Эммерих и Джеймс Кэмерон не отправились в «Фантастическое путешествие»

filmz

24 августа 1966 года на экраны вышла лента «Фантастическое путешествие», рассказывающая историю о специальной подводной лодке, которая вместе с экипажем была уменьшена до размеров молекулы и с помощью шприца впрыснута в артерию ученого-перебежчика, жизнь которого любой ценой нужно было спасти. На выполнение задания команде отводился всего один час, по истечении которого она снова бы приобрела нормальный размер. Следовало множество приключений (разумеется, сюжет не обходился и без зловещей тени «Кэй Джи Би») и в финале героев ждал традиционный хэппи-энд.

Фильм не стал большим финансовым хитом, еле отбив бюджет, но, как минимум, запомнился впечатляющими по тем временам визуальными эффектами, которые принесли ему несколько премий «Оскар». Интересно, что продюсеры попросили знаменитого фантаста Айзека Азимова написать новеллизацию на основе сценария фильма. Азимов первоначально отказался, так как счел концепцию миниатюризации слишком фантастичной для того, чтобы в нее можно было поверить. Но затем он всё же взялся за работу при условии, что ему можно будет исправить на бумаге хотя бы часть из многочисленных научных неточностей фильма. В итоге, несмотря на то, что сам Азимов остался не вполне доволен финальным результатом, его новеллизация разошлась весьма приличным тиражом, который к началу 1980-х составил два миллиона экземпляров.

В 1984 году Азимов получил предложение написать продолжение, повествующее о двух миниатюризированных субмаринах, советской и американской, которые воевали друг с другом в теле человека. Нетрудно догадаться, что Азимов наотрез отказался от данного предложения. Правда, он всё же написал книгу «Фантастическое путешествие 2: Цель – мозг», но она рассказывала совсем другую историю — о группе советских и американских ученых, которые отправились в совместное путешествие в мозг умирающего ученого, чтобы извлечь оттуда информацию о важном открытии.

Что касается кинематографа, то за истекшие с момента выхода фильма десятилетия тема миниатюризации если и использовалась, то в основном лишь в сюжетах комедийных лент вроде «Внутреннего пространства» и «Дорогая, я уменьшил детей». Всё изменилось в середине 1990-х, когда по экранам всего мира победоносной поступью прошелся «День независимости» Роланда Эммериха — фактически, осовремененная версия «Войны миров» и фильмов категории «Б» 1950-х годов о нападении НЛО. На волне этого успеха студия «20 Век Фокс» задумалась над тем, какие еще старые сюжеты можно было бы рассказать на новый лад. Тут кто-то и вспомнил о «Фантастическом путешествии», которое в 1996 году как раз отмечало 30-летие своего выхода.

Кадр из «Фантастического путешествия» 1966 года

В итоге задача вернуть «Фантастическое путешествие» на большие экраны была поручена находящемуся в зените славы Роланду Эммериху и его бессменному деловому партнеру тех лет Дину Девлину.

Недолго думая, они решили привлечь к работе двух самых популярных сценаристов «Секретных материалов»Глена Моргана и Джеймса Вонга. Им была поставлена задача придумать сюжет, в котором фигурировали бы Токио, нанотехнологии и традиционный для фильмов Эммериха американский президент. И вот, 12 июня 1997 года Вонг и Морган представили свой 139-страничный сценарий, действие которого разворачивалось в таком далеком для них, и таком близком для нас 2014 году.

Согласно сюжету скрипта, столетнюю годовщину Первой мировой войны планета встречает в напряженном ожидании начала следующего глобального конфликта. Китай угрожает вторгнуться на Тайвань, что может послужить началом Третьей мировой. Первый чернокожий президент США Дэниэл Грир полон решимости не допустить этого и отправляется на саммит в Токио, где планирует подписать мирное соглашение. Однако японские националисты атакуют правительственный кортеж и Грир получает ранение, из-за которого у него в мозгу возникает неоперабельный тромб.

Японские доктора предлагают экспериментальное лечение с использование обладающих искусственным интеллектом наноботов, созданных американским ученым-перебежчиком Джейсоном Андерхиллом. Несмотря на то, что служба безопасности категорически против участия в спасении президента такой сомнительной личности, у правительства не остается другого выбора. Однако вместо ликвидации тромба, случается восстание наномашин, которые обретают самосознание и больше не выполняют команды ученых.

Теперь последний шанс спасти президента — это использовать миниатюрную субмарину «Протей». Подлодка, длиной в пять человеческих клеток, уже собрана, остается лишь подобрать экипаж. В него входит команда морских котиков, Андерхилл и агент секретной службы Рихтер, который считает себя виновным в случившемся с президентом. Их тела с помощью нанотехнологий разбираются на вещества, а затем собираются в уже миниатюрном виде. Процесс крайне опасен, и не всем участникам спасательной операции удается его пережить.

