«Квотирование вводить надо, без этого российскому кино не поможешь, — сказал Мединский. — Вводить его надо обязательно, что бы на эту тему ни балаболили владельцы киносетей. Мы посмотрим на итоги года, после этого будем принимать решение. Прежде чем ввязываться в битву, нужно понять, кто нам противостоит».
Господин Мединский — историк. Но он как будто не знает истории современного российского проката. А она такова: в начале девяностых страна имела огромную сеть устаревших одно- и двухзальных кинотеатров, потому что двадцатью годами ранее отказалась от внедрения Dolby и мультиплекса — об этой фатальной ошибке советского руководства не устает твердить продюсер «9 роты» Елена Яцура. Так вот, кинотеатры в те годы закрывались, а в их помещениях открывались мебельные салоны и прочие торговые залы, ввиду нехватки коммерческой недвижимости и общего хаоса. Зрители переходили на пиратское видео, в результате чего культура просмотра необратимо изменилась. А в 1996 году в Москве открывается современный (но даже для того времени — не передовой по мировым меркам) кинотеатр «Кодак-Киномир». Там показывают голливудское кино, потому что наше на тот момент просто не соответствует даже техническим параметрам. Три-четыре года спустя в стране начинается бум строительства современных многозальных кинотеатров в торговых центрах, а отечественная индустрия начинает подтягиваться. Новые кинотеатры соответствуют всем мировым стандартам. Но кинотеатров еще не достаточно, чтобы русский фильм мог окупиться в кинопрокате. Это происходит только в 2003 году — «Бумер» с производственным бюджетом чуть меньше 400 тыс. долларов и примерно таким же рекламным собирает 1,6 миллиона долларов. Половина остается в кинотеатрах, половина отправляется производителям — и получается Прибыль. И только через год появляется «Ночной дозор» (редкое арт-хаусное кино, которое, благодаря грамотному маркетингу стало национальным блокбастером), после которого о русском кино начинают говорить уже всерьез. Короче говоря: прокат иностранного кино был и остается экономическим базисом существования рынка сбыта для кино отечественного. Есть иностранное кино — множатся кинотеатры — растет рынок сбыта отечественных фильмов. Что такое случилось с русским кино, что можно выбить из-под него базу, на которой оно стоит? Оно стало сильно качественным, стало стабильно собирать хорошие деньги? Стало стабильно популярным?
Кто вам противостоит, Владимир Ростиславович? Вам противостоят законы рынка. Спрос и предложение. Предположим, вводится квотирование. Любое. Любая мера, направленная на искусственное увеличение числа российских фильмов в прокате. Как бы в пользу отечественных авторов и продюсеров и, тем самым, в пользу государства.
Во-первых, конкурентоспособных фильмов на всех не хватит. Вот, скажем, «Сталинград». «Сталинград» собрал в прокате больше денег, чем «Пираты Карибского моря 4» — успешнее выступил только «Аватар». «Сталинград» такой — один в год. Еще парочка «Легенд №17», мультфильмов по мотивам русских народных сказок, десяток комедий с медийными лицами из сериалов ТНТ. Всё это собирает свои деньги само по себе, без квот. И не начнет собирать больше с их введением: кто хотел, тот сходил. Арт-фильмы, опять-таки, без всяких квот, собирают так же, как арт-фильмы иностранные — какие-то небольшие деньги, очень редко — чуть побольше, как, например, «Фауст». Но на то они и арт-фильмы, от них никто особо и не ждет успехов, и финансируются они безвозвратными деньгами государства, меценатов, фондов и пр. А что остается? А остаются такие, с позволения сказать, фильмы, как кастрированные телесериалы «Темный мир: Равновесие» и «Три мушкетера», «Всё включено 2», «1812: Уланская баллада» и так далее — продукция, смотреть которую никто не будет ни при каких условиях. Ни один житель нашей страны не заслужил, чтобы ему это показывали. Надо ли это поддерживать квотами? Не надо. Рынок постепенно должен смыть это непотребство, обанкротить произведшие его компании, уничтожить карьеры авторов. Но именно это непотребство и получит шанс расцвести пышным цветом. Это называется «отрицательная селекция». Такая же, как уже случилась при отборе лидеров кинопроизводства (посмотрите на результаты проката фильмов ТПО «Рок» за 2013, например: хорош лидер производства, нечего сказать). Можно надорваться, вытаскивая при помощи протекционистских мер всякую пакость, а зритель на нее не пойдет. Он и сейчас не ходит, и впредь ходить вряд ли будет.
