Определить основные причины кассовых успехов или неудач очень сложно. Будь по-другому, в прокат выходили бы только успешные картины. И в Голливуде, и в курилках еще будет немало дискуссий по поводу «Грани будущего», а мы пока посмотрим на несколько факторов, о которых почти наверняка будет сказано еще не один раз.
MPAA (Американская ассоциация кинематографии) ежегодно проводит демографические исследования, и результат этих исследований таков, что в кино регулярно ходит 48% мужчин и 52% женщин; из них младше 18 лет — 25%, 18-29 лет — 21%, 30-44 года — 22%, старше 45 лет — 32%; американцев их них — 31%, неамериканцев — 69%.
Возрастной рейтинг «Грани будущего» — PG-13. Он не запрещает родителям водить на фильм своих детей, но дает преимущество некоторым другим картинам-конкурентам, например, «Малефисенте». Говорить о чем-либо с уверенностью еще рано, однако по данным на выходные демография ленты Дага Лимана такова: 61% — мужчины, младше 18-ти — 11%, младше 25 лет — 27%, а 73% — старше 25 лет.
Эти цифры в первую очередь показывают, что картина не привлекает подростков и молодежь. Эта категория зрителей помчалась смотреть романтическую драму «Виноваты звезды», которая стала номером один в США, стартовав со сборами в $48 млн сразу. У «Грани будущего» оказался значительно выше процент зрителей старше 25 лет, что, кстати, неудивительно, учитывая возраст исполнителя главной роли: несмотря на то, что внешне Том Круз вообще не планирует стариться, ему вот-вот исполнится 52 года, так что его целевая аудитория и должна быть малость повзрослее.
И, кстати, о Томе Крузе.
Система кинозвезд уже не та, что была раньше. Раньше имя на постере уже выступало гарантом безопасности дальнейшей судьбы картины, люди шли в кино, не зная о ней ничего, кроме того, что там есть Кларк Гейбл, Джон Уэйн, Арнольд Шварценеггер или тот же Том Круз. Сейчас ситуация изменилась.
Взглянем на график.
За прошедшие десять лет стало понятно: для того, чтобы в США добраться до планки сборов в $200 млн, фильм, принадлежащий к жанру научной фантастики, должен состоять в тесной связке с каким-либо известным фактором. Три ленты из пяти, чьи сборы превысили двести миллионов, — это франшизы. Один — это фильм студии Pixar (собственно, эту планку преодолевали все пиксаровские мультики). Пятый — фильм Джеймса Кэмерона, превосходнейшим образом продвигавшийся везде и всюду, настоящий маркетинговый феномен. Так что, к несчастью (к большому несчастью, если говорить о фанатах жанра), борьба НФ-картины за кассу — это почти что сизифов труд. Тем более, что подобные фильмы стоят очень дорого. Жанр практически обречен.
Опять же, взглянем на график.
Вспомним плакаты научно-фантастических блокбастеров. Правда, похоже, что они относятся к одному и тому же фильму? А с трейлерами дело обстоит еще хуже. Большие летние попкорн-фильмы должны состоять из взрывов и отменных компьютерных эффектов, именно это отражает размах картин в первую очередь. Поэтому трейлеры обычно донельзя похожи друг на друга. И что ты с ними ни делай, они будут выглядеть практически одинаково.
Если я полагаю, что «Прометей», «После нашей эры», «Тихоокеанский рубеж» и «Элизиум: Рай не на Земле» — неудачное кино, вряд ли я побегу смотреть «Грань будущего». Даже если «Обливион» приятно удивил, хотя я смотрел его не в кино, а ждал выхода фильма в iTunes.
«Грань будущего» (ох, ну и нудное же название) — умное кино. Только по трейлерам этого не видно. Зато в них видно, что чуваки в костюмах, похожие на роботов, гвоздят друг дружку по головам. «Тихоокеанский рубеж» убедил меня в том, что кино про чуваков в костюмах роботов я больше смотреть не хочу. В трейлерах сквозила какая-то интересная идея — человек переживает один и тот же день, пока не проживет его правильно. Но быстрые монтажные склейки и взрывы эту идею несколько придавили.
Было бы здорово, если бы трейлер «Грани будущего» выглядел просто как черный экран, на котором написано: «Мужик из «Миссии: невыполнимой» и девушка, которая играла королеву Викторию, в интереснейшем научно-фантастическом варианте «Дня сурка» сражаются с пришельцами из космоса!»
Да, кино — это действительно волшебная штука. Есть фильмы, которые надо обязательно смотреть в кинотеатре. Большой экран, мощный звук, совместные с другими зрителями переживания. Некоторые фильмы поэтому даже ждешь с особым рвением.
Это всё прекрасно. Но есть и сопутствующие элементы: дебилы, ковыряющиеся в мобильных телефонах; возмутительно высокие цены на билеты; дебилы, не затыкающиеся ни на секунду; дебилы, пинающие спинку твоего кресла; отвратительная вонь поп-корна и начос; необходимость приходить за 45 минут до начала, чтобы занять нормальные места. Дома ничего подобного произойти не может.
Фильмы должны быть достойны того, чтобы пойти на них в кино. «Грань будущего» в этом смысле не особенно постаралась.
Я люблю блокбастеры. Но сейчас еще только июнь, а кажется, что прошло уже целое лето, из них одних состоящее.