Наконец, на 65-й странице сценария путешествие уменьшенных героев начинается. Им предстоит столкнуться с массой проблем: атакующими их лейкоцитами, гипотермией, вызванной минитюаризацией, совершить опасный проход сквозь сердце и в финале сразиться с армией наноботов, подстерегающих их в мозгу Грира.

Когда, казалось бы, все машины уничтожены, появляется последний босс — эволюционировавший нанобот. Увидев его, Андерхилл сходит с ума и пытается саботировать миссию, чтобы спасти новый вид разумной жизни на планете. Рихтеру удается остановить его и уничтожить противника, пожертвовав ради этого «Протеем». После этого героям удается удалить тромб и выйти из организма президента, который затем успешно восстанавливается и подписывает мирный договор.

В студийном отзыве на работу Моргана и Вонга было сказано:

«Отличная концепция, но она сопряжена с массой условностей, которые сложно игнорировать, и большим количеством лишних сюжетных линий».

И с этим резюме в целом можно согласиться. Да, это та концепция, которой современные спецэффекты позволили бы заиграть новыми красками. Да, наноботы — это вполне интересный противник для такого сюжета, а цель в виде предотвращения войны является неплохим мотивирующим фактором, даже несмотря на то, что авторы полностью опустили вопрос, почему тот же вице-президент не мог подписать договор.

Неофициальные концепты

Но в остальном у сценария имелся ряд проблем. Например, излишне большое описание технологий. Азимов был прав, когда говорил про то, что сама концепция уменьшения человека настолько фантастична, что для нее практически невозможно подобрать какое-то более-менее правдоподобное объяснение. Авторы же тратили на это уйму времени, но с учетом различного рода научных неточностей, вроде ремарок о том, что изотоп с периодом полураспада в шесть часов полностью распадается за двенадцать, это скорее работало наоборот и делало всё еще более фантастичным и неправдоподобным, чем нужно.

Еще одной проблемой было то, что само путешествие занимало меньше половины истории — всё остальное отводилось на политику, переговоры и секретные технологии и больше напоминало экранизацию какого-то технотриллера Тома Клэнси. Из-за этого складывалось впечатление, что сюжет склеили из двух совершенно разных историй, каждая из которых заслуживала отдельного фильма.

И наконец, персонажи. Главный герой (агент Рихтер) удивлял такими подробными знаниями экспериментальных технологий и медицинских процедур, что было невозможно не задаться вопросом, что он вообще забыл в секретной службе и где его Нобелевская премия? Финальный саботаж Андерхилла совершенно не соответствовал его персонажу. Остальные действующие лица были прописаны крайне формально, за исключением разве что спецназовца-курильщика, который, увидев вблизи поверхность легкого курящего человека, зарекался брать в руки сигарету, посылая тем самым важный сигнал подрастающему поколению.

Сценарий требовалось переделывать, но к тому моменту Эммерих и Девлин уже заключили контракт с Sony на постановку «Годзиллы», так что дальнейшая работа проходила без их участия.

В итоге для переписывания сценария студия наняла Тэба Мерфи. Он сменил место действия с Токио на Тайбэй, и придумал другое объяснение для появления наноботов в организме президента: они содержались в пуле, которую выпустил в него тайванский экстремист. После того, как герои отправлялись в путешествие, следовала сцена в стиле «Скалы», где наноботы уничтожали всех коммандос, и в живых оставался только агент Рихтер и несколько ученых, которые затем сражались с машинами, не давая им разрушить организм президента.

Примерно в 1998 году проектом заинтересовался Джеймс Кэмерон. Режиссер впервые посмотрел «Фантастическое путешествие» в 12-летнем возрасте, и с тех пор фильм крепко запал в его память. Джон Ландау, который работал с Кэмероном над производством «Титаника», прочитал скрипт Мерфи, но счел, что для такой истории нужен более свежий подход. Сам же Кэмерон через некоторое время решил сосредоточить все усилия на «Аватаре», ограничившись лишь продюсированием проекта. В итоге несколько лет ремейк находился в подвешенном состоянии без режиссера.

Затем Роланд Эммерих, который после «Дня независимости» успел поработать с несколькими студиями, снова вернулся к сотрудничеству с «20 Век Фокс». Потому Кэмерон решил воспользоваться этой возможностью и лично позвонил Эммериху, предложив ему снова заняться режиссурой проекта. Эммерих в ответ попросил прислать ему для ознакомления имеющийся сценарий. Кэмерон так и поступил, выслав черновик, над которым на тот момент трудились Рик Джаффа и Аманда Силвер. Что интересно, через несколько лет эта пара помогла «20 Век Фокс» перезапустить другую классику 1960-х, а именно — «Планету обезьян».