Итак, представим себе картину: иностранные фильмы ограничены квотами. На экранах появилось огромное количество российского кино — вся его современная панорама, и всё это крутится очень назойливо. Правда, есть и хорошие фильмы, как сейчас. Раз в год — «Вий 3D», три раза в год кассовые мультфильмы и «Елки», шесть-семь раз в год комедии а-ля Enjoy Movies. Но всё остальное время — тот кромешный ад, о котором мы сказали в предыдущем абзаце. То, что никто и смотреть-то не хочет. Зритель голосует рублём, одни картины идут в переполненных залах, другие — в совершенно пустых. Какие же изменения начинаются на рынке?
Сначала в очередной раз вырастут цены на билеты. А как известно, в головах российского зрителя, отравленного в девяностые годы домашним просмотром, а в нулевые — интернет-пиратством, существует разделение фильмов на те, которые надо смотреть дома, и те, которые надо смотреть в кино. Очевидно, что по более высоким ценам люди предпочтут смотреть в кинотеатрах то, что поярче, погромче да повеселее, а не то, что потоньше да поумнее...
Начнет падать посещаемость, люди будут всё больше и больше смотреть пиратским способом. Пока детей защищают от информации о наркотиках и самоубийствах, пиратов по-прежнему никто не трогает. Торренты, локалки, Вконтакте и так далее расцветают пышным цветом. Роскомнадзор что-то там систематически закрывает, но это ни на что не влияет. Качают все. Не так, так этак.
Попрощаемся с фестивальными фильмами, идущими в ограниченном прокате. У них и так посещаемость невелика, и их и так в процентном соотношении к кинопоказу и дискам больше всего пиратят. Кинотеатры перестанут крутить это себе в убыток, и компании вроде «Кино без границ» и «ПроВзгляд» закроются или сольются с более крупными игроками. Хотя на черта это нужно будет крупным игрокам?
Попрощаемся с драмами нефестивальными, с драмами оскаровскими — такими, как «12 лет рабства» и так далее. Потрясающая «Прислуга» пару лет назад уже шла на трех с половиной экранах, будет еще хуже.
Попрощаемся с французскими фильмами. Очередной «Астерикс и Обеликс» до нас доберется, а «Замуж на два дня» и «1+1» уже под вопросом.
Где-то тут с рынка начнут уходить прокатчики среднего размера.
Примерно тут начнет сжиматься и рынок российских фильмов — кинотеатры попросту будут закрываться, т.к. посещаемости прорвавшихся сквозь квоту американских блокбастров уже тоже будет не хватать для поддержания экономики, цены-то будут атомные. На «Аватар» в 3D можно было спокойно сходить за 250 руб., и это казалось выше нормы. Сейчас на обычный фильм за 250 руб. уже не всегда попадешь, о 3D и говорить нечего.
Число кинотеатров окажется где-то на уровне 2002-2003 года. То есть, на уровне того периода, когда в кинотеатрах из русского окупился только «Бумер» с тем бюджетом, о котором мы писали выше. Вы что-нибудь слышали о русских фильмах с такими бюджетами, попавшими в широкий прокат в последнее время? Мы слышали только о «Шопинг-туре». Даже у Enjoy Movies, которые исправно собирают кассу, бюджеты больше — и это их еще не балуют халявными грантами.
Останется некоторое количество кинотеатров, в которых (если, скажем, квота будет введена по-божески, 20% русского кино) будет активно использоваться пять залов. В четырех будут неделями идти одни и те же блокбастеры, а в пятом будут показывать «русское кино». Точнее, нести пропаганд-повинность. Там будет условная «Уланская баллада», «Калачи» и прочая так называемая «социально-значимая» ерундистика, которую ни один нормальный человек в здравом рассудке и с минимальными зачатками вкуса смотреть не будет. Останутся только околовластные киностудии, снимающие всякую заказуху и официально зарабатывающие на освоении госденег.
За ненадобностью схлопнутся все наши киновузы и киношколы, а все люди, способные снимать кино и страстно желающие этим заниматься, уедут в кинематографические страны, кто-то будет снимать сериалы, ну, а многие вообще уйдут из кино (надобности в кинопрессе и киносайтах тоже уже не будет) в другие отрасли.
Вот такое вот «кино» ждет нас в случае введения квот.