Стоит напомнить, что представляло собой российское кино в те годы. Три года подряд, с 2001 по 2003 год, в десятке лидеров кинопроката России не было ни одного отечественного фильма. Последним крупным успехом нашего кино стала экшн-драма Алексея Балабанова «Брат 2», которая по итогам 2000 года заняла в отечественном прокате восьмое место. Этот фильм стал второй за всю историю отечественной картиной, собравшей в кинотеатрах России более $1 млн. После этого в нашем прокате главенствовали лишь голливудские хиты. В 2003 году на экраны вышла криминальная комедия Руслана Бальтцера «Даже не думай!», собравшая в прокате без малого миллион долларов, и это считалось большим успехом и, по большому счету, потолком для сборов российского кино.
Экранизация популярного романа Сергея Лукьяненко «Ночной дозор» вышла в июле 2004 года. По меркам мирового кинематографа работа Тимура Бекмамбетова была довольно дорогим арт-хаусом, но благодаря грамотно проведенной маркетинговой кампании, для отечественного зрителя и проката она стала фильмом-прорывом, настоящим откровением для поклонников зрелищного развлекательного кино.
Для работы над картиной были рекрутированы все возможные ресурсы на территории бывшего Советского Союза. Чтобы лента Тимура Бекмамбетова была сделана на должном уровне, над созданием спецэффектов в ней трудились более десятка студий, а их создание обошлось в 200 тысяч долларов — немыслимые для российского кино тех лет деньги!
При производственном бюджете $4,2 млн картина принесла продюсерам $16,03 млн в кинопрокате России (столько в СНГ не собирал ни один голливудский фильм!) и $17,87 млн — за рубежом. В кинотеатрах США «Ночной дозор» заработал $1,5 млн, а в видеопрокате США — $12,5 млн. Права на создание ремейка были проданы студии 20th Century Fox за $2 млн (но до сих пор не были реализованы). Таким образом, фильм Тимура Бекмамбетова стал единственным российским фильмом за всю историю, собравшим за рубежом больше денег, чем на родине. И это безо всякой поддержки со стороны государства — Совэкспортфильм, занимавшийся продажей российского кино в другие страны, не прилагал никаких усилий по реализации киноленты на зарубежные территории, не было никакого Фонда Кино с его господдержкой и продвижением русского продукта на Запад. В нашем прокате в 2004 году «Ночной дозор» оставил после себя такие американские блокбастеры, как «Властелин Колец: Возвращение короля», «Троя», «Послезавтра», «Человек-паук 2», «Ван Хельсинг», «Гарри Поттер и узник Азкабана», «Я, робот», «Король Артур» и даже «Шрэк 2». То есть зрители нашей страны в июле 2004 года дружно пошли в кинотеатры, чтобы именно там посмотреть картину, производство которого телеканал ОРТ (ныне — «Первый») начинал, как мини-сериал!
В результате эта картина стала всего лишь третьей прибыльной (бюджет — $4,2 млн, сборы — $16,03 млн) отечественной лентой на то время после «Любить по-русски» (1995) и «Бумера» (2003).
Полную историю создания «Ночного дозора» мы уже рассказывали, но стоит напомнить некоторые интересные факты. В январе 2003 года пресс-служба ОРТ сообщила, что клипмейкер и режиссер Тимур Бекмамбетов при участии кинокомпаний «ТаББаК» и Bazelevs Production приступил к съемкам мистического триллера «Ночной дозор» по одноименному бестселлеру Сергея Лукьяненко. Генеральным продюсером проекта стал Константин Эрнст. Позже к нему присоединился Анатолий Максимов. Также было сообщено, что киноверсия появится в кинопрокате в октябре 2003 года, а четыре серии «Ночного дозора» будут показаны по телеканалу ОРТ в конце декабря 2003 года. Бюджет всего этого «русского шаманства» был определен в $1,6 млн (деньги телеканала) + $0,5 млн (привлеченный бюджеты за счет интеграции в фильм рекламы). Сумма государственной поддержки — 0 рублей. Для сравнения, производство фильма «Брат 2» Алексея Балабанова обошлось в $1,5 млн.
Но во время съемок создатели картины поняли, что «первый российский блокбастер» получается, и решили отказаться от его телеверсии, сосредоточив все усилия на сиквеле «Ночного дозора», который потом получил название «Дневной Дозор». То есть безостановочное (почти два года) производство «Дозоров» обошлось продюсерам в окончательные $4,2 млн. С точки зрения всей тогдашней российской киноиндустрии это был огромный риск: выпускать две экранизации Сергея Лукьяненко друг за другом в кинопрокат, когда «Сибирский цирюльник» собрал в 1999 году $2,61 млн, а «Брат 2» — $1,08 млн. А «Дозорам» необходимо было заработать в ориентированном на показ американской кинопродукции прокате как минимум $8-8,5 млн, чтобы только окупить их производство.
Именно такую сумму сборов озвучила российская прокатная компания «Гемини», когда посмотрела рабочие материалы по «Ночному дозору» и взялась за продвижение и роспись фильма в наших кинотеатрах. В результате у проекта Первого канала (бренд ОРТ канул в Лету) получилось на старте 312 копий. В том году больше экранов было только у «Человека-паука 2» (321), который собрал в итоге $9,33 млн. А ленте Тимура Бекмамбетова удалось вместо планируемых «Гемини» $8 млн заработать при огромных по тем временам затратам на рекламу в 1 млн долларов — в два раза больше!
«Ночной дозор» возродил интерес наших граждан к российскому кино, и поход в кинотеатр вновь стал одним из самых привычных и самых любимых форм их досуга. Был разбит в пух и прах миф о том, что современный зритель не хочет смотреть отечественное кино. Даже сегодня итоговый результат сборов ($16,03 млн на 312 копиях) картины Бекмамбетова смотрится великолепно на фоне «достижений» нынешнего российского кинопрома, и по-прежнему входит в TОП-30 самых кассовых отечественных кинолент. Каждая напечатанная копия фильма собрала 51 300 долларов, и по этому показателю с этой лентой мало кто сможет сравниться.
Зрителя, пришедшего на картину, не особо интересовал звездный актерский состав — института российских кинозвезд в России не существовало и присутствие громких имен не обеспечивало тогда, как и не гарантирует сегодня, кассовых сборов и интереса публики. Прежде всего наш зритель шел на «Ночной дозор», как на «российский ответ» американским блокбастерам и как на «наш ответ Тарантино», и продюсеры не обманули его ожиданий.
На волне успеха первого фильма, в конце декабря 2004 года было решено поставить в кинозалы уже готовую вторую часть. Но Эрнст и Максимов не стали торопиться, выждали время, довели до ума спецэффекты и в результате сиквел «Ночного дозора» вышел только 1 января 2006 года. Собрав в два раза больше первого фильма, «Дневной дозор» положил начало такому явлению в нашем прокате, как «новогодняя битва». Но это уже другая история…