Действие их версии «Фантастического путешествия» разворачивалось в 2185 году. Объединение тоталитарных государств, известное как Альянс, контролирует почти всю Землю. США, последний светоч демократии на планете, находятся под ударом и близки к тому, чтобы проиграть войну.

Американской шпионке Меган удается выкрасть из лаборатории Альянса некий чип, который может переломить ход войны. Чтобы вынести чип, она помещает его миниатюризированную версию в имплантат, находящийся в своем организме.

Спецподразделению удается эвакуировать Меган, однако возникает проблема: всем гражданам Альянса вживляется миниатюрная бомба, которая взрывается при удалении на определенное расстояние от отведенной им зоны. В теле Меган целых две таких бомбы, и остается всего десять часов на то, чтобы обезвредить их и извлечь чип.

Куратор Меган, агент Парр обращается к ее мужу, доктору Гранту, с просьбой о помощи. Грант ненавидит Парра за то, что он некогда сказал Меган, что ее супруг погиб от рук Альянса, чтобы она отбросила все колебания и полностью отдалась своей опасной миссии. Но сейчас ему на время приходится забыть о вражде и объединить с ним свои силы, чтобы спасти свою жену.

Парр, Грант и команда морских котиков грузятся в субмарину «Барракуда», которая затем миниатюризируется и вводится в организм Меган. Вначале всё идет по плану, и команда обезвреживает первую бомбу. Однако затем на героев неожиданно нападает беспилотная подлодка. Выясняется, что это часть встроенной охранной системы Альянса. Обе подлодки начинают разрушительную войну в организме Меган, что даже приводит ее к клинической смерти.

В конце концов поврежденной «Барракуде» удается уйти, однако враг следует за ней по пятам, и герои понимают, что кто-то на борту установил передатчик. В финале выясняется, что один из морских котиков является агентом Альянса. Парр искупает свои прошлые грехи, жертвуя собой, чтобы уничтожить предателя и вражескую подлодку. Гранту удается обезвредить вторую бомбу, а затем выйти из организма жены через слезной канал, после того, как очнувшаяся Меган начинает плакать, узнав от врачей, что ее муж всё это время был жив. Хэппи-энд.

Этот сценарий по духу напоминал сюжет, который некогда был предложен Айзеку Азимову. Авторы постарались учесть некоторые ошибки предшественника: например, путешествие в их работе начиналось куда быстрее (на 24-й странице), почти вся политика была убрана, а персонажи были проработаны в целом получше. Кроме того, сценаристы отказались от объяснения того, как работает миниатюризация, видимо, посчитав, что зрителю хватит того факта, что действие происходит в глубоком будущем. Конечно, в этом сценарии всё равно хватало сюжетных условностей, и будь по нему снят фильм, из него не вышел бы шедевр — но по крайней мере, могло получиться достаточно зрелищное кино.

Неофициальные концепты

Итак, получив сценарий, Эммерих прочел его и, по собственному признанию, возненавидел. В одном из последовавших интервью режиссер мотивировал свое решение тем, что ему крайне не понравилось то, что действие происходило в далеком будущем. Еще режиссера не устроила линия морского котика, пытающегося саботировать миссию, что, по его мнению, было очень похоже на сюжет «Бездны». В конце интервью Эммерих гордо добавлял, что станет заниматься фильмом лишь в том случае, если он будет хорошим. Остается лишь пожалеть, что при работе над другими своими проектами он не придерживался данного принципа.

Как бы то ни было, но после этого студия всё же наняла новых авторов — Кормака и Мэриэнн Уибберли — однако их работа была сорвана из-за забастовки сценаристов 2007-2008 гг. Следующие несколько лет непонятная кадровая чехарда продолжилась: о желании поставить фильм в 2010 году заявил Пол Гринграсс, затем он передумал, и на его место заступил Шон Леви. Сценарием некоторое время занимался Шейн Салерно, однако завершил ли он свою работу, так и не сообщалось.

В этом году после нескольких лет тишины о проекте снова заговорили, что в общем-то закономерно, так как в 2016 оригинальная лента отметит свое 50-летие, что предоставит студии красивый повод для выпуска ремейка. В мае сообщалось, что Дэвиду С. Гойеру, чье имя сейчас, кажется, всплывает при упоминании абсолютно любого перезапуска, было поручено написать с нуля тритмент, который лег бы в основу сценария картины.

Впрочем, всё это абсолютно не значит, что путешествие всё же состоится: пускай Джеймс Кэмерон до сих пор формально числится продюсером проекта, но с учетом того, что его внимание на ближайшие годы будет безраздельно отдано многочисленным сиквелам «Аватара», сложно рассчитывать на его полноценное участие. А если прошедшие двадцать лет что-то и показали, так это то, что без серьезной движущей силы этот проект не слишком-то желает запускаться в производство. Так что лишь время покажет, состоится ли новое «Фантастическое путешествие» — и если да, то кто же все-таки в него отправится.


Все